Дрезденская опера входит в число красивейших оперных театров мира.
Пышное внутреннее убранство оперы - лепнина, настенные и потолочные фрески и живописные панно, - а также уникальная акустика здания неизменно привлекают в оперу тысячи посетителей.
Оркестр Саксонской государственной оперы входит в число старейших и лучших оркестров мира. Праздничное вечернее освещение и звуки оркестра создают вокруг Дрезденской оперы особую атмосферу.
Оперный театр в Дрездене, как птица Феникс, трижды возрождался из пепла. Первое здание королевского оперного театра в Дрездене было построено в 1838-1841 гг. по проекту Готфрида Земпера, знакомого нам уже, как автора проекта картинной галереи Цвингера. Здание театра было выполнено в стиле итальянского Ренессанса, и стало один из красивейших театров Европы, но в результатет пожара в сентябре 1869 г. было полностью уничтожено. В этом же году был сооружён временный деревянный театр, вмещающий 1800 зрителей. Уже 2 декабря 1869 г. в «Деревянном балагане», как называли это сооружение в народе, состоялось открытие с премьрой драмы Иоганна Вольфганга Гёте «Ифигения».
Возведение новой оперы началось уже в 1871 г. Автором проекта был снова Готфрид Земпер, но сам он уже в процессе строительства не участвовал. После подавления Дрезденского майского восстания 1849 года, где Готфрид Земпер и его друг Рихард Вагнер были в первых рядах, Земпереру пришлось бежать и покинуть Дреден навсегда. Работами руководил уже его сын Манфред.
В 1878 году строительство новой оперы было завершено. Здание оперы было выдержено в стиле итальянского Возрождения, и отличалось пышностью и богатством внутреннего убранства, при оформлении которого были использованы штукатурный мрамор, благородные металлы и живописные панно, а также прекрасной акустикой, которая по своим характеристикам превзошла даже Миланскую Ла Скала. Дрезденская опера по своему внешнему виду, внутреннему убранству и функциональным характеристикам стала образцом всех оперных театров мира.
Во время бомбардировки Дрездена 13 февраля 1945 г., при которой был практически полностью разрушен центр города, сильно пострадало и здание оперы, целыми остались лишь наружные стены и некоторые скульптуры. После войны, во время сноса полуразрушенных зданий и расчистки города от завалов, руины театра снесены не были, а в 1952 г. их даже укрепили, что в дальнейшем облегчило реставрационные работы, которые начались только 24 июня 1977 г. и закончились через восемь лет. Ещё одно, символическое, открытие театра состоялось в день 40-летия бомбардировки Дрездена - 13 февраля 1985 г., показом оперы Карла Марии Вебера «Волшебный стрелок». Новое здание полностью сохранило свой первоначальный облик. Его портал, как и прежде, украшает бронзовая квадрига со скульптурами Диониса и Ариадны, автором которых является уже небезызвестный нам Иоганнес Шиллинг. У входа в театр установлены скульптуры Иоганна Вольфганга Гёте и Фридриха Шиллера, в нишах боковых фасадов - Шекспира, Софокла, Мольера и Еврипида. Зрительный зал вмещает более 1300 зрителей, при этом все они могут наблюдать за спектаклями с расстояния не более 23 м от сцены.
Последним «испытанием» для театра было наводнение в августе 2002 г., когда уровень воды в Эльбе поднялся выше нормального на 9,40 метра, ущерб составил 27 млн. евро. После трехмесячных восстановительных работ театр вновь был открыт для зрителей. Открытие театрального сезона состоялось, вместо запланированного 13 августа, только 9 ноября показом балета «Иллюзии как Лебединое озеро». После объединения Германии Дрезденская опера официально стала называться «Саксонской государственной оперой» (нем. Sächsische Staatsoper).