По реакции двух известных литераторов на одно и то же событие, как мне кажется, легко определить, кто из них писатель, а кто мимо проходил. Удачно, что оба они в оппозиции к существующей власти: оставив политику за скобками, можно их выступления в жанре открытого письма оценивать исключительно с точки зрения литературного мастерства.
Почему я не иду на Российское Литературное Собрание Завтра состоится большое для книжного мира событие. Будет создаваться некая новая структура, которая должна пропагандировать чтение, облегчать жизнь литераторов, филологов, библиотекарей, способствовать развитию гуманитарного знания и заниматься всякими другими прекрасными делами. Власть наконец признала российскую словесность важным делом, обещает государственную поддержку. Хочет послушать мнение писателей.
Издательство уговаривало меня пойти и поучаствовать. Я обещал подумать. Раздумья мои закончились, когда я узнал, что на Собрание собирается прийти Владимир Путин - не то выступать, не то даже председательствовать.
Если так - без меня, пожалуйста.
Пока в стране есть политзаключенные, находиться поблизости от правителя, просто даже в одном с ним помещении, я не могу. Это означало бы, что я считаю для себя возможным внимать речам о прекрасном, исходящим от человека, который держит в тюрьме людей за их политические убеждения.
Нет, не считаю.
Я с удовольствием пообщаюсь с Путиным на темы литературы и чтения после того, как всех «политических» выпустят. Вот обещают скорую амнистию. Посмотрим, распространится ли она на узников 6 мая. Посмотрим, затеется ли третье дело Ходорковского. Посмотрим, отпустят ли Надежду Толоконникову и Марию Алехину.
А пока - нет, невозможно. Изображая кордебалет вокруг авторитарного правителя, писатель, да и всякий публичный человек, тем самым как бы соглашается с его методами правления.
При этом я нисколько не осуждаю коллег, которые туда пойдут. Знаю, что многие думают так же, как я, но кто-то говорит: с паршивой овцы хоть шерсти клок, а кто-то просто руководствуется нормальным писательским любопытством. Я тоже верю в теорию малых дел и тоже любопытен. Но как вспомню про Сергея Кривова, который второй месяц держит голодовку и теряет сознание в зале суда, а к нему не пускают «скорую», всё мое любопытство пропадает.
Знаю, что кому-то из вас моя позиция покажется вздорной или чистоплюйской, но ничего поделать не могу. Сердцу не прикажешь.
Мой ответ на приглашение на Российское Литературное Собрание Я только что отправил вот такой ответ на Приглашение на Росийское Литературное Собрание ( на котором,мне сообщили, будет присутствовать глава государства) присланное мне.
Вот текст.
"Здравствуйте!
В ночь с 19-го на 20-е ноября я получил приглашение на Российское Литературное Собрание от вас,
родственников и потомков известных российских писателей.
От А.Д. Достоевского, М.Ю. Лермонтова, Е.В. Пастернак, А.А. Пушкина, Н.Д. Солженицыной, И.В.Толстого, А.М. Шолохова.
Я вас благодарю за приглашение !
Хотя, признаюсь, в первый момент я подумал , что стал объектом некоего розыгрыша, чьего-то плоского юмора.
Так, в 90-е годы на Старом Арбате можно было сфотографироваться с Лениным, Николаем Вторым, и даже с Гитлером.
Вот я и подумал было, что у вас съезд двойников или однофамильцев.
Принять ваше приглашение не могу и не хочу.
Вот несколько причин, почему не могу и не хочу :
- Мне сообщили,что приглашены чуть ли не тысяча писательских голов.
Я же глубоко убеждён, что в каждую эпоху существет на самом деле либо один значительный писатель, он же мыслитель и властитель дум своего времени, либо считанные единицы.
Я уверен, что этим считанным единицам незачем собираться вместе.
Существует дружба идей, а ещё чаще борьба идей, но литературное собрание в тысячу голов, подвыпившие писатели ( а они всегда подвыпившие), - это пошло.
- Я бы не хотел, в момент, когда на сцену вашего собрания подымется какое-либо высшее должностное лицо государства, оказаться сидящим в кресле в актовом зале Университета Дружбы народов имени Патриса Лумубы. Потому что я не хочу, чтобы моё имя использовали для усиления авторитета и общественного веса высшего должностного лица.
- Был бы я родственник Э.Лимонова, или его потомок, может быть пришёл бы. Извините.
С уважением ко всем вам,
Эдуард Лимонов "