Как отвечать на эти два вопроса на собеседовании в вызывающей доверие манере рассказывает Хайди Грант Хэлворсон, замдиректора Центра изучения мотивации школы
бизнеса Колумбийского университета.
Надежность - черта характера, которую люди, а именно интервьюеры, подсознательно ищут в своем собеседнике. В общем, пан или пропал. Эми Кадди из Гарварда и ее коллеги уже давно раскрыли секрет, как произвести впечатление уверенного в себе человека: просто проявите теплоту и компетентность. Теплота, исходящая от вас, говорит о том, что вы расположены по отношению к собеседнику, а ваша компетентность в профессиональных вопросах показывает, что вы будете действовать сообразно вашим благим намерениям. Собеседник, обладающий этим качеством, - важный союзник. Но компетентный собеседник, который не настроен на теплое общение, может стать грозным противником: он не будет членом команды, он скорее создаст проблемы любому, оказавшемуся на его пути.
Давайте проанализируем два самых популярных вопроса, которые обычно задают во время интервью, и поможем вам понять, как отвечать на такие вопросы, проявляя при этом искренность и компетентность.
Расскажите о себе. Это отличный вопрос, который может помочь продемонстрировать вашу компетенцию, да и большинство собеседников готовы пуститься в долгие рассуждения о том, как многого они уже достигли, - не пропадать же отрепетированной в ванной комнате речи.
Но этот вопрос может помочь вам открыться с другой стороны,
продемонстрировав скромность и признательность.
Давайте поговорим о скромности. Мне ли не знать, как порою хочется раструбить всему миру о своих достоинствах, но исследования показывают, что стоит вам быть чуточку скромнее в описании себя - и ваш собеседник сам припишет вам 20-30% положительных качеств. Если вы переусердствуете, превознося свои качества и достижения, они скинут вам ровно столько же очков.
Вы явно переборщите, если скажете: «Я превосходно обращаюсь с клиентами. Они обожают меня».
Скромная версия подобной мысли будет звучать следующим образом: «Я долго работал, чтобы понять потребности клиентов, и я счастлив тем успехам, которые мне удалось достичь в общении с ними».
Кроме того, очень важно демонстрировать чувство благодарности: вы никогда бы не стали тем, кем вы являетесь, без чьей-либо помощи и поддержки, не стоит даже сомневаться в этом. Когда вы говорите о своих способностях и сильных сторонах, помните о необходимости упомянуть и о своих наставниках и тех возможностях, предоставленных вам другими людьми, которые позволили развить ваши лучшие качества. Расскажите о том, как вам повезло с коллегами, которые помогали вам и направляли вас.
Почему вы ушли с вашей последней работы? Это вопрос, отвечая на который легко споткнуться. Все твердят, что негативно отзываться о своей бывшем боссе или организации - плохая идея, и они совершенно правы. Поэтому совет, который предлагается вашему вниманию, состоит в переключении акцента на поиск вами «новых возможностей реализовать себя» и увидеть себя в новой роли. Это хороший совет, если все, о чем вы беспокоитесь - демонстрация профессионализма и компетентности.
Но обратите внимание, как много «я» в таких ответах: «Я ищу новые возможности для самореализации. Я хочу развиваться в новом направлении». А как насчет людей, которых вы оставили? Где же ваша приверженность ценностям компании, ваше чувство ответственности? (Два ключевых показателя подлинно теплого отношения.)
Чтобы продемонстрировать преданность интересам фирмы, начните говорить о том, как болезненно для вас было уходить с предыдущего места работы (даже если это не так), как вы и ваши коллеги выручали друг друга. Подчеркните, что, если бы у вас был вариант продолжать развиваться и реализовывать себя в должной мере в рамках вашей предыдущей работы, вы, конечно же, остались бы там. Если вы создаете впечатление, что легко могли оставить своих прежних коллег, интервьюеры будут приходить к выводу, что с той же легкостью вы сможете расстаться и с ними.
Для проявления чувства ответственности есть два правила, которым вам стоит следовать. Во-первых (что само собой разумеется), важно дать понять, что вы рады приступить к новым обязанностям со всей ответственностью, и, во-вторых, что вы не оставили никого из коллег в сложной ситуации, покидая прежнее место работы.
Другими словами, вы должны со всей очевидностью продемонстрировать, что вы крайне серьезно относились к своим обязанностям и на предыдущем месте. Вероятно, можно упомянуть, что вы подумывали уйти с работы раньше, но не смогли, поскольку хотели дождаться завершения некоего крупного проекта или подождать, пока вам не подыщут замену.
В качестве другого эффективного способа для создания атмосферы дружелюбия и компетентности стоит упомянуть правильную постановку вопросов, задаваемых человеку, который вас собеседует. В частности, вы можете использовать вопросы, чтобы послать три самых мощных сигнала дружеского расположения: интерес к интервьюеру, признание его способностей и достоинств, а также эмпатию и сочувствие.
Задавая вопросы, которые посылают правильные импульсы, вы создаете для себя ценную возможность выглядеть в глазах собеседника участливым человеком и высокопрофессиональным сотрудником. Например, вы можете продемонстрировать интерес к интервьюеру, спросив: «Итак, а как же вам удалось получить должность [текущую должность] в [компании]?» или «Над чем вы работаете в настоящий момент?». Ответы могут обнаружить сходство с вашим образованием, опытом или карьерными целями или дать вам возможность выразить участие и понимание в отношении заявленных перспектив, которые являются общими для вас и вашего собеседника.
Вы можете утвердить дружеское расположение интервьюера, спросив его: «Какой совет вы бы дали соискателю [должности, на которую вы претендуете]?» Как показывают исследования, в противоположность нашей интуиции просьба о рекомендации и признание в том, что вы чего-то не знаете, делает вас более открытым, честным и профессиональным в глазах собеседника.
Выделите время, чтобы целенаправленно подумать о том, как вы будете проявлять участие и расположение к человеку в ходе вашего следующего собеседования или в ходе ваших следующих телефонных переговоров с новым клиентом или коллегой. Трудно переоценить преимущества, которые предоставляет вам внушающий доверие вид, или же те возможности, которые вы утрачиваете, если не можете внушить доверия и симпатии. (с)
Источник *
Кроме английского: какие иностранные языки повысят вашу зарплату*
Подход детектива из сериала "Коломбо", когда мы договариваемся с другими*
Самые дефицитные профессии в России *
Особенности изучения английского для работы