Описан Кевином Келли, одним из гуру новой экономики. Первый факс-аппарат стал результатом исследований стоимостью в миллионы долларов и стоил примерно 2000 долларов в розничной продаже. Но на рынке он не стоил ничего, потому что не было другого факс-аппарата, с которым можно было бы связаться. Второй факс-аппарат сделал первый аппарат более ценным, третий сделал более ценными первые два, и т. д. "Поскольку факс-аппараты объединялись в сеть, то каждый дополнительный поставляемый аппарат повышал ценность всех факс-аппаратов, подключенных до него", - пишет Келли. Значит, покупая факс-аппарат, вы на самом деле покупаете доступ ко всей сети факсимильной связи, что неизмеримо ценнее, чем сам по себе аппарат. Келли назвал это "эффектом факса", или законом избытка, и считает это исключительно радикальным понятием.
В традиционной экономике, как бы там ни было, ценность происходит от дефицита. Общепринятые символы богатства - бриллианты и золото - ценны, потому что редки. А когда нечто редкое становится изобильным - как произошло с нефтью в 1980-1990-х годах, - оно теряет свою ценность.
Но логика сети совершенно противоположна.Влияние и ценность теперь происходят от изобилия. Чем больше пакетов программного обеспечения вы создаете, тем больше людей подключаются к вашей сети и тем мощнее она становится. Вот почему электронная почта, как полагают, приобрела такое распространение: это наилучшее и простейшее средство для создания персональных сетей такого типа. (с) из книги Малкольм Гладуэлл "Переломный момент".
детальней про это из Википедии: В экономике и бизнесе сетевым эффектом - или сетевой экстерналией - называется эффект, который пользователь товара или услуги оказывает на ценность этого продукта или услуги для других пользователей. Классическим примером проявления сетевого эффекта является телефонная сеть. Чем больше пользователей владеют телефонами, тем более ценным является использование сети для каждого ее пользователя. Ценность возрастает при возрастании количества абонентов, так как подключение каждого дополнительного абонента означает возможность связаться с большим количеством людей. Это пример положительной экстерналии, потому что пользователь может приобретать телефон без намерения создавать ценность для других пользователей, но, подключаясь к сети, ненамеренно создает ее. Характер положительного сетевого эффекта выражается законом Меткалфа, который утверждает, что ценность сети растет пропорционально квадрату ее пользователей.
Выражение «сетевой эффект» часто применяется в позитивном смысле. Однако сетевые экстерналии могут быть и отрицательными, например перегрузка компьютерной сети или пробки на дорогах.
[ещё три абаза. включают в себя экономическую терминологию...]Сетевые эффекты были центральной темой в работах Теодора Вейла (Theodore Vail), посвященных теме монополии на телефонные услуги. В 1908 году, когда он представил концепцию в годовом отчете компании Bell, существовало около 4000 локальных и региональных телефонных станций, которые в итоге были объединены в единую компанию Bell System. Экономические основы сетевого эффекта были рассмотрены в статье сотрудника Bell Литкинса (N. Lytkins), в которой впервые появился термин «сетевые экстерналии». Выражение «сетевой эффект» было популяризовано Робертом Меткалфом (Robert Metcalfe), одним из основоположников Ethernet. Меткалф аргументировал, что количество Ethernet карт должно достичь некой критической массы, чтобы пользователи почувствовали все преимущества сети. При оценке технологии он предлагал использовать:
1) стоимость проданных карт, прямо пропорциональную их числу N 2) ценность созданной сети, прямо пропорциональную квадрату числа пользователей N2
Сетевой эффект становится значительным после того, как достигается определенное число пользователей продукта или услуги, называемое критической массой. В этой точке ценность, получаемая от использования продукта или услуги, больше или равна заплаченной цене. Поскольку ценность определяется числом пользователей, после достижения критической массы привлечение клиентов становится намного более простой задачей. Новые пользователи будут воспринимать ценность услуги или товара большей, чем его цена из-за положительных сетевых экстерналий. Ключевой задачей для бизнеса, работающего на рынке с наличием сетевых эффектов, является привлечение пользователей для достижения их критической массы.