Dec 21, 2011 13:35
1. Необходимо различать правду и ложь как активные позиции субъекта от нейтральных позиций, включая вымысел. Далеко не всегда активная позиция имеет значение. Необходимо определять значимость активной позиции.
2. Необходимо активно различать правду от лжи. Также активно, как различается греховное от допустимого.
3. Императив: ложь это зло и грех, правда это добро и добродетель. Это главенствующее правило, из которого могут быть специально оговариваемые уточнения и исключения. Без оговорок действует императив.
4. Правда говорится всегда, если только нет обоснованной необходимости солгать. Каждый случай вынужденной лжи переживается как грех и повод к покаянию.
5. Различаются адресаты высказываний - свои и чужие. Своим лгать недопустимо. Необходимость говорить правду есть важнейшее отличие своих от чужих.
6. Различаются 3 случая говорения лжи, актуальность каждого оценивается по порядку начиная с первых, в случае актуальности первого последующие не рассматриваются:
1). Во зло другому. Тяжкий грех, исключено. Особо выделяется лжесвидетельство - смертный грех.
2). Во благо другому. Грех, ибо мы не знаем, что есть благо для другого. Солгав во благо другому мы перебиваем своей волей волю Господа. Условно допустима (под обязательство покаяния) только ложь в сугубое (безотносительное) благо другому, например, в целях облегчения страданий умирающего.
3). Во благо себе. Грех. Условно допустима только в случае избежания сугубого зла.
7. Здесь не рассмотрен особый случай, когда другой - враг, т.е. лицо намеренно и устойчиво действующее во вред субъекту.
8. Коротко: принцип сокращения лжи.
Философия,
(с),
Религия