Маленькие герои "Великой войны"!

Oct 03, 2014 17:05

"Слава вам храбрые, слава бесстрашные!
Вечную славу поет вам народ.
Доблестно жившие, смерть сокрушившие,
Память о вас никогда не умрет!"



Русские мальчики! Когда Отчизна в опасности, в их детских душах пробуждается трепетное чувство патриотизма, любви к истерзанной и страдающей Родине. Убежавший на Первую Отечественную войну 1812 года 15-летний Петя Ростов из «Войны и мира» пишет отцу: «Прощайте, дорогие родители, я еду оборонять Россию!»



С первых дней Второй Отечественной войны (1914-1918) из городов и сел они сотнями бежали на фронт в действующую армию. Воспитанники гимназий, семинарий, кадетских корпусов и реальных училищ нередко обращались к своему начальству с просьбой отпустить их на войну: 'Мы готовы помочь Родине, - писали в своем обращении воспитанники Омской учительской семинарии. У нас нет ничего того, чем мы могли бы помочь ей, кроме собственной жизни, и мы готовы пожертвовать ею'"...



И в глубоком тылу дети всех возрастов и сословий помогали сеять хлеб и убирать урожай, оказывали посильную помощь старшим братьям и матерям на фабриках и заводах. 'Все для фронта, все для победы над врагом!' Дети войны экономили на себе, отдавая все свои сбережения - 'заветные грошики' - на Алтарь Отечества. Благоговейно собирали пожертвования в кружки - 'на табачок солдату' и теплые вещи для беженцев, солдатских сирот и раненых в госпиталях и лазаретах.



Ну а те, кто постарше, убегали на войну.

Об этом свидетельствуют и газетные хроники тех лет:
- Псков. За сентябрь 1914 года станционные жандармы сняли с поездов более 100 детей.
- Вильна. '20 октября 1914 года на станции было задержано свыше 30 детей-добровольцев'. Всего за первые б месяцев войны из Вильны бежало около сотни детей.
- Киев. 'В течение января-февраля 1915 года железнодорожной полицией задержано 214 юных добровольцев, среди задержанных 11 девочек' ('Неделя войны', 1915, ? 11 (приложение к журналу 'Родина'), с. 4).
- Николаев, 23 октября 1915 года. 'Воспитанник 2-го высшего начального училища Иван Кальченко, 14 лет, убежал на театр военных действий; туда же бежали Иван Гассен, 13 лет, и служащий на заводе 'Наваль' Виктор Головченко, 16 лет' (Николаевская газета, 1915, 23 октября).



Детское бегство на войну стало настоящей эпидемией. О ней с тревогой писала пресса, на неё указывали школа и церковь. Газета «Русское слово» опубликовала интервью с одним офицером-фронтовиком, которое сразу же перепечатали популярные российские журналы:



«Их раны бесполезны, и бесполезна их смерть. Детям не место на войне. Им надо учиться… Неужели не странно, что Россия, которая может выставить 16 миллионов солдат, имеет в рядах своих детей! Попадёт такой малец в плен к немцам, и там воспользуются им, чтобы показать войскам: «Смотрите, как истощилась Россия! Детей посылает на войну!» («Нива», 1915, №52).



Проявляя чудеса самопожертвования и героизма, в свои 12-15 лет они становились Георгиевскими кавалерами. В ходе изучения исторических публикаций было установлено множество имен юных героев Первой мировой войны и их подвигов. О некоторых из них стоит упомянуть отдельно.



Пожалуй, первыми в этом списке юных воинов можно назвать братиков милосердия, как называли их раненые, - учеников Одесской гимназии близнецов Женю и Колю, трудившихся в интересах фронта на приемном пункте временно выбывших из строя солдат. Об этом в печати извещалось так: 'Привозя в своем санитарном поезде раненых, сестра милосердия Е.В. Богатырева поручает братикам особо несчастных и одиноких. Они следят за ними, навещают и стараются удовлетворить их маленькие нужды, пишут письма, звонят по телефону, вызывая родных и близких' А ведь Женя и Коля были всего лишь учениками 2-го класса.



*********************
Самый юный георгиевский кавалер России - Владимир Владимиров. Казак. Доброволец. Ушел на войну со своим отцом-хорунжим казачьего полка. После гибели отца был взят в команду разведчиков. Участник многих разведывательных операций. Во время одной из них, попал в плен. Из плена бежал, добыв при этом, ценные сведения.



*********************
15-летний казак Иван Казаков. Самостоятельно в бою с немцами отбил пулемет, позже спас жизнь своему товарищу, неоднократно с успехом принимал участие в разведке. В одной из вылазок обнаружил батарею противника, которая затем была захвачена нашим отрядом. Грудь юного героя украсили три Георгиевских креста и три Георгиевские медали, а плечи - погоны унтер-офицера.



*********************
12- летний Василий Наумов. С огромным трудом, через всевозможные испытания и препоны добрался до фронта из сибирского села Каретниково. В результате стал разведчиком, был награжден двумя солдатскими Георгиевскими крестами и Георгиевской медалью. Был повышен до унтер-офицера. Дважды ранен.



*********************
15-летний доброволец Ян Пщулковский за свои подвиги награжден двумя Георгиевскими крестами и медалью.


*********************
16 -летний конный разведчик Василий Устинов- за порчу неприятельских проволочных заграждений и уничтожение с тремя боевыми товарищами немецкого разъезда из 12-ти человек - награжден Георгиевскими крестом и медалью.



*********************
14-летний доброволец из Москвы и воспитанник Строгановского училища Владимир Соколов, раненый в ногу, награжден Георгиевским крестом 4-й степени и произведен в унтер-офицеры - 'за захват неприятельского пулемета во время атаки на австро-германском фронте'



*********************
На фотографии с боевых позиций два бравых казака с саблями и карабином - 12-летний Иван Рыпкевич и 14-летний Роман Кочаковский, первый из которых за храбрую разведку был награжден Георгиевским крестом и медалью.


*********************
16-летний доброволец Алексей Беляков, оставшись последним на бронированном автомобиле, продолжил стрельбу из пулемета 'до самого конца боя, нанося противнику в упор громадные потери'. За подвиг награжден Георгиевским крестом 4-й степени и произведен в ефрейторы.



«…Всё многомиллионное детское царство в Европе
и Азии захвачено ныне войной. Что станет с этим
роковым поколением, взрастающим среди громов
и пожаров?»
(Чуковский К. «Дети и война//Нива», 1915, №51).

К сожалению, кроме наград и званий любая война 'дарит' ее участникам тяжелые психические травмы. Все детей и подростки, прошедшие кровавую баню Первой мировой, заработали в той или иной степени различные нарушения и расстройства психики.



Князь Феликс Юсупов писал в мемуарах: 'Ехал с нами пятнадцатилетний мальчик. Мальчик мальчиком, а видно было, боевое крещение получил. Даже и смельчак, судя по Георгиевскому кресту на рваной гимнастерке. Он не много занял места, но спокойно ему не сиделось. Он то вскакивал на полку, как обезьяна, то лез на крышу в окно и оттуда принимался палить из револьвера. Потом тем же путем обратно, и опять скачки и прыжки. Когда он улегся и заснул, мы смогли отдохнуть немного'.

Пять юных Георгиевских кавалеров.


*********************
С 1 октября 1915 года на передовые позиции русской армии вместе с отцом Николаем II часто приезжал наследник цесаревич Алексей, что вызывало высокий патриотический подъем и прилив сил у всех сражающихся. За пребывание на фронте вблизи боевых действий, по решению Георгиевского комитета, 11-летний Алексей Николаевич был награжден Георгиевской медалью



*********************
15-летний Антон Харашкевич. До войны Антон жил в Вильне и после смерти отца нищенствовал со слепой матерью. На фронт подросток ушел добровольцем. За проявленное мужество в боях А.Харашкевич был награжден Георгием 4-й степени и произведен в унтер-офицеры.



*********************
13-летний Василий Правдин неоднократно отличался в сражениях. Вынес из гущи боя раненого командира полка. Получил три Георгиевских креста.

*********************


*********************
15-летний Илья Трофимов, воевавший в Пруссии, был награжден солдатскими Георгиевскими крестами 4-й и 3-й степени.


*********************
Харитон Жук, ученик частной гимназии Воронина (г. Смоленск) был убит 24 ноября 1914 года во время разведки боем у деревни Богдановой. Посмертно его наградили Георгиевской медалью 'За храбрость'.


*********************
14-летний доброволец-артиллерист Антон Гулюк сын героя Русско-японской войны, был у Кенигсберга и подвозил снаряды, контужен и оглушен у г. Лыка 31 декабря 1914 г.

*********************


*********************
На фронте воевали не только юноши, но и девушки. Ученица 6 класса Мариинского училища Кира Башкирова за боевые подвиги была удостоена Георгиевского креста. Под видом добровольца Николая Попова она вступила в один из полков и уже через неделю отличилась в ночной разведке. После того как тайну раскрыли, Киру отправили домой, но вскоре девушка вновь очутилась на фронте в другой части.



*********************
Две гимназистки-казачки Елена Козловская и Фелицата Кульдяева участвовали в целом ряде кавалерийских битв.



*********************
Двенадцатилетний Василий Наумов. С огромным трудом, через всевозможные испытания и препоны добрался до фронта из сибирского села Каретниково. В результате стал разведчиком, был награжден двумя солдатскими Георгиевскими крестами и Георгиевской медалью. Был повышен до унтер-офицера. Дважды ранен.

*********************


*********************
Талантливый семиклассник Виленской гимназии Мазур усовершенствовал работу искрового телеграфа в штабе первой русской армии. Молодой изобретатель погиб при разминировании водокачки в городе Инстенбурге (Черняховске).



*********************
Будущий мapшал Советского Союза Родион Яковлевич Малиновскийй участвовал в боях в составе русского экспедиционного корпуса во Франции. В свои шестнадцать лет он уже был опытным пулеметчиком.



*********************
В сентябре 1914 года из Ростова бежал на фронт 14-летний Константин Заполли. А уже 29 ноября он был на передовой у реки Пилица в Польше. Позиции противников разделяли всего 200 шагов. Участок, где находилась рота Заполли, постоянно простреливался удачно замаскированным на бруствере немецким пулемётом. Ротный командир поставил задачу уничтожить эту огневую точку. «Охотником» вызвался юный воин.
Ночью Константин подполз к неприятельским окопам и обнаружил замаскированный ветками пулемёт. Самому пулемёт унести было невозможно, и тогда он обвязал его принесённой с собой верёвкой. Доброволец вернулся к своим, насколько возможно, протащив за собой верёвку. Команда разведчиков в «нейтральной зоне» потащила верёвку: пулемёт был сбит с бруствера и через мгновение «запрыгал» по полю, в сторону русских траншей. Проснувшиеся немцы бросились его догонять, но русским огнём были загнаны в окопы. За удачный «поиск» Заполли был награждён Георгием 4-й степени, позднее он стал кавалером ещё одного Георгиевского креста («Отклики войны//Нива», 1916, № 4, с. 3-4).



*********************
В начале войны в действующую армию попал 12-летний уроженец Харькова Андрей Мироненко. Отправившись как-то в разведку, он заблудился. Ночью, блуждая, Мироненко оказался в немецком расположении. Увидев неприятельские орудия, разведчик прокрался мимо спящего часового и отвинтил замки у двух пушек. К утру он вышел к своим. Юный герой был удостоен Георгия 4-й степени.

*********************


*********************
С открытием военных действий на Юго-Западный фронт отправился ещё один доброволец - гимназист 4-го класса 2-й житомирской гимназии Николай Орлов. Он успел принять участие в 11 боях, случай же отличиться произошёл с ним в Галиции у Злочёва. Подразделение, где служил Орлов, оказалось отрезанным австрийцами. И тогда юный воин вызвался добровольцем пробраться под неприятельским огнём к своим за подкреплением. За этот подвиг Николай был представлен к награждению Георгиевским крестом IV степени. 20 сентября 1914 года он прибыл «на побывку» в Житомир, где был восторженно встречен в стенах родной гимназии (Николаевская газета, 1914, 27 сентября).



*********************
Пётр Мельник, 12 лет, был удостоен Георгия 4-й степени и произведён в унтер-офицеры за то, что во время атаки под вражеским огнём, первым перерезал проволочные заграждения перед окопами противника. 13-летний доброволец Константин Липатов получил Георгиевскую медаль, за то, что под огнём неприятеля соединил провода телефона и обеспечил связь.



*********************
10-летний доброволец пулемётной команды 131-го пехотного Тираспольского полка Степан Кравченко получил два ранения, а за спасение пулемёта был награждён Георгием 4-й степени («Огонёк», 1915, № 20). 12-летний разведчик Василий Наумов удостоился двух «Георгиев» и медали, стал унтер-офицером, в боях был дважды ранен. Гимназист из Коломны Александр Пробатов, поддерживая под обстрелом сообщение между соседними частями, был контужен и удостоен Георгиевского креста.



*********************
Из последнего класса московской гимназии в 1915 году ушёл добровольцем на фронт Леонид Керцелли и уже через три месяца за мужество, проявленное в боях, был награждён тремя Георгиевскими крестами. Так началась его военная карьера. «За шпионаж» в 1938 году он был репрессирован. В 1956-м Керцелли посмертно реабилитировали «за отсутствием состава преступления» (Керцелли Л. «Военный дневник//Наше наследие», 1990, № 4, с. 116-119).

*********************


*********************
Доброволец Николай Смирнов, 13 лет, Георгиевский кавалер (имел «Георгия» IV степени и 2 медали), в 1915 году совершил побег из германского плена, а в последующих боях сам пленил немецкого офицера («Огонёк», 1915, № 20). 15-летний воин Иван Казаков, награждённый тремя Георгиевскими крестами и тремя медалями, несколько раз отличился в боях, захватил пулемёт, спас жизнь прапорщику, во время одной из разведок обнаружил батарею противника, которая потом, во время атаки, стала трофеем русских войск. Георгий Павлов, 15 лет, был удостоен двух Георгиевских крестов. 13-летний Василий Правдин за вынос с поля боя раненого командира полка получил Георгиевский крест.



*********************
Абубакар Джургаев - чеченец, в возрасте 12 лет ушел на фронт добровольцем вместе со своим отцом Юсупом, оставив учебу в Грозненском реальном училище. Был активным участником всех знаменитых боев и сражений "Дикой Дивизии" в Первой мировой войне. В составе дивизии этот отчаянный мальчик неоднократно проявлял мужество и героизм. Узнав о нём командир 'Дикой дивизии' князь Михаил Романов подарил предмет гордости каждого кавказца - кинжал, в то время ему было всего лишь 12 лет. В 14 лет Абубакар получил в награду почетную Георгиевскую ленту, перевязанную ему лично князем Романовым.



*********************
Летом 1915 года прибыл с Юго-Западного фронта на лечение в Николаев уроженец этого города 13-летний Павел Смоляной, удостоенный Георгиевского креста IV степени. Он был разведчиком Модлинского пехотного полка, бежал из плена, неоднократно выполнял опасные поручения командования (Николаевская газета, 1915, 11 июля).



Примечательно, что среди юных воинов встречались представители разных национальностей: русские, украинцы, поляки, белорусы, эстонцы. К сожалению, имена и фамилии многих остались неизвестными.
Сообщения и рассказы о юных героях, их подвигах и боевых наградах - сдержанны и лаконичны, они напоминают скорее тексты наградных листов. И судьба детей-добровольцев - как у взрослых солдат - 'ранен', 'контужен', 'убит', 'умер от ран', 'после лазарета вернулся на фронт'...



Даже сейчас, спустя 100 лет, их светлые и серьезные лица на пожелтевших от времени фотографиях - дышат мужеством и любовью к Родине, готовностью к подвигам и верой в Грядущую Нашу Победу.



Покуда не переведутся на Руси герои, дотоле и будет стоять она, наша Родина. Дотоле будет существовать и страна наша.. Все мы, внуки и правнуки, наследники участников и героев Первой мировой войны - солдат и офицеров, тружеников тыла и сестер милосердия, многие из которых положили свои силы и жизнь на Алтарь Отечества. Мы все - в долгу перед их светлой Памятью. Перед каждым юным героем



'Возьми себе в пример героя, догони его, обгони его. Слава тебе, русский воин!'- завещал своему маленькому крестнику великий русский полководец Александр Суворов.



http://forum.guns.ru/forum_light_message/47/1357137-m33966137.html
http://smolbattle.ru/index.php?threads/%D0%94%D0%B5%D1%82%D0%B8-%E2%80%93-%D0%B3%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B8-%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%BE%D0%B9-%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9-%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D1%8B.30109/
Previous post Next post
Up