Сезоны-1,2: исследование субъектности через путь от объекта к субъекту
Сезоны-3,4: попытка обнаружить проявления воли в мире, движимом детерминированными силами
Герои-роботы к субъектности идут ровно
по формуле, разрешая философский диспут через изменение сопровождающих диспут внешних обстоятельств. Она же (формула) объясняет развязку (план Арнольда на Долорес и отправная точка её пути) вместе со всем антуражем кровищи и расчлененки (линия игры Энтони Хопкинса: у объекта с потенциалом субъектности для пути к субъектности должен быть достаточный повод). Собственно, для иллюстрации этой части достаточно 1-го сезона, во втором сезоне - простое развитие этой линии без загадок с открытыми картами, ну и сюжетные заходы на продолжение с новым вопросом.
Третий сезон - робот, де-факто ставший субъектом, не может не обладать волей, иначе у него ничего бы не получилось. Но проявления этой воли еще нужно найти. Известный источник проявления воли - человек, объединяет в себе движение под действием детерминированных сил и проявлений не подчиненной им воли. Но одно от второго, находящегося в единстве с первым, не так легко отделить. Вот эти проявления разными способами ищут у людей и у роботов. Развитие идеи и разные способы поиска - в 4-м сезоне (нашли в итоге или нет по сюжету я до конца не понял).
Ищут, натурально,
описанным мной способом (сериал вышел раньше, так что тут не претендую, за исключением, может, отдельных формулировок), но без необходимости путешествовать по параллельным мирам многомировой интерпретации (до этого я на момент поста сходу не додумался). Чтобы "перемещаться" между копиями и параллельными ветками развития детерминированного мира, действительно, не нужно разрывать пространство, достаточно простой симуляции - развитие описывается вычислимыми уравнениями математической физики. С одним нюансом. Не нужно запускать детерминированную симуляцию, чтобы понять, что внутри нее никакой воли найти не получится, на то она и детерминированная. Но волю в эту симуляцию можно привнести извне.
Кстати, в Матрице источниками воли внутри симуляции были люди, подключенные к виртуальному миру как внешние устройства. Но с живым человеком в рамках таких экспериментов есть одна проблема: хоть реальный, хоть виртуальный опыт один и тот же человек может перенести ровно один раз. Для повторения эксперимента не достаточно вернуть симуляцию в исходную точку, человека в таком случае нужно тоже вернуть в исходное состояние (в самом простом варианте - стереть память), а это уже невозможно. "Цифровой двойник" (как в Черном зеркале) - не человек,
искать в нем волю так же глупо, как в детерминированной симуляции "низшей" физики, можно не начинать даже. Собственно, это могло бы быть слабым местом при решении задачи-1: простой робот на математической логике не может обладать никакой волей, а, значит, не может стать и субъектом. Это простое обстоятельство рушит всю логику любых произведений, в которых машины подчиняют себе человеков, поэтому погружаться в эти миры можно только с исходным допущением "мы знаем, что это фундаментально невозможно, но представим, что все-таки возможно". Могло бы разрушить и логику Мира Дикого Запада. Но я попробую его спасти одним замечанием.
В сериале много раз показывали, что местных роботов можно программировать с планшета на каком-то языке достаточно высокого уровня, можно читать и менять исходный код. Из этого можно предположить, что у них в головах обычный цифровой процессор, только с "каким-то там феноменальным быстродействием, необозримой памятью
и все такое". Но есть нюанс. Не позднее конца 2-го сезона показали этот центральный процессор - это т.н. жемчужина (плюс-минус мячик для гольфа). А в 3-м сезоне показали содержимое этого "чипа" (Долорес раздавила жемчужину красавчика-бандита - друга Мейв) - внутри оказался не чип с проводками, а какая-то слизь, т.е. натуральная или синтетическая биомасса (замечание: в конце 4-го сезона раздавили еще пару жемчужин и там не было никакой слизи, а была сухая пыль, и я даже начал сомневаться, была ли внутри слизь в 3-м сезоне или мне так показалось, но качать-проверять лень, поэтому будем считать, что в 3-м сезоне все-таки была слизь, а в 4-м её убрали, т.к. в этих сценах пыль лучше подходила по художественному антуражу). Таким образом, можно предположить, что хотя внутри жемчужин есть элементы цифрового вычислителя (та часть, которая отвечает за ввод-вывод информации для взаимодействия с внешним миром, в т.ч. для программирования), одной этой частью их содержимое не ограничивается. Есть еще какая-то часть (слизь-биомасса), для которой цифровая логика служит рамочным интерфейсом, но которая, к примеру, принимает решения в некоторые ключевые моменты (примерно
в духе "тараканов-киборгов", для которых тоже можно сделать планшет с цифровым пультом управления в духе сериала, но такое "программирование" не превращает таракана в полностью цифровой детерминированный гаджет). Если мозг человека
развился из неживой материи в источник проявления свободной воли, предположение о том, что что-то такое можно повторить тем же путем с материей окружающего мира, не выглядит как ненаучная фантастика. Но если при этом соединить "сознательную" слизь с цифрой (которая, например, отвечает за поступление информации из внешнего мира и память), можно решить проблему переживания живым мозгом каждой ситуации "в один конец": цифровую память для жемчужины можно и обнулить (судя по сериалу, всё оказалось не так просто и у них), слизь при этом останется источником проявления свободной воли (наличие которой, правда, еще нужно подтвердить всевозможными экспериментами, которые, собственно, и показаны в сериале).
Таким образом, роботы в сериале - это скорее всего не простые роботы на булевой алгебре в кремниевых чипах, а смесь цифры и биотеха (киборги, только не на "натуральном" материале). Такая штука (получившая развитие из той же живой основы, из которой в итоге получил развитие человек) на свободу воли, значит и на субъектность, вполне может претендовать. Виртуальные миры с подключенными в качестве внешних устройств жемчужинами превращаются не в простую симуляцию, но в аналог Матрицы, в которой детерминированное окружение на цифровой реализации формул математической физики составляет только внешний антураж для нецифровых недетерминированных источников воли. Эксперименты с вычислимыми параллельными вселенными, прогоняющими одну и ту же ситуацию, фиксирующими действия одного и того же носителя воли в одной и той же ситуации множество раз, становятся теоретически возможными.
Еще несколько позиций отдельными пунктами:
- кремниевые чипы на булевой логике, как и мозг человека, являются развитием простой неживой природы, значит сам факт "неживости" исходного материала не отнимает у сторонников поиска души у кукол надежды её там найти. Однако, хотя такой чип тоже сделан из материала природы, поставленной в рамки, значит ростки живого есть даже в нем, но только не в тех рамках, в которые он поставлен. Если чип работает соответственно рамкам, значит никакой свободы воли в нем нет (на то и рамки). Если же он вдруг решил выйти за рамки ("проявить свободу воли"), значит, как чип он больше не работает - это брак, перегоревший/изломанный механизм, сырой материал.
- Бернард в 4-м сезоне говорит (цитата примерно по памяти): "вероятности - те, кто сделал первый парк с машинами, сперва начали встраивать их в симуляции". Т.е. детерминированность вычислительного автомата разбавляли внешней энтропией (как сейчас, к примеру, для генерации пароля живого человека просят повозить туда-сюда мышкой). Простой вероятности (энтропии), судя по этому же сообщению, оказалось не достаточно, потребовались другие источники недетерминированности (это уже не озвучено прямо). С простыми вероятностями могли получить только кристалл многомировой интерпретации. В целом, это высказывание между делом подтверждает мое предположение о том, что эта теория (про сериал) не просто моя фантазия - что-то такое, действительно, есть в голове у авторов сериала.
- Бернард и Мейв на дамбе: мы не победим... выбор за тобой - ты будешь сражаться вместе со мной?; бороться дальше без варианта победить или уйти в симуляцию ("рай для роботов"). Это, в целом, описание эксперимента по подтверждению теории
Абсолютного квантового подвига.
- Самоубийства роботов в 4-м сезоне по авторам сериала, судя по всему, тоже являются актом проявления воли. Спорно, но ладно.
- "Столько времени просматривала твою память, пытаясь найти ключ, который дает тебе способность не подчиняться моим приказам"
- "Рай для роботов" (кажется, "Безупречность") - цифровая детерминированная симуляция. Когда в конце 2-го сезона машины стали туда "возноситься", их тела падали в пропасть вместе с жемчужинами. Значит это простой симулякр, пустышка, в действительности они погибли, остались только картинки для тех, кто заглянет снаружи туда (как в 3-м сезоне в похожую симуляцию заходила Мейв; Долорес в 4-м сезоне, похоже, создавала сценарии в таком же мире теней, но это не точно, где там в 4-м сезоне был мир настоящих людей, и был ли он, я, правда, до конца не понял).
- В линии с экспериментом с "бессмертием" под переносом сознания в роботизированное тело подразумевалась настройка отдельной жемчужины по опорным проявлениям "обессмерчиваемого" индивида. Т.е., по существу, создание цифрового двойника, который бы в известных ситуациях в прошлом повел бы себя так же, как и оригинал, значит (предположительно) в будущем мог бы продолжить вести себя так же, как почивший. Короче, никакое это не бессмертие, оригинал просто умирает. Останется ли после него в мире живых аниматроник, которого сторонние наблюдатели не смогут отличить от почившего, или восковая кукла в музее - ему уже все равно. Но сам процесс "переноса" выглядит вполне правдоподобно, нейросети сейчас обучают именно так. Для "цифрового двойника" в будущем, когда появится побольше вычислительных мощностей, наверняка замутят нечто похожее в таком же духе. Почему "обученные" таким образом жемчужины отвергают искусственные тела не очень понятно. Точнее, понятно, что по сюжету они хотят показать, что есть какая-то неуловимая разница межу сознанием человека и сознанием роботов (хотя и не совсем простых). Но сознание клона в таком исполнении - это именно, что обычный робот с жемчужиной, ничего внутри него от человека нет. Если только предположить, что адаптивный алгоритм, подогнанный под поведение реального человека, неотвратимо будет иметь внутри какой-то брак.
- Мухи в 4-м сезоне (с намеком на эту функцию начали появляться в 3-м, просто так, кажется, еще раньше). Баал, Вельзевул - повелитель мух.
- В конце 3-го сезона перепрограммированная проститутка (загримированная под полузомби - бледная с пустым взглядом) скачет на белой лошади перед колонной багги. Это, очевидно, смерть на бледном коне. Полагаю, там таких образов еще достаточно.