РОССИЙСКИЕ СПРУТЫ. КТО ОНИ?
- Сегодня будем читать про итальянскую мафию, - предупредил Федерико, раскладывая передо мной листочки с рукописным текстом.
Федерико приехал из Италии учиться во владимирском университете и попутно обучает меня своему языку.
Словом, это мой учитель. На его родине любого преподавателя зовут «синьор профессоре». Но такое высокопарное обращение никак не подходит к моему юному учителю, так как он не выглядит даже на свои 22 - на первый взгляд его запросто можно принять за школьника. Однако интеллект у него вполне соответствует профессорскому званию.
В начале курса обучения «синьор профессоре» забраковал все пять моих учебников итальянского. Тексты к урокам сочиняет сам.
- «Италия - больная страна», - прочитала я заголовок нового творения моего учителя. - О, какая серьёзная тема!
- Понимаешь, - пояснил Федерико, - недавно был в одной компании владимирских студентов, и там зашёл разговор о достоинствах наших стран - Италии и России. И ваши ребята гордо так заявили: «А русская мафия круче итальянской!». Я сильно поразился: разве этим можно гордиться?! Здесь нечем гордиться! Совсем нечем гордиться! Мафия - это позор нации! Мне вот стыдно, что у нас есть мафия.
«Синьор профессоре» рассказал, что ещё будучи ребёнком, видел по телевизору жуткие сцены расправы мафиози с неугодными свидетелями, а также следователями, прокурорами, судьями. И после не мог заснуть от страха. Впрочем, взрослые тоже боялись мафии.
- Федерико, можно опубликовать перевод твоего сочинения в нашей газете? - попросила я.
- Не стоит, - смутился он. - Это очень банальная работа. Я писал для учебного процесса. Кому это будет интересно?
Однако я настаивала. Пусть текст не содержит в себе эксклюзивной информации, но зато какая в нём ощущается боль за страну, какая активная гражданская позиция! По моему мнению, это и есть настоящий патриотизм. Кстати, я была свидетелем того, как переживал Федерико, что, находясь в России, не смог принять участие в голосовании на парламентских выборах в своей стране. Он звонил своему однокашнику в Италию и интересовался, как проходит избирательная кампания. И друг подолгу объяснял расклад сил.
Нечасто я встречала у нас такую политизированную молодёжь...
Наконец, Федерико согласился на публикацию, поставив условие, что к следующему уроку я приготовлю сочинение на итальянском про мафию русскую.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Домашнее задание поставило меня в тупик. Казалось бы, что стоит журналисту-газетчику написать пару-тройку абзацев о русской мафии? Спроси любого прохожего, и он без раздумий скажет, что мафия у нас повсюду. Но в действительности мы совсем ничего не знаем о своей «родной» мафии. И я в том числе. Признаюсь, гораздо больше я осведомлена о мафии итальянской.
Я помню, что по одной из версий, выражение «мафия» возникло от сочетания двух слов: «моя семья» («миа фамилья» по-итальянски). Некоторые историки утверждают, что мафия возникла ещё в 18 веке, другие - что на сотню лет позже. Считается, что сегодня на Апеннинском полуострове имеется три самых мощных мафиозных «семьи» - Каморра в неаполитанском регионе, Андрангета - на юге Италии и Мафия на острове Сицилия (самая сильная и самая знаменитая). Хотя, говорят, на промышленном севере страны тоже существует своя мафия.
Италия многие десятки лет борется с организованной преступностью. Определённые успехи есть. Так широко известна правительственная программа 80-х-90-х годов прошлого века под названием «Чистые руки». В ходе её исполнения многие главари криминалитета и коррупционеры правящей верхушки попали за решётку. При этом от рук мафиози погибло несколько честных людей из правоохранительных органов. Они стали народными героями. Им поставили памятники, их именами назвали улицы городов. Однако у «спрута» отрубили далеко не все щупальца. Нет сомнений, что причина живучести этого монстра заключается в его проникновении в самые высокие сферы власти. Итальянцы это понимают и после очередной кровавой мафиозной разборки сотнями тысяч выходят на манифестации, требуя от власти не показной, а серьёзной борьбы с мафией.
Что есть мафия? Переносный смысл этого слова известен - так именуют различные формы организованной преступности. А в прямом смысле слова?..
Толстый словарь итальянского языка расшифровал словцо “mafia” так : «1) Тайная организация в Сицилии; 2) произвол, самоуправство, насилие; мафиозо - член мафии, бандит».
Словарь иностранных слов сталинских времён (1939 года издания) традиционно заклеймил мафию как явление, могущее возникнуть исключительно в странах капитала. А Толковый словарь Ожегова 1997 года уже дал другую трактовку: «МАФИЯ - Тайная разветвлённая террористическая организация крупных уголовных преступников». Толковый словарь супругов Лопатиных того же года издания определил сходно: ««МАФИЯ - 1) Тайная преступная организация, осуществляющая свои цели методами террора, насилия, шантажа; 2) Преследующая корыстные цели группировка, контролирующая ту или иную сферу общественной жизни, основанная на сговоре, круговой поруке, коррупции и связанная с представителями власти».
И, наконец, Словарь иностранных слов Васюкова пятилетней давности растолковал значение слова «мафия» следующим образом: «Тайная преступная организация, использующая методы шантажа, насилия, террора, убийств, имеющая разветвлённую структуру и связи с полицией, судебными и правительственными чиновниками».
Что у нас подходит под это определение? Насилие, террор, убийства - есть? Есть. В больших масштабах? Да повсеместно! Бандитские организации тайные? Да уж не явные. Есть связи этих структур с милицией, прокуратурой, судьями, депутатами, чиновниками в правительстве? Кто бы сомневался!
Таким образом, мафия в России есть. Но... её как бы нет. Потому что не называются по именам «крёстные отцы», не находят заказчиков убийств, над коррупционерами и мафиози не вершатся громкие процессы, которые бы заканчивались справедливыми приговорами... Изредка, правда, вылавливают единичных «оборотней в погонах»... Народ декоративный спектакль с поимкой «оборотней» комментирует, усмехаясь: «Значит, мало «наверх» отслюнявили, вот их и сдали».
Взять хотя бы пример с недавней шумихой по «мебельному делу». Следствие по нему велось ещё шесть (!) лет назад. Криминал заключался в том, что к нам из европейских стран ввозились крупные партии дорогой мебели, которые по документам значились как плиты, спрессованные из опилок. Соответственно, таможенные пошлины взимались как за опилки. Мебель продавали через магазины сети «Гранд» и «Три кита», которые выстроены почти в каждом российском городе. Прибыль получалась фантастическая, сопоставимая с доходами от нефтедобычи. Когда же в ходе расследования обнаружились преступные связи в государственных структурах - МВД, Генпрокуратуре, ФСБ и даже выше, то слишком пытливого следователя МВД Зайцева отстранили от дела, обвинили в превышении должностных полномочий и отдали под суд. Причём, первоначально московская судья Кудешкина, невзирая на огромное давление «сверху», отказалась выносить ему обвинительный приговор. За это Кудешкину выгнали из судей. А другой, более послушный судья осудил следователя Зайцева на два года. (Сейчас Европейский Суд по правам человека в Страсбурге приступил к рассмотрению жалоб Зайцева и Кудешкиной - нет сомнений, что жалобы будут удовлетворены).
Дело «Трёх китов» было закрыто. За последующие шесть лет таинственным образом погибли важные свидетели. Был убит инициатор уголовного расследования депутат Госдумы заместитель главного редактора «Новой газеты» Юрий Щекочихин. Движимое и недвижимое имущество «мебельщиков» сто раз сменило владельцев. И обо всём этом знали все, кому это положено знать по должности.
Или, вот, у нас во Владимирской области прокурорской проверкой были выявлены масштабные хищения леса. И - ничего!
Короче, домашнее задание по итальянскому я так и не выполнила. Не знаю, что писать.
Федерико Пальмьери: ИТАЛИЯ - БОЛЬНАЯ СТРАНА
Италия знаменита своей многовековой историей, прекрасной архитектурой городов, уникальными произведениями искусства, вкусной кухней и гостеприимством жителей. Однако, как и в каждой стране, в Италии существуют большие и маленькие проблемы и трудные вопросы, которые не всегда имеют однозначные ответы. Например, во всём мире известна итальянская мафия. А после американского фильма «Крёстный отец» распространилось понятие «Семья». Современная итальянская мафия, действительно, является «государством в государстве». Но, к сожалению, фильм «Крёстный отец» дал зрителям совершенно ошибочное представление о мафии: будто эта криминальная организация предоставляет населению работу и помогает ему экономически, особенно на юге страны. Это типичное заблуждение американцев! На самом деле, мафиозная деятельность - всегда и без всяких исключений преступная. И пресловутая «честь» мафиози не существует: это бандиты, которые крадут, обманывают, продают оружие и наркотики, и, когда им выгодно, без сожалений убивают даже женщин и детей. Самая большая проблема заключается в том, что представители самой крупной итальянской мафии работают внутри Парламента и Сената Италии. Даже Сильвио Берлускони, который до апреля этого года занимал пост премьер-министра, обвинялся в близких связях с мафией.
Другая большая проблема Италии - это работа. Университеты всё хуже готовят своих студентов по специальности, а трудовые контракты всё чаще заключаются на ограниченный срок и потому не обеспечивают защиту человека в будущем. В Италии сегодня очень распространено явление, которое называется «Чёрная работа», то есть, когда работник трудится без какого-либо договора с работодателем. Особенно привлекает такой вариант молодых людей. Они предпочитают в конце месяца получить большее денежное вознаграждение, с которого не делаются отчисления ни на медицинскую помощь, ни в пенсионный фонд для обеспечения их безбедного существования в преклонном возрасте. Молодёжь легкомысленно рассуждает, что сегодня они здоровы и сильны, а болезни и старость - это в таком далёком будущем, что не стоит об этом думать.
Необходимо добавить, что после 1 января 2001 года, когда вследствие вступления Италии в Европейский Союз вместо лиры стала действовать денежная единица евро, Парламент страны поднял цены на продукты и товары широкого потребления. Однако политики забыли поднять также и зарплаты, поэтому простым людям сейчас гораздо труднее жить, чем пять лет назад.
Третья проблема, которую я сейчас пытаюсь анализировать, это наркомания. Меня очень беспокоит распространение наркотиков среди молодёжи. В Италии, как и в прочих европейских странах (за исключением Голландии и Швеции), запрещено употребление наркотиков. Как «лёгких» (гашиша, марихуаны), так и «тяжёлых» (кокаина, героина, экстази и др.). Тем не менее, повсюду в парках больших и маленьких итальянских городов можно без проблем приобрести наркотические вещества самых разных видов. Парадоксально, но в Италии есть магазины, где продаются семена и всяческие сопутствующие материалы для выращивания в домашних условиях марихуаны и других наркорастений. После 2001 года, с исчезновением границ между государствами-членами Евросюза, наркомания, это проклятие наших дней, эта безобразная язва, приобретает всё большие размеры. Похоже, процесс свободной продажи наркотиков перешёл в ту стадию, когда его уже невозможно остановить.
Вот некоторые главные проблемы моей страны, которые давно ждут своего разрешения. Возможно, если всё население, а также новый премьер-министр Проди и другие наши политики будут действовать вместе, Италия найдёт лекарство от своих болезней. Я очень на это надеюсь.
* * *
Федерико звонит на родину другу Луке:
- Представляешь, в России за кражу мобильника стоимостью 20-30 евро дают пять лет тюрьмы.
- Да ну! - не верит Лука. - А сколько же тогда дают за крупные кражи?
Я подсказываю «синьору профессоре»:
- Скажи, что у нас всю страну разворовали, а ворам ничего «не дали».
Наталия Новожилова
Опубликовано в № 25 «Томикс-Владимирская газета» 30 июня-6 июля 2006 г.