День 4. Светотень

Nov 17, 2010 14:18

 Для того чтобы изображение выглядело рельефным и живым, нужно изобразить игру света и тени. Эта задача зачастую ставит в тупик начинающих рисовальщиков. К счастью, для ее решения существует четкий пошаговый алгоритм, придуманный художником Бертом Додсоном и названный им «Карта светотени».

Прежде чем описать этот алгоритм, поговорим немного о градациях серого цвета.

Представьте себе шкалу: на левом конце она белая, на правом - черная. А между этими двумя цветами находится множество оттенков серого.

(Строго говоря, черный и белый нельзя назвать «цветами». Это так называемые «ахроматические тона». А черный художники называют «отсутствием цвета». Но это так, к слову).

Итак, существует множество градаций серого, но для изображения светотени нам вполне хватит четырех.

Самый прозрачный оттенок - это свет. Белым цветом мы изображаем самые яркие и освещенные участки предмета.

Следующий оттенок - умеренно прозрачный, или светло-серый. Этим оттенком изображают так называемые участки «отраженного света».

Более темным оттенком серого рисуют участки предмета, находящиеся в тени.

И наконец самым темным, почти черным оттенком рисуем тень, падающую от предмета.

Что такое яркий свет, тень на предмете и падающая тень от предмета - более-менее ясно. А вот «отраженный свет» часто вызывает недоумение: наш глаз не приучен замечать эти участки, находящиеся на границе света и тени.

Кроме этого, изображать тени нужно тщательно и точно: именно расположение светлых и темных участков создает рельеф и структуру предмета - причем именно так, как его видит художник, когда и он сам, и источник освещения находятся в определенных конкретных местах. Стоит повернуть голову или сдвинуть источник света - и тени сразу лягут по-другому.

«Карта светотени» помогает разрешить все эти сложности.

Чтобы правильно нарисовать игру света и тени, надо точно зафиксировать свое местоположение и угол зрения, а также местонахождение источника света. Затем нужно нарисовать контуры предмета с помощью «маленького альпиниста».

Следующий шаг - найти самый светлый участок и нарисовать его контуры: точка за точкой, вслед за маленьким альпинистом, как будто освещенная область - это отдельный предмет. Затем ищем самый темный участок предмета - тот, который явно выглядит затененным. И точно так же рисуем его контуры. После этого рисуем тень, падающую от предмета - пока тоже лишь контуры.

Когда вы нарисуете все эти карты, вы обнаружите области «ничьей земли» между участками яркого света и густой тени. Именно это и есть области отраженного света.

Обычно их сначала не видят: для непривычного глаза они сливаются либо со светом, либо с тенью. Но после рисования карты глаз начинает различать оттенки, свойственные отраженному свету.

Когда карта нарисована, можно приступать к «раскраске». Для этого лучше всего настругать грифель, взять ватную палочку, которая обычно используется для косметики, обмакнуть ее в грифельную пыль, словно в краску, и растушевать области на карте: отраженный свет - чуть-чуть, тень - погуще и потемнее, падающую тень - совсем густо. Если какой-то участок получится слишком темным - можно всегда стереть лишний грифель ластиком.

Кроме растушевки, можно использовать штриховку: области отраженного света заштриховать легкими редкими штрихами, области тени - более глубокими и частыми, область падающей тени - практически сплошным штрихом.

Когда мы рисуем предмет прямоугольной формы - нужно подчеркнуть разницу между освещением граней: если, например, свет падает на куб сверху - верхнюю грань оставляем белой, а самую темную боковую грань - темно-серой. Резкий переход тонов подчеркнет грань.

А вот в округлом предмете нужно как раз смягчить переходы между гранями с помощью ластика или дополнительных штрихов.

Запомните: резкие перепады тонов создают на рисунке ощущение грани, мягкие - ощущение округлости.

Итак, с помощью маленького альпиниста, листа пластика, циркуля и карты теней вы готовы создать свой первый полноценный рисунок!

Творчество

Previous post Next post
Up