Сегодня мы будем рисовать ВНУТРЕННИЙ МИР.
Возьмите лист бумаги и разделите его на четыре части. Озаглавьте их «Гнев», «Радость», «Покой» и «Женственность».
Теперь спокойно посидите некоторое время, наблюдая за своим дыханием. Обратите внимание на всё, что у вас связано с понятием и ощущением гнева. Позвольте своему подсознанию вызвать в памяти ситуацию, в которой вы действительно испытывали гнев. Не важно, когда она произошла - ваше подсознание само знает, какую ситуацию выбрать.
Когда перед вашим внутренним взором появится эта ситуация - направьте внимание на гнев, который вы испытывали, и почувствуйте, где именно в теле у вас находится этот гнев.
Когда найдёте, посмотрите, какой он формы, цвета, величины, звучит ли он (или как бы мог звучать), какой он фактуры - твёрдый, мягкий, жидкий, скользкий, газообразный, острый, тупой, колючий, горячий, холодный, движущийся или неподвижный, монолитный или рассыпающийся...
Изучив свой гнев, мысленно уберите эту ситуацию и сконцентрируйтесь только на гневе.
Теперь возьмите карандаш и представьте, что ваша рука с карандашом - полая труба, через которую ваш гнев сейчас будет изливаться на бумагу. Не рисуйте никаких узнаваемых фигурок - злобных рожиц, сжатых кулаков. Пусть вашей рукой движет ваш собственный гнев. Задача руки - просто быть проводником.
Рисуйте, пока не почувствуете, что внутри (там, где находился ваш гнев) ничего не осталось: все перетекло на бумагу.
Теперь вспомните ситуацию, когда вы испытывали радость, и сделайте с ней то же самое, что с гневом. Какая она, ваша радость? Кипучая, мягкая, искристая, светлая, прозрачная, яркая? Изучите её как можно лучше - и пусть она через вашу руку перельётся на бумагу. Не нужно стремиться, чтобы она была на что-нибудь похожа - позвольте руке двигаться так, как ей угодно, минуя внутреннего цензора.
Сделайте то же самое со спокойствием и женственностью.
Посмотрите на свои рисунки и снова немного подумайте: каким образом язык чувств переводится на язык линий?
(Подсказка: если этот вопрос загонит ваше левое полушарие в тупик - вполне подойдет ответ «Я знаю это просто потому, что знаю»).
Посмотрите на рисунки гениев: Матисса, Рембрандта, Ван-Гога, Модильяни, Дега. Обратите внимание на характер линий на их рисунках и попробуйте ощутить: какие чувства они выражают?
Возможно, теперь вам будет легче понять абстрактное искусство. Взгляните, к примеру, на картину Кандинского, задавая себе тот же вопрос: какие чувства передают его линии и геометрические формы?
Если посмотреть на линии, можно увидеть, какие состояния они выражают.
Кстати, после того, как я сама выполнила задание "4 состояния", меня не покидает наглая мысль, что я вполне способна к абстрактной живописи в стиле Кандинского. Но при этом нужно забыть о школах, жанрах, зрителях, отключить голову и целиком погрузиться в чувства.