Добро пожаловать на фотонеделю!
Мне очень приятно, что эта тема собрала столько интересующихся фотографией. Но я хочу сразу всех предупредить, что не обещаю вам золотых гор. Неделя слишком маленький срок для овладения всеми необходимыми навыками в фотографии. Не ждите, что через неделю ваши снимки будут такими же прекрасными, как у профессионалов.
Для себя я поставила цель облегчить понимание основных понятий, показать вам КАК создается фотография, дать вам прочувствовать на себе этот волшебный процесс.
Итак, начнем!
У фотографии долгий путь до своего зрителя. Я не знаю, как это происходит у других фотографов. Расскажу, как это происходит у меня.
Идея. Это самый неконтролируемый процесс. Я могу проснуться ночью с готовым образом перед глазами. Это может быть часть кадра или даже кадр целиком. А может быть даже просто набор каких-то еле уловимых разноцветных мазков. Или в голове начнет пульсировать готовое название для серий фотографий. Или просто я долго присматриваюсь к окружающим меня людям, и меня преследует желание посмотреть на них через видоискатель. У меня есть тайный список людей, которых я бы хотела поснимать. И напротив каждого имени я стараюсь вписывать ответы на вопросы, почему я хочу их снять? Что в них есть такого необычного? Какой образ я бы хотела примерить на этого человека?
Иногда идея приходит со стороны. Например, заказчик сразу озвучивает, кем он хочет себя увидеть на фотографиях, или что он хочет показать этой фотографией. В случаях бытовой съемки идея может возникнуть сиюсекундно - это важно снять! Чтобы через 20 лет показать внукам.
Любая фотография должна отражать идею. Фотография без идеи - мусор в вашем фотоархиве. Такие фотографии не стоит хранить. «Скучающая бабушка на фоне столетнего ковра» - не есть идея. А вот «мудрость в глазах этой же бабушки» - это уже интереснее. И эту идею можно показать по разному: задумчивый портрет бабушки в черно-белом исполнении; выбившийся седой локон из-под платка над глазами бабушки; морщинистая рука, подпирающая подбородок, и снова взгляд… Я сейчас просто фантазирую на тему :) Возможно, у вас будут другие образы. Если интересно, можно выделить отдельный день под тему идей, образов и шаблонов. Потому что тема бездонная :)
Когда идея более или менее созрела, я ищу способы реализации съемок: место (студия или интерьер, или просто природе); продумываю какая погода будет способствовать нужному образу (если съемка на улице); подбираю реквизит, костюмы; ищу подходящую модель, которая сможет сыграть то, что нужно мне (или же модель является заказчиком); а потом продумываю план съемки (общие планы, крупные планы, детали, количество источников света и т.п.).
Далее следует сам процесс съемки. Самый приятный для меня процесс :) Именно, этому процессу мы посвятим эту неделю.
После съемки следует самый долгий и трудоемкий процесс обработки фотографий. Даже пленочная фотография подвергается обработке перед тем как увидеть свет. Не думайте, что если вы не профи, то вам это все не нужно. Любая цифровая фотография требует обработки. Хотя бы на уровне уменьшения веса для интернета. Но при этом не надо к обработке относиться, как к некоему волшебству, которое исправит ошибки съемки. Снимать нужно сразу правильно, чтобы сократить процесс обработки к минимуму. Обо всем этом мы коротко поговорим в конце недели.
В принципе на этом у многих процесс создания фотографий заканчивается. Но есть еще один этап: печать фотографий. Но на этом мы не будем останавливаться.
Еще раз повторюсь: Идея - Поиск реализации - Съемка - Обработка - Печать
Как устроен фотоаппарат?
У всех фотоаппаратов имеется объектив - система линз. Это «глаз» фотоаппарата. Он может состоять из одной или нескольких линз.
Также у фотоаппарата имеется видоискатель - устройство, позволяющее визуально определить границы кадра. У многих современных компактных цифровых камер видоискателем служит ЖК-монитор.
Внутри фотоаппарата находится затвор - механизм, который на определенное время открывает фотоматериал (пленку или цифровую матрицу) для доступа света. И, конечно же, у фотоаппарата есть кнопка спуска затвора - при ее нажатии происходит съемка.
Надеюсь, вы уже нашли на своих фотоаппаратах видоискатель, объектив и кнопку спуска затора :)
Какие бывают фотоаппараты?
Фотоаппараты бывают аналоговые (используют пленку) и цифровые (изображение формируется на матрице и записывается на карту памяти).
Кроме того, и аналоговые, и цифровые фотоаппараты разделяются на зеркальные и не зеркальные. В зеркальных фотоаппаратах свет с помощью системы зеркал направляется в видоискатель. И мы видим тоже самое, что видит объектив. Когда мы нажимаем кнопку затвора, зеркало поднимается, затвор открывается на определенное время (выдержка) и свет попадает на матрицу, формируя нужную нам картинку.
В не зеркальных фотоаппаратах объектив видит одно, а фотограф через видоискатель видит другое. Различия в этих картинках не значительные, пока фотограф снимает на больших расстояниях. Но как только фотограф начинает приближать камеру вплотную к объекту (например, пытаясь снять макромир), появляются ошибки видения - параллакс - несовпадение изображения. Однако, это не смертельно и для бытовых нужд такие камеры отлично справляются со своими задачами.
Экспозиция
Что такое экспозиция?
Экспозиция - это засветка кадра. Пересвеченный кадр называют переэкспонированным кадром, недосвеченный - недоэкспонированным. Техничный кадр не должен быть пересвечен или недосвечен. Насколько должен быть засвечен кадр - решает сам фотограф в каждом отдельном случае.
Например, если нужно снять человека на фоне закатного неба, то человек будет темным силуэтом, что соответствует задумке. Но если вы хотели на самом деле снять узнаваемый портрет человека, то в этом случае необходимо больше засветить кадр, т.е. увеличить экспозицию.
В чем измеряется экспозиция?
Экспозиция измеряется в ступенях экспозиции (или экспозиционных числах).
Ступень - относительная величина, которая показывает изменение засветки или освещенности. Увеличение или уменьшение экспозиции на одну ступень, означает изменение засветки в 2 раза. На две ступени - засветка изменится в 4 раза.
Ступень экспозиции обозначается как “Ev” (Exposure value).
Пример недосвеченного кадра
Пример правильной экспозиции
Пример пересвеченного кадра
Экпонометр
Все фотоаппараты, у которых есть автоматический режим, имеют экпонометр.
Это устройство замеряет экспозицию с помощью отраженного света от объекта. Если светлый объект находится на светлом фоне (например, белая посуда на белой скатерти), то в автоматическом режиме вы снимете серую фотографию (сильно недосвеченную). Или если снимать черные предметы на черном фоне, в автоматическом режиме опять все будет серым (пересвеченные). В обоих случаях нужно корректировать эскпозицию.
Коррекция экспозиции
Коррекция экспозиции - это настройка в фотоаппарате, позволяющая изменить засветку кадра. Коррекция экспозиции вводится в ступенях. Найдите в ваших фотоаппаратах, где находится эта настройка. При необходимости воспользуйтесь инструкцией к фотоаппарату.
Режимы замера экспонометра
Выбирая режим замера экспонометра, мы указываем фотоаппарату в какой части кадра измерять экспозицию.
Усредненный экспозамер. Он используется чаще всего. Экспонометр замеряет всю площадь кадра.
Центральновзвешенный экспозамер. Экспонометр в этом режиме также замеряет всю площадь кадра, но центральная часть имеет наибольшее значение.
Оценочный (матричный, многозонный) замер. Замер освещенности проводится в разных частях кадра с помощью «хитрых» алгоритмов, делается предположение о типе фотографии (портрет, пейзаж и т.д.) и на основе этого выставляются настройки. Именно этот режим используется в автоматическом режиме съемки. И именно этот замер часто ошибается :)
Точечный замер. Экпонометр замеряет экспозицию в небольшой площади (1-3%) в центре кадра. Этот режим присутствует не на всех камерах.
Частичный замер. В этом режиме экспонометр также как и в точечном режиме замеряет экспозицию в небольшой части кадра, но уже 9-10%.
Я рекомендую вам в процессе обучения использовать усредненный замер, чтобы быстро научиться определять необходимую экспокоррекцию на «глаз».
Задания
При выполнении заданий не используйте вспышку.
На фотокамере установите режим съемки «Р» - программный, режим экспозамера - усредненный. Если в вашей камере нет усредненного экспозамера, установите центровзвешенный или оценочный режим (матричный). Посмотрите в инструкции фотоаппарата, как вводится коррекция эскпозиции.
Сделайте следующие фотографии:
1. Сфотографируйте белое на белом. Составьте небольшой натюрморт из белых предметов (белая посуда, белые одежды…) на белом фоне (скатерть, белые обои и т.д.) Не задумывайтесь сейчас о правильности композиции и о наличии идеи в фотографии. Цель этого задания - научиться определять необходимую экспокоррекцию. Чтобы снимок не получился слишком серым (недосвеченным), вам необходимо ввести коррекцию экспозиции в «+».
2. Сфотографируйте черное на черном. Аналогично первому заданию составьте небольшой натюрморт. Постарайтесь получить глубокий черный цвет, но при этом, чтобы черные предметы хорошо читались на темном фоне. Чтобы снимок не получился серым (пересвеченным), вам необходимо ввести коррекцию экспозиции в «-»
Ваши снимки выкладывайте в комментариях. Если возникли вопросы, также пишите их в комментариях.