Точка Невозврата: день 2. Эффективное взаимодействие, возможно ли?

Jan 31, 2012 09:23



С вами Наталья Филиппова и это дополнител ный пост тренинга " Точка Невозврата: внутри и вне разбитого корыта".

image Click to view



Вчера мы с вами познакомились с героями сказки « о рыбке и золотой рыбке», выразили отношение к ним, и даже закончили сказку на свой лад. Все это пригодятся нам сегодня.


Я дополню характеристики каждого героя и назову героев на новый лад: Старуха это « Родитель», Старик « Ребенок», Золотая рыбка « Взрослый» ( корыто, остается корытом). Сейчас буду пояснять, я дала общепринятые и введенные еще Э.Берном обозначения.

Старуха, именуемая дальше Родитель, как более сильная личность ( в сказке так уже сложилось исторически) руководит, манипулирует более слабым- Ребенком ( то есть стариком). Почему родитель? Потому что сильнее, потому что манипулирует стариком, вызывая чувство вины, возможно страха, знает « как лучше», пользуется своей властью. Понимаю, что не совсем приятная картина рисуется « Родителя», но я немного утрирую и акцентирую, это не значит, что все родители такие. Родитель как каждый раз недоволен результатами Ребенка, хотя, по сюжету сказки Ребенок полностью выполняет инструкции Родителя, но этот авторитарный родитель не смотря на жесткую политику ждет инициативы от Ребенка, который должен был догадаться, что НА САМОМ ДЕЛЕ хочет старуха, таким образом вызывает чувство вины и даже страх у Ребенка.

Почему Золотую рыбку я называю « Взрослым», вот по каким признакам:
  1. Испытывает чувство благодарности
  2. Испытывает различные эмоции, в том числе и отрицательные, но на определенном этапе умеет их сдерживать ( проявлением и отражением эмоций рыбки служит картина моря), остается терпеливой и понимающей
  3. Умеет чувствовать себя и отстаивать свои границы ( понимает, что не смотря на благодарность к старику новый уровень желаний старухи она выполнять не хочет), дает отпор и отказ, может сказать НЕТ.

А теперь я хочу все эти три части объединить в одну систему. Возможен ли другой конец сказки, минуя стадию разбитого корыта? Возможен, если система « старуха-старик-золотая рыбка» будут действовать по-другому, пока три части « Взрослый-Родитель-Ребенок» не научатся взаимодействовать более эффективно, они будут оказываться в ситуации « корыта». Если только ситуация « корыта» они захотят избежать. На самом деле  в ситуации « у разбитого корыта» есть много ценного для всех героев сказки. Например, для старухи: она имеет теперь очередной повод « пилить старика». Старик может оставаться в своем убеждении, что он « бестолочь» и ни на что не способен, а значит может и не пытаться что-то делать новое. А золотая рыбка может испытывать разные эмоции, например, злиться, что ее использовали, а она ведь « Золотая рыбка», вот и делай после этого добро ( а это было ее убеждение, что все добрые дела наказуемы, или что все люди неблагодарные)…До тех пор, пока ситуация корыта будет в какой степени всех устраивать и подтверждать те убеждения, которые были у героев раньше, они снова и сова будут попадать в эту ситуацию « знакомого корыта».

Какой же выход? Выход и выбор есть. Могу пофантазировать: например, старик и старуха заходят поделиться и услышать желания друг друга, или старик вовремя остановит старуху, которая загадывает корыто: опомнись, старая, кроме корыта у нас есть что еще пожелать. Как вам кажется, какой компромисс возможен между всеми персонажами, чтобы снова не попадать в ситуацию корыта?

Если у старика, старухи и золотой рыбки есть возможность просто разойтись и больше никогда не встречаться ( это тоже может быть выходом из ситуации). То Вашей Взрослой части, Родительской части и Ребенку разойтись в разные стороны сложно, но можно( можно только игнорировать и не замечать друг друга, а значит свои потребности и желания). Похоже, что-то подобное происходит и с вами, когда вы попадаете очередной раз в ситуацию корыта. Ваши части функционируют настолько разлаженно  и неэффективно, не слышат друг друга, не понимают, тянут « воз» каждый в свою сторону, что в результате оказываются в ситуации « корыта».

Вспомните, вчера я попросила вас определить свое отношение и выбрать наиболее приятного для вас героя сказки, а так же того, который  вам не нравится. Тот герой, который вам нравится, а значит та часть, которая с ним ассоциируется ( если нравится старуха- это Родительская часть или Родитель, если старик - Ребенок, если Золотая рыбка - значит Взрослая часть или Взрослый) у вас преобладает, она вам наиболее заметна и близка, возможно, она даже « тянет одеяло на себя», ее потребности вы лучше слышите. Теперь обратите внимание на того персонажа, который вам нравится меньше или совсем не нравится, возможно, потребности этой части, которая ассоциируется с этим персонажем вы знаете меньше.

Суммирую задания на сегодня:
  1. Расскажите, какая часть  « Взрослый, Родитель  или Ребенок» преобладает в той ситуации, которой вы делились в первом дне, в вашей ситуации « разбитого корыта», а потребности какой части вы не слышите или уделяете меньше места, времени и внимания.


  1. Если вчера вы делали что-то новое, то сегодня я предлагаю вам от чего-нибудь отказаться, от какой-нибудь привычки, от куска торта, от сигареты. Какие эмоции у вас возникают, когда я вам предлагаю выбрать от чего-то отказаться? Какие аргументы будут для вас решающими в выборе?


Previous post Next post
Up