Узнав, что на затянувшееся празднование 20-летия одного из самых успешных арийских альбомов «Герой асфальта» приглашены Валерий Кипелов и Сергей Маврин, и что все они наконец-то собрались доехать до Питера, мы, конечно,
не смогли проигнорировать это событие. И годами проверенным спаянным составом истинных ценителей (Андрей
andrio13, Наташа
case_hystory, к которой в этот раз присоединился френд из Мск Женя
idfongwong, и я) 8 ноября отправились на концерт в Ледовый. На этот раз в наших рядах, к сожалению, не было завсегдатая концертов Кипелова и «Арии» Валеры - у него не получилось достать билет.
Неожиданности начались буквально с порога. Попав в зал, мы обнаружили, что билеты у нас «обычные», а не в «фан-зону». С такими финтами мы еще никогда не сталкивались. А означало это, что «мясо» у сцены разбили на две части - собственно, метров пятнадцать у сцены, это и есть пресловутая фан-зона, и оставшаяся часть зала, отгороженная двумя барьерами, между которыми, как тигры по клетке, расхаживали охранники. Вот мы и попали на «места для цветных» - во вторую часть зала. Встали у загородки на правом фланге и стали возмущаться, как жестоко нас обманули, что наконец-то эти дебилы поняли, что самые престижные билеты - входные, и что когда Андрей месяц назад покупал билеты, еще ни о какой фан-зоне и речи не шло. Сейчас вот проглядела обсуждение концерта в форумах mastersland.com, и пришла к выводу, что в фан-зоне, вероятно, было абсолютное большинство «понаехваших» москвичей. На трибунах за полчаса до концерта было совсем пусто, пустовато осталось и к началу, зато неплохо заполнился самый верхний ярус-«антресоль» с дешевыми билетами. Концерт задержали минут на тридцать, а мы за это время успели поговорить о вечном - обсудить, какие мы старые, раз еще помним всю группу вместе, повспоминать празднование 20-летия «Арии» и позагадывать, с какой песни начнут концерт. Я предложила заглавную с последнего альбома «Армагеддон» - «Последний закат», а Андрей - легендарную «На службе силы зла», с которой в далеком 1988-ом году «Ария» дебютировала на международном фестивале в Берлине. Как это ни смешно, мы оба в определенной мере угадали :)
Начали все-таки с «Последнего заката», мне эта песня нравится, особенно авторская находка штатной арийской поэтессы Маргариты Анатольевны Пушкиной, выраженная в строчке «подует теплый ветер с четырех сторон, он принесет с собою радиоактивный туман и дыхание зла» - в этом месте я просто балдею :) Поэтому я с удовольствием подпевала, а окружающие и особенно фан-зона, с которой мы весь концерт глаз не спускали (вынужденно, конечно) - как-то не очень. Наташа мне после концерта вообще призналась, что последний «арийский» альбом, вышедший уже больше двух лет назад, просто не слышала, соответственно, и ни одной песни оттуда не знает. Товарищ Беркут на протяжении всей песни пытался что-то непредусмотренное вытворять с микрофоном - то рубал им воздух, как мечом, то изображал, что играет на гитаре. Короче, был в своем репертуаре ;)
Вступительные аккорды следующей песни заставили меня глубоко задуматься - с одной стороны, в них безошибочно узнавался «Отшельник», с другой - а что ему здесь делать? Но все же в пронзительных лучах кислотно-зеленой подсветки Беркут затянул «Кто-о взял мой хрустальный шар, не спросив меня?». Пришлось оперативно выкапывать из глубинных слоев памяти слова и подпевать :) Народ вокруг, состоявший, видимо, в основном из верных фанатов, как и мы, не попавших на «места для белых», активно подпевал, а из фан-зоны вообще никакого отклика не чувствовалось. Некоторое оживление вызвал хит 2003-его года «Колизей» - его до сих пор крутят по «Нашему», и знают его все поголовно. «Арийцы» исполнили полную версию, а Беркут свои песни поет вполне неплохо, так что мне понравилось. Традиционно «Колизей» сопровождали пиротехнические эффекты - фонтанчики бенгальских искр по краям сцены. За «Колизеем» неожиданно для всех последовал «гимн Светлых» - «Беги за солнцем». Вообще не помню, чтобы Беркут на концертах такое исполнял. Не ожидали, порадовал :) Наташе с Андреем жутко не понравилось его исполнение, а я, поскольку, видимо, не отягощена музыкальным слухом, от души радовалась и с самозабвением подпевала :) Единственное, охранники мешали, которым вдруг приспичило прорываться в толпу по нашим головам, а потом - вот уж крайняя степень наглости! -- еще и обратно тем же путем лезть.
Дальше под виртуозные холстининские аккорды на электромандолине Беркут прошел вдоль края сцены, расставляя факелы, и не осталось никаких сомнений, что сейчас будет исполнен еще один хит “Крещение огнем”. Я его тоже очень люблю, он тянет на гимн Светлых по мнению Валеры. Мне же оттуда больше всего нравится кусочек со ловами “Мы обезумев от гнева дрались, веря в бессмертие душ. Станет погибший не горстью земли, а стражем в небесном саду”. Правда, на этой песне Беркут уже начал выдыхаться, и слышно его было не всегда хорошо.
Потом, вроде бы, последовала баллада с альбома «Армагеддон» «Свет былой любви», и мне сразу же вспомнился Саша (
zverik_), для которого эта песня года два назад ознаменовала новый жизненный этап. Мне подумалось, - а вдруг он тоже на этом концерте? Маловероятно, но вдруг? Так-то на меня эта песня особого впечатления никогда не производила, как и большинство баллад, но с некоторых пор, во многом благодаря Саше, стала даже нравиться. Беркут исполнил ее искренне, с чувством, правда, как мне показалось, уже устал - или экономил силы. И правильно, было для чего экономить, потому что вступительные аккорды следующей песни, мягко говоря, повергли меня в легкий шок - это был “Антихрист”! Это при всем при том, что вживую я не слышала его ни разу, Кипелов его вообще не поет уже сто лет, да и Беркут до сих пор на концертах не пел . Только в 2005-ом году, на праздновании 20-летия “Арии” “Антихрист” исполнялся в симфонической версии, без голоса. Кстати, помню, что очень неожиданно и впечатляюще получилось. Да и на это раз, грех жаловаться, номер удался! У меня, лично, в моем любимом эпизоде со словами “но мы сочтемся, в битве сойдемся в год самой горькой звезды. Знаю, наверно, рухну я первым, только погибнешь и ты!” прямо мурашки по коже пробежали - ай, здорово, молодцы, порадовали!
Ну, а следующим номером программы стало эпическое произведение “Кровь королей”, любимая песня Андрея на последнем альбоме. Сопровождали ее спущенные сверху декорации в виде бутафорского рыцаря на смертном ложе и флагов с крестами и лилиями. Беркут во время исполнения расхаживал по сцене в известном уже красно-синем костюме, правда, скорее, не королевском, а шутовском, и размахивал мечом. Меня даже особенно не удивило, что народ сзади возмущенно шептался о том, что стилистика не выдержана, знамена неправильные, символика не та, костюмы из другой эпохи. Вот такая у “Арии” высокоинтеллектуальная ЦА :)
После каждой песни фанаты принимались отчаянно вызывать на сцену Кипелова, т. к. он был заявлен в программе, но до сих пор не появился, и вообще не было ясно, приехали ли «гости» «Арии» -- он и Сергей Маврин. Я вообще-то ожидала увидеть их группы в полном составе. Многие - да и мы, если быть откровенными, - шли на этот концерт, в основном, ради Кипелова. А к тому времени мы уже начали подозревать, что «Кипелов сегодня не пришел». Андрей переживал особенно, выкрикивая «Хватит!», «Все, можешь идти!» и даже совсем грубо «Иди нафиг!» :)
Но тут свет медленно погас, а невразумительный видеоряд на экранах сменился черно-белыми завитками, отчетливо смахивающими на символику, использованную при оформлении кипеловских альбомов. Зал взвыл в радостном предвкушении, а Андрей сказал: «Я все понял. Это был разогрев» :)
И тут послышались звуки «Санта-Лючии», на сцене появился долгожданный Валерий Александрович и исполнил всенародно любимый, уже без всяких сомнений, классический хит «На службе силы зла». Дальше началось самое интересное - Кипелов пригласил на сцену «настоящего героя асфальта» Сергея Маврина, и «Ария» в своем классическом составе исполнила одноименную песню, которая, собственно, и была виновницей сегодняшнего торжества. Да еще как исполнила! :) Я давно «Героя...» не слышала, и слова-то уже подзабыла, а когда-то это была одна из моих любимых песен. В общем, «арийцы» явно напомнили мне про «все, что было» :)
А следующей песней тоже стала совсем не ожидаемая «Мертвая зона» -- и опять в исполнении гитаристов и ударника «Арии» плюс Маврина и Кипелова. (Вот тут мне товарищи подсказали, что ни фига, все было вполне ожидаемо и логично -- "арийцы" по порядку отыграли все песни с альбома "Герой асфальта", которому и был посвящен концерт. А я, каюсь, в избытке чувств этого не заметила). Песня очень хорошая, одна из моих любимых, да и исполнена была замечательно.
Дальше Сергей Маврин совершенно незаметно удалился со сцены, а Кипелов снова приятно удивил аудиторию, в посвящение «всем защитникам нашего неба» объявив песню - ну, «Дыхание тьмы» или «1100»? -- «1100»! И как говорится, «отжег просто нереально» :) Этот хит очень любим всеми поклонниками группы, так что на этот раз, кажется, даже было слышно, как подпевает фан-зона :)
Звон колоколов в классическом исполнении Холстинина возвестил начало следующей песни -- «Баллады о древнерусском воине», одной из любимых песен Андрея. Наташа тоже подпевала с удовольствием, да и зал хорошо знал этот проверенный временем шедевр, а я отдыхала, поскольку равнодушна к этой песне, и наблюдала за Владимиром Петровичем. Мы стояли практически напротив, хотя и далеко, но видно его было вполне неплохо. За все время концерта маэстро только раз или два сдержанно улыбнулся, а все остальное время сохранял свой обычный непроницаемо-загадочный вид. А потом группа сыграла «Улицу роз», вполне ожидаемую песню, которая традиционно завершала «арийские» концерты несколько лет подряд. Сейчас же, в классическом кипеловском исполнении она прозвучала очень сильно и свежо, напомнив самые первые видеоклипы «Арии» образца середины восьмидесятых - не даром говорится, что все новое - это хорошо забытое старое. Еще во время исполнения этой песни Кипелов расхаживал по сцене с эффектной красной розой, которая выглядела как предмет реквизита. Но ее, конечно же, очень кстати закинули на сцену фанаты. Далее последовал всенародно любимый «Штиль» -- его несколько раз на предыдущих концертах исполнял и Беркут, но обычно откровенно не вытягивал, а для Кипелова это просто какая-то «родная» и «удобная» песня, как ни старайся, все равно не переплюнешь :)
Следующией приятной неожиданностью стало еще одно эпическое произведение, узнанное большинством фанатов с первых нот -- «Игра с огнем» в исполнении Кипелова. Точнее, сначала мы так думали :) Кипелов спел первую часть, за Паганини. Я в шутку подсказала: «А вот здесь пора Беркута выпускать, силы зла, то есть». И, как выяснилось, угадала - во время длительного проигрыша на сцене появился некто в красном плаще, а потом вкрадчивым голосом запел партию дьявола :) Это было само по себе забавно, а на фразе «Ты хочешь знать, что гений - это я!» народ вокруг просто затрясся в беззвучном хохоте. Андрей с чувством сказал: «Отвратительно!», имея в виду контраст между вокалом Беркута и Кипелова и «расстановку сил» в этом театрализованном представлении. Но мне, лично, очень даже понравилось, я восприняла все это с юмором и, кроме того, у меня нет таких серьезных претензий к Беркуту, которые накопились у «арийцев» с гораздо большим стажем. Примечательно, что и мы, аудитория, приняли участие в этом представлении в качестве презренного «рода людского». Со словами «Им пить и жрать в три горла день и ночь! Будь ты трижды гений, им нельзя помочь!» Беркут, обращаясь к Кипелову, таким красноречивым театральным жестом простер руку в сторону зала, что стало уже даже не смешно, а немного страшновато :) В заключительной части песни оба вокалиста изобразили борьбу, и в конце концов обнялись. Эх, очень впечатляюще получилось!
Ну и, конечно, не обошлось без нашей любимой «арийской» «попсы» -- «Беспечного ангела» (Андрей снова ехидно заметил, что все правильно, подсветочка на сцене розоватая, хотя, по моему мнению, она была, скорее, сиреневая). Зал по традиции озарился колышушимися огоньками зажигалок (мы в этот раз остались не у дел - я зажигалку перед концертом честно поискала, где-то она у меня дома валялась, но не нашла). Интересно, что Беркут остался на сцене, и спели они вместе с Кипеловым - кое-где поочередно, кое-где дуэтом. Тоже довольно эффектно вышло, особенно мне понравилось место со словами «Один бродяга нам сказал, что он отправился в рай». Кипелов-то себя всегда ведет очень сдержанно, как Наташа говорит, «глубоко интеллигентно», а Беркут, наоборот, часто излишне расторможен, мечется по сцене и пытается работать на публику. Так вот, под эти слова Беркут положил руку Кипелову на плечо и, обращаясь к нам, ударил себя в грудь и показал на пальцах нечто вроде «чисто конкретно, пацаны, за базар отвечаю» :) При этом то и дело оборачиваясь к Кипелову, как будто требуя: «ну, скажи, братан» :) Меня-то, в основном, порадовало, что хоть это и спектакль для нас, но все же такие моменты, действительно, объединяют. Народ эту песню всегда очень хорошо принимает, а я к ней равнодушна, поэтому подпевала довольно вяло.
Мы с ребятами переговаривались, гадая, что «арийцы» отмочат все вместе под занавес. Ясно было, что это должно быть что-то старенькое, всеми любимое. Андрей и я очень надеялись на нашу общую любимую песню «Встань, страх преодолей!», Наташа прогнозировала «Волю и разум», которую исполняли на 20-летии и которая мне тоже очень-очень нравится. Можно было надеяться и на то и на другое, но когда «Беспечный ангел» закончился, и Валерий Кипелов объявил состав группы (особенно приятно, что он сказал «нашей группы» -- без всякой конкретизации, кто был, кто ушел, кто остался), стало ясно, что следующая песня будет последней.
Но никто из нас не угадал, и «Ария» в полном составе совершенно неожиданно выдала... «Дай жару»! Песня ко многому обязывающая, но и драйв был соответсвующий. :) Музыканты не подкачали, да и оба вокалиста, которые снова пели вместе, были на высоте. Фанаты были в бешеном восторге.
На этом концерт и закончился, под вошедшие уже в традицию торжественные аккорды «Мании величия». В толпу полетели медиаторы и барабанные палочки, а музыканты поклонились и ушли со сцены. По каким-то неуловимым признакам стало ясно, что вызвать их на «бис» не получится.
Мы чуть-чуть порасстраивались на извечную тему «а почему так ма...» (действительно, концерт отнюдь не получился затянутым и занял тик-в тик два часа) и не менее извечную -- что услышали не все свои любимые песни. Еще, конечно, как-то Сергея Маврина, по-моему, немного обидели - раз уж пригласили, могли бы выделить время для соло, а так получилось как-то неубедительно - ну, сыграл человек три песни, ну, хорошо сыграл, как обычно, но стоило ли только ради этого ехать? Но Кипелов, конечно, был великолепен, впрочем, как обычно! :) Да и с Беркутом на пару у них очень здорово, мне кажется, получилось поработать. И в общем и целом группа в полном составе выступила прекрасно - это как раз то, чего так не хватило и из-за чего было так обидно на двадцатилетии.
Ну, а поскольку убеждать всех «арийцев» и экс-«арийцев» снова объединиться, конечно, глупо и бессмысленно, в качестве резюме можно предложить альтернативный вариант: «Надо чаще встречаться!» :)