В поисках утраченного шаблона

Nov 22, 2014 15:31

Давно уже я привык укладываться рано…Много лет я не слушал третью часть семнадцатой сонаты - одну из самых захватывающих вещей Бетховена ( Read more... )

Шнабель, Кемпф, Юдина, Баренбойм, Гульд, *исполнительское искусство, Рихтер

Leave a comment

Comments 63

raf_sh November 22 2014, 14:33:41 UTC
Я недавно слушал записи Баренбойма и Лисицы.

Reply

1_9_6_3 November 22 2014, 15:40:10 UTC
Сегодня утром дошел до Баренбойма и сейчас, вслед за Вами, слушал.
Очень поучительно.
По первому ощущению кажется, что по мне проехал поезд. Не знаю, возможно, здесь есть еще особенности современных инструментов, с их чрезмерно жестким звуком, но главное в том, КАК Баренбойм пользуется этим свойством. Он до предела ужесточает основное звучание, ужесточает его контраст с мягкими, лирическими пассажами. Он мастерски это делает, беспощадно и тотально. Но не оставляет моему восприятию никакой свободы. Как Гойя в росписях "Дома глухого". Как Фрэнсис Бэкон.
Конечно, есть люди, которые в состоянии вобрать в себя и такие впечатления.

Reply

raf_sh November 22 2014, 15:50:22 UTC
Да, Баренбойм - это такой assertive type... Во всех смыслах. Вот он дирижирует "Реквием" Верди в концерте на открытом воздухе в Тель-Авиве, при огромном стечении народа:
http://raf-sh.livejournal.com/546885.html

Reply

1_9_6_3 November 22 2014, 16:07:05 UTC
"...Содрогается хор."

Замечательно!

Reply


raf_sh November 22 2014, 14:47:06 UTC
1_9_6_3 November 22 2014, 15:54:44 UTC
Мне кажется, что Кисин (в отличие от Баренбойма) делает эту вещь проще - за счет того, что нежное он делает нежнее.

Reply

raf_sh November 22 2014, 15:56:19 UTC
Ну, он же исполнитель. А не авторитет.

Reply


ladentelle November 22 2014, 16:59:35 UTC
Огромное, огромное спасибо.

Reply

1_9_6_3 November 22 2014, 17:24:30 UTC
Не за что. А Вам какой вариант исполнения ближе?

Reply

ladentelle November 22 2014, 17:42:10 UTC
Очень, очень за что. Я в последнее время не просто слушаю, а прямо-таки лечусь музыкой. Позвонила папе и говорю: послушай 17-ю. А папа послушал и отвечает: а я нашел на youtube прекрасный фильм "Искусство скрипки" - и прямо сейчас смотрю.

Мне Рихтер ближе всего.

Reply

1_9_6_3 November 22 2014, 17:52:32 UTC
Хорошее лекарство, и главное, без всяких анализов и врачей.

Рихтер без побочных эффектов, "лечиться" таким исполнением - дело надежное.

Reply


ni_bella November 22 2014, 22:00:20 UTC
Кемпф мне ближе. Темп его игры больше соответствует естественным человеским ритмам - дыханию, биению сердца. Поэтому так завораживает, не навязывая и не подавляя.

Reply

1_9_6_3 November 23 2014, 07:37:58 UTC
Не могу не усомниться в простоте Вашей аналогии - дыхание и сердцебиение очень подвижны, и порой малейшее волнение (а какая жизнь без них!) так ускоряет их ритм, что восприятие жизни становится, мягко говоря, совсем иным.
Еще одним поразительный пример такого сердечного биения и дыхания - исполнение этой вещи Марией Юдиной (я его добавлю сейчас в пост).

Reply

ni_bella November 23 2014, 08:49:52 UTC
Я конечно же не очень верно изложила, но Вы блестяще все определили в последнем комментарии: И если "история" Шнабеля оставляет слишком мало свободы нашим собственным ощущениям, то Юдина, при всем бешенном темпераменте, эту свободу вполне нам оставляет. Это поразительно.

Reply

1_9_6_3 November 23 2014, 09:16:36 UTC
Спасибо! В одном из комментариев ниже слушание столь качественной музыки сравнивается с лечением. Так вот, вчера вечером, после прослушивания многих вариантов исполнения 17-й сонаты (особенно после Баренбойма), мне уже требовалось "лечение от лечения" - исполнение Кемпфа воспринималось как "успокаивающее средство". Но стоило сегодня услышать Юдину, как вся вчерашняя "передозировка" вообще исчезла. Вот это лекарство!..

Reply


sepia_m November 22 2014, 22:45:25 UTC
Большое спасибо за интересный анализ.

Рихтер близок, Кемпф очень понравился - именно неспешностью.

Reply

1_9_6_3 November 23 2014, 07:28:30 UTC
Очень рад, что эти сравнения вызывают встречный интерес.
До анализа я все же никак не дотягиваю (увы, музыкальной грамоте не обучен). Это лишь попытка дать себе отчет о музыке через ориентацию в собственных ощущениях о ней. Попытка отстраненно взглянуть на те первые отражения, которые еще несут в себе облик оригинала.

Reply


Leave a comment

Up