Мне, кстати, очень нравится подход Мамардашвили к истории философии - что философия развивается как бы вне времени, параллельно, что каждый философ предлагает свои ответы на одни и те же вопросы, и ставит свои вопросы на одни и те же проблемы. Этот подход кардинально отличается от преподавания курса истории философии в ВУЗах - как процесса, который имеет начало, развитие, и, раньше еще учили, что и конец. А то, о чем он здесь пишет - об этом говорили еще в средневековье, когда разделяли разум и рассудок.
Да, вообще один из его лейтмотивов (по крайней мере, во "Введении в философию") - это то, что философские понятия "каждый раз заново проигрываются", и каждый раз ситуативно эти понятия приходится устанавливать так, что "весь философский аппарат обновляется, как бы повторяется заново". И этим он принципиально отделяет философию от науки. А у нас историю философии преподавали, конечно же, как историю любой научной дисциплины - в схеме некоего поступательного развития.
И вот, кстати - яркий философ, личность, выдающийся педагог Мамардашвили. Автор собственной концепции истории философии. Но в среде профессиональных философов о нем отзываются... если не пренебрежительно, то без должного уважения к его подходу и мыслям. (Я получал профессиональное образование на философском ф-те МГУ, и когда учился, Мамардашвили был не то чтобы под запретом - нет, его книги в то время как раз издавались и продавались - но не поощрялось чтение его работ). Такое впечатление, что серость никогда не тонет, даже в то благословенное время, когда был всплеск интереса к философии и пик издания философской литературы. А ведь подход Мамардашвили применим к любой сфере искусства, вообще, философия Мамардашвили - это искусство мысли.
Да, было бы логично предположить, что его способ мышления не встретит благостных отзывов в среде именно отечественных профессиональных философов, то есть людей, связанных по рукам и ногам традициями самой советской возможности профессионально философствовать. И в этом отношении Мамардашвили - просто поразительное явление, родившееся в этой самой среде.
И ведь это середина еще XIX века! Я как увидел эту фотографию - так для меня история не то чтобы пошатнулась, а накренилась и съехала сразу лет на 50 по наклонной - вся первая половина нашего двадцатого века в этом снимке уже видна. Поразительно.
Но повода выставить ее у меня как-то всё не было. А к этому отрывку из М.М. - смотрю, вот, как раз автопортрет Надара точно подходит (они друг друга чем-то дополняют).
" Что значит написать, скажем, хорошую книгу, которая имела бы нравственный эффект? Оказывается, для этого недостаточно быть нравственным. ... роман, как и произведение, например, живописи, - это конструкция, искусство. И его эффекты будут эффектами хорошо сделанной конструкции, а не намерений автора. Если автор написал плохо, значит, написал безнравственно. "
Дедушка Крылов хорошо написал про это: По мне, уж лучше пей - Да дело разумей!
Comments 18
А то, о чем он здесь пишет - об этом говорили еще в средневековье, когда разделяли разум и рассудок.
Reply
И этим он принципиально отделяет философию от науки. А у нас историю философии преподавали, конечно же, как историю любой научной дисциплины - в схеме некоего поступательного развития.
Reply
Но в среде профессиональных философов о нем отзываются... если не пренебрежительно, то без должного уважения к его подходу и мыслям.
(Я получал профессиональное образование на философском ф-те МГУ, и когда учился, Мамардашвили был не то чтобы под запретом - нет, его книги в то время как раз издавались и продавались - но не поощрялось чтение его работ).
Такое впечатление, что серость никогда не тонет, даже в то благословенное время, когда был всплеск интереса к философии и пик издания философской литературы.
А ведь подход Мамардашвили применим к любой сфере искусства, вообще, философия Мамардашвили - это искусство мысли.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
и ветви сзади, и плащ спереди - шелестят так волнительно...
:)
Reply
Reply
эта скамейка еще - она как аэроплан...
Reply
Reply
Reply
Дедушка Крылов хорошо написал про это:
По мне, уж лучше пей -
Да дело разумей!
Reply
Reply
Leave a comment