***Хотелось бы напоследок сказать и о мизогинии
58↓ в Церкви. Если попытаться выяснить, как она относится к женщинам, то нам снова продемонстрируют агитку. Глянец богословских положений на первый взгляд выглядит респектабельно.
Дескать, женщины - «сонаследницы благодатной жизни» (1 Пет. 3, 7), «нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3, 28), они так же, как и мужчины, участвуют в таинствах, а богородица вообще «честнейшая херувим и славнейшая без сравнения серафим». Это ли не честь для женского рода - его представительница превыше не только всех святых людей, но даже небесных чинов, носила в себе самого бога и достигла ослепительной святости? А мужей апостол призывает любить жён подобно тому, как Христос возлюбил Церковь (Еф. 5, 25) и как свои тела (Еф. 5, 28-29): это ли не мечта?
Такими цитатами, как хоругвью, размахивают богословы, стоит только завести речь о второсортности женщины в христианстве
59↓, в частности в православии: видите, совсем не так (опять «вы всё не так поняли»)!
Но когда начинаем знакомиться с Библией, то уже у апостолов встречаем и другие наставления относительно отношения к женщине в Церкви, которые меняют всю картину. Так, нам напоминают, что Ева была создана из ребра Адама как его помощница. После грехопадения господь наказал праматерь господством мужа над нею и влечением к нему, скорбью во время беременности и мучением в родах (Быт. 3, 16). Ведь именно по её инициативе Адам «прельстился» и «пал» (1 Тим. 2, 13-14). Так что с тех пор порабощение женского пола обрело «законное» обоснование. Я специально не трогаю Ветхий Завет, поскольку и в Новом достаточно фраз, которые сразу могут насторожить женщину с ещё не растоптанным достоинством.
Вот что мы читаем в апостольских посланиях. Из-за «грехопадения» праматери все женщины должны быть в подчинении (1 Кор. 14, 34), повинуясь своим мужьям во всём, ни много ни мало, а как господу (Еф. 5; 22, 24; Кол. 3, 19), ибо он ей глава (1 Кор. 11, 3), которого подобает бояться (Еф. 5, 33), поскольку жена создана для мужа, а не наоборот (1 Кор. 11, 9). Ей надлежит быть покорной и безмолвной, а если заинтересует что-то из «божественного», то может вопросить своего мужа только дома, но ни в коем случае не в церкви, ибо там ей неприлично говорить (1 Кор. 14, 35). В знак власти над собой она должна покрывать волосы
60↓ (1 Кор. 11, 10), дабы не постыжать свою голову (1 Кор. 11, 5), ибо молиться непокрытой для женщины тоже неприлично (1 Кор. 11, 13). Немного могут воодушевить слова о наставлении мужчинам обращаться с женщинами как с «немощнейшим сосудом», оказывая им честь как «сонаследницам благодатной жизни», но только до тех пор, пока не узнаешь настоящую причину таковой заботы: «Дабы не было вам препятствия в молитвах» (1 Пет. 3, 7)
61↓.
Отношение Церкви к женщине более полно раскрывается в различных поучениях «святых» отцов, особенно в толкованиях на «Священное» Писание. Можно выделить несколько аспектов.
а) Женщина была создана только для одной функции - помощи в размножении.
«…А если не для вспомоществования при рождении детей сотворена жена, то для чего же она сотворена? Если для того, чтобы вместе обрабатывать землю, то обрабатывание земли не было ещё таким трудом, чтобы нуждалось в работнике, а если бы это было нужно, то помощником скорее бы дан был мужчина; то же можно сказать и об утешении, если допустить, что муж скучал от одиночества. Ибо в интересах сожительства и собеседования гораздо сообразнее было жить вместе двум друзьям, чем мужчине и женщине. А если им надобно было жить вместе так, чтобы один приказывал, а другой повиновался, дабы враждебные воли не нарушали мира сожителей, то для поддержания этого мира достаточно было бы такого порядка, чтобы один был сотворён раньше, а другой позже, в особенности если бы младший был сотворён от старшего, как сотворена женщина.
Разве только кто-нибудь скажет, что из ребра мужчины Бог мог сотворить только женщину, а не мужчину, если бы даже и хотел того? Поэтому я не нахожу, для какой помощи жена сотворена мужу, если устранить причину деторождения» [11].
«И сказал Бог… сотворим ему помощника, соответственного ему: мы разумеем, помощника в рождении человека, как он был утверждён, и поистине хорошего помощника. Ибо если понять слово помощник в хорошем смысле, окажется, что роль женщины в рождении потомства велика и подобна роли земли, которая сначала укрывает посеянные семена, затем постепенно согревает их своим теплом и наконец порождает всходы. Вот в чем состоит добрая помощь со стороны женщины, пусть даже помощник считается ниже [того, кому помогает]. Ведь и у нас обладающие высшим достоинством большей частью привлекают себе в помощники людей меньшего достоинства» [12].
«И так как только от мужа не могло происходить продолжение человеческого рода, то Господь сказал, что не хорошо человеку быть одному (Быт. 2, 18). Поэтому следовало, чтобы жена была соединена с мужем ради рождения потомства, поскольку именно это возвещают слова Бога, говорящего, что не хорошо человеку быть одному» [13].
б) Логично, что предназначение жены в таком случае - быть «на потребу» мужу (1 Кор. 11, 8-9).
«“Несть бо муж от жены, но жена от мужа”. Посему мужи имеют первенство и по порядку создания. “Ибо не создан бысть муж жены ради, но жена мужа ради”. И сего достаточно в доказательство, что муж достоин верховной власти, потому что не он приведён в бытие на потребность жене, а она - на потребность мужу» [14].
«Выставляет причины, по которым муж преимуществует пред женой, именно: жена создана из ребра его, и не он создан для неё, а она для него» [15].
Свт. Филарет Московский умудряется ответственность за создание «опасной помощницы», сыгравшей такую незавидную роль в библейском сюжете, возложить на Адама (вот опять он, виктимблейминг), оправдывая бога:
«“Следствием обозрения и наречения животных было то, что для человека не нашлось помощника, подобного ему. Не нашлось - более значит, нежели - не было. Первое предполагает понятие искания, или желание предмета. Из этого видно, что рассматривание животных, сотворённых по четам, привело человека к мысли о чете человеческой”. [“Было ли особенное намерение Божие ввести его в эту мысль, или он вошёл в неё только следуя образам чувственного мира, этого вопроса Моисей не разрешает. По крайней мере, Бог оправдывается в сотворении опасной помощницы тем, что человек сам измыслил её”]»[16].
Здорово! Адам увидел, что у всякой твари, кроме него, есть по паре, закономерно задался вопросом («измыслил» - ах, какое ёмкое слово употреблено!), а почему у него нет, вот бог ему и сделал жену: дескать, хотел - получи «на потребу», а я не при чём. Вышла роковая женщина? - Сам виноват: бойся, как говорят, своих желаний, они могут сбываться.
в) Поскольку жена создана всего лишь «для служебного пользования», то закономерно, что она ниже мужа. Из такого утверждения естественным образом вытекает власть мужа над нею.
«В то время как муж и жена суть одно, все же муж есть глава жены, и о нем говорится с предпочтением. Ибо он более велик по происхождению и разуму, но не по сущности. Жена мужа ниже, поскольку она часть его. Ибо муж есть начало жены, поскольку жена происходит от мужа, и через это усматривается зависимость жены от мужа, так что жена подчинена его власти. Апостол говорит об отличии жены в отношении сопоставления с почтительным достоинством мужа, которому не следует покрывать голову, в то время как образ Божий в жене настолько неточен и несовершенен, что должно его покрывать: ибо не должно скрывать, что слава Божия видится в муже. А жена есть слава мужа. Велико различие между славой Бога и славой мужа, ибо муж по образу Бога создан, а не жена» [17].
«Муж прежде создан, потому являет некоторое самостоятельное значение. Жена создана по потребности мужа быть в обществе с подобным, и создана быть помощницею мужу. Этим выражено её зависимое и подчинённое положение. “Так муж имеет первенство по порядку создания. И сего достаточно в доказательство, что мужу принадлежит власть и право распоряжаться, потому что не он приведён в бытие на потребность жене, а она на потребность мужу” (Феодорит). “Это второе преимущество, или лучше, третье и четвёртое. Первое то, что наша глава есть Христос, а мы глава жены; второе то, что мы слава Божия, а наша слава - жена; третье то, что не мы от жены, но жена от нас; четвёртое то, что не мы для неё, а она для нас” (святой Златоуст)» [18].
Строго говоря, женщина даже не может быть названа образом божиим, разве что в сравнении с животными, а так она всего лишь «образ образа», да и то при условии, если хорошо подчиняется мужу:
«Из этого становится ясно, что ни душою, ни телом человек не является образом Божиим. Ибо если бы он был им в чем-то одном, то и жена непременно была бы названа образом Божиим, поскольку и она имеет печать тела и душу такую же, как и муж… Ибо когда речь идёт о бессловесных животных, то и жена - образ Божий; когда же рассматривается муж по отношению к жёнам, то только муж есть образ Божий, поскольку мужское и женское среди людей управляет всеми на земле, в море, в воздухе, женою управляет муж, а мужем - никто из живущих на земле. И как никто среди сущих не управляет Богом, так никто среди живущих на земле не управляет мужем. И мы понимаем истину этих вещей из самой природы… И как муж, хорошо повинующийся царю, есть слава и похвала Божия, так и жена есть слава мужа, когда хорошо ему подчиняется» [19].
«Человек есть образ Божий не по телу и не по душе, но по одному праву начальства. Посему так как ему вверено начальство над всем, что на земле, то и называется образом Божиим. А жена, состоя под властию мужа, “слава мужу есть” и как бы образ образа. Ибо хотя и она начальствует над другими, но повелено ей быть в подчинении у мужа» [20].
«Сначала создан муж, и создан по образу и подобию Божию: он - отблеск славы Божией. Жена потом взята от мужа, как бы по его уже образу создана, и есть потому образ образа, или есть отблеск славы мужа» [21].
Если она хочет служить Христу, то, по сути, должна отречься от своей сущности:
«Женщина отлична от мужчины, как тело отлично от души, считает Амвросий. Обрести спасение женщина может лишь отрекшись от своей женской сущности: “Но если она (женщина) желает служить Христу более, чем миру, она прекращает быть женщиной и может быть названа мужчиной” /77, р. 44/»[22].
в) Про ведущую роль в «грехопадении» жены уже упоминалось. Послушаем «святых» отцов на эту тему. Они клеймят её ни много ни мало, как «дверью диавола», чьё преступление «стоило жизни сыну божию» (хотя, как говорилось выше, господь сам срежиссировал этот вариант событий):
«…Ни одна из вас, познавши Бога и размыслив о собственном бедствии, не захотела бы казаться весёлою, а тем паче гордою, в своём одеянии; но напротив того верно старалась бы носить самые грубые и простые одежды. В таком наряде каждый сознавал бы в вас Еву огорчённую и кающуюся, и вы бы могли скромностью своею изгладить с одной стороны стыд первого преступления, навлечённого на вас праматерью вашею, а с другой упрёк, делаемый полу вашему в том, что он был причиною гибели всего рода человеческого. Всякая жена не может не сознать в лице своём первопреступной Евы, потому что она подобно ей рождает детей в болезнях, терпит те же муки, состоит в той же зависимости. Наказание первой жены не перестаёт лежать на всем её поле, который по сему как будто не может не участвовать и в её преступлении. Ты была, так сказать, дверью для диавола, ты получила от него для нашей гибели запрещённый плод, ты первая возмутилась против Творца твоего, ты соблазнила того, на кого диавол не смел напасть, ты изгладила в человеке лучшие черты божества, наконец исправление вины твоей стоило жизни Самому Сыну Божию; и после всего сего ты мечтаешь, ты смеешь украшать всячески ту кожу, которая дана была тебе единственно для прикрытия стыда (Быт 3, 21)» [23].
Отцы даже оправдывают Адама, потому что он не сам сорвал запретный плод, а получил его от жены - вот до чего тяжко её «преступление»:
«И Ева, послушавшись змия, не имеет извинения, Адаму же служит малым оправданием, что, обольщённый женою, не сам сорвал и плод с древа, но жена, первая вкусив, подала и мужу»[24].
«Не одно и то же значит быть обольщённым от единоплеменной и сродной себе, и - от зверя, раба, подчинённого; поэтому последнее собственно есть обольщение. Итак, только в сравнении с женою (апостол) говорит о нем, что он не прельстился, потому что она была обольщена от раба и подчинённого, а он от свободной. Опять не об Адаме сказано: “И увидела, что дерево хорошо для пищи” (Быт. 3, 6), но о жене, и что она ела и дала мужу своему. Таким образом, он преступил (заповедь) не потому, что был увлечён страстью, а только повинуясь жене» [25].
Причиной, по которой змий решил приступить к жене, а не к мужу, по мнению отцов, является её изначальная немощь, подверженность к обольщению:
«Но, может быть, здесь кто-нибудь придёт в недоумение и захочет знать, не имело ли это животное и дара слова? Нет, не должно так думать, но всегда следуя Писанию, надобно рассуждать так, что слова принадлежали диаволу, который возбуждён был к этому обману своей завистию, а этим животным воспользовался, как удобным орудием к тому, чтобы, прикрыв обман свой приманкою, обольстить сначала жену, как всегда более способную к обольщению, а потом чрез неё и первосозданного» [26].
«Тогда через змия с женой говорил лукавый - возможно, потому, что не дерзал даже приближаться к Адаму, но, убедив женщину - слабейший сосуд, - через неё обманул Адама, и таким образом напала на них смерть» [27].
Фантазии «святых» отцов на тему Евиной мотивации не знают границ, они смело домысливают то, о чём умолчало само «Священное» Писание:
«Ева, предавшись пожеланию очей своих и вожделев быть богом, что обещал ей змий, срывает запрещённый плод и вкушает тайно от мужа своего, а потом даёт и мужу, который также вкушает. Поскольку Ева поверила змию, то поспешила и вкусила прежде мужа, надеясь, что уже облечённая божеством возвратится к тому, от кого произошла человеком. Она поспешила вкусить прежде мужа, чтобы стать главой того, кто был её главой, соделаться повелительницей того, от кого должна была принимать повеления, явиться по божеству старее того, пред кем моложе по человечеству. Когда же вкусила и не стала превосходнее прежнего, хотя и не умалилась, но и не приобрела того, чтобы отверзлись у ней очи, потому что не сделалась богом, как ожидала, не приметила также, чтоб отверзлись у ней очи увидеть свою наготу, - тогда принесла плод и мужу своему, и многими просьбами убедила его вкусить, хотя и не написано, что упрашивала его» [28].
«Не написано», но ведь можно досочинить. Хотя в книги Бытия сказано совсем просто: «И взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел» Быт. 3, 6) - никаких просьб и уговоров не было. Про то, как змий убеждал Еву, написано, а про Адама - нет, он не колебался и не сомневался. Ефрему Сирину тогда надо было развить и мысль, зачем она «убедила его вкусить» этот плод, если не приобрела того, на что рассчитывала.
Между прочим, тот «факт», что змий сначала решил соблазнить Еву, говорит о том, что она, напротив, была более рассудительной, нежели муж. С нею пришлось вести беседу, приводить доводы, убеждать, искушать (что, впрочем, нетрудно сделать с малыми детьми, каковыми были первые люди), а Адаму просто дали запретный плод, и он съел без рассуждений, даже не убедившись, обрела ли Ева обещанное змием. Если змий сначала соблазнил бы мужа, то не помрачённая грехом жена его могла бы «спасти», но удар был нанесён по сильнейшему, чтобы наверняка заполучить обоих людей. Во всяком случае именно такие действия были бы логичнее для самого хитрого из созданий.
г) Продолжая рисовать «психологический портрет» Евы, отцы не жалеют уничижительных эпитетов, распространяя их на весь женский род.
«…Жена есть существо слабейшее, непостоянное и легкомысленное» [29].
«Женский пол его [фараона] нисколько не озабочивает, так как женщина не отличается воинственным духом и способностью к мудрости, напротив, беспокоит его в том и другом отношении мужеский пол, как мудрый и воинственный.
Так и оскверненному убийством дракону, разумею сатану, весьма приятно и вожделенно женоподобное настроение души, изнеженное и робкое и притом страждущее неспособностью к мудрости; напротив, ему враждебна и страшна готовность к мужеству, препобеждающая изнеженность и возвышающаяся над робостью, равно как и сильный ум. По сей-то, конечно, причине женский пол он сохраняет живым и не простирает на него своего злодейского умысла и намерения; так как глупо было бы, думаю, стараться вступить в борьбу с теми, которые уже сами по себе простерты на земле и так слабы, что по собственному побуждению охотно подчиняются» [30].
«Учила однажды жена, и все ниспровергла. Поэтому (апостол) говорит: да не учит. Но как это относится к другим женщинам, если одна сделала это? И очень (относится), потому что пол этот немощен и легкомыслен»[31].
«…Мужеский пол всегда является как бы предводительствующим и в чести и славе превосходнейшей у Бога; и свидетелем служит сама природа, удостоверяющая в этом. Женский же пол ниже и подчинён ему и как бы идёт позади силы и славы мужчин» [32].
«…Женский пол всюду идёт позади мужского и часто вполовину менее его оценивается. Что женщина есть немощный сосуд, об этом ясно засвидетельствовал и божественный Пётр (1 Пет. 3, 7). Она имеет недостаток в природных дарованиях мужчины и молчит в “церквах” (1 Кор. 14, 34); ибо не доверено ей право слова, и она не так крепка для исполнения добродетели, как мужчина» [33].
«Со всей справедливостью можно сказать, что мысли женского пола как бы женственны и ум обитает в женщинах слабый, совершенно неспособный к глубокому разумению чего-либо. А природа мужчин более склонна к научению и гораздо способнее к рассуждениям, так как имеет дух, устремлённый к исследованию, так сказать, пылкий и мужественный. По этой, полагаю, причине и повелел женщине “мужа позвать”, прикровенно обличая её в том, что она имеет сердце грубое, неспособное к усвоению премудрости» [34].
«Ибо женский пол удобопреклонен к падению, ненадёжен и малодушен» [35].
«Итак, поелику выше Екклезиаст сказал, что он все переиспытал в мудрости и чем больше искал её, тем дальше она убегала от него: то теперь говорит, что он и иное исследовал в своей мудрости, именно, какое зло в делах человеческих превосходит все прочие явления зла, и какой предмет занимает первое место в нечестии, глупости, заблуждении, безумии, - и говорит, что он нашёл, что глава всех зол - женщина, потому что и смерть вошла в мир чрез неё, и драгоценные души мужей она уловляет. Ибо все прелюбодеи - как печь сердца их, и женщина сушит сердца юношей. И когда она впадёт на ум несчастного влюблённого, она увлечёт его в бездну; и не удовлетворяется видя его у ног своих, но как сеть и силок опутывает сердце юноши. И оковы руки её. Вместо этого Акила перевёл: “связаны руки ея”. Ибо она склонить может, но насилия сделать не может и не может привлечь к себе против воли. Кто будет праведен и добр пред Богом, тот вырвется от неё, а грешник будет пойман и отведён на смерть. Не будем думать, что Соломон без основания высказал такой приговор о женском поле: он говорит, что испытал: ибо он потому и прогневал Бога, что был обольщён женщинами» [36].
«Мужчину благонравного из тысячи можно найти, женщины же - нет» [37].
«Это зло <гордость и высокомерие> везде несносно, но особенно в женском поле. Жена, исполненная высокомерия, будучи более легкомысленною и неразумною, легко развращается, утопает, терпит кораблекрушение от всякого бурного дуновения, так как гордость и высокомерие потопляет её (свт. Иоанн Златоуст)» [38].
«Взор женщины - ядовитая стрела, ранит душу и вливает в неё яд; и чем более застаревает сия язва, тем большее производит повреждение (прп. Нил Синайский)» [39].
«Святые» отказывают женщине в умении пользоваться разумом по назначению:
Женщина руководится чувствами падшего естества, а не благоразумием и духовным разумом, ей вполне чуждыми. У ней разум - служебное орудие чувств» [40].
Но «мужской нрав» ей выказывать неприлично:
«Неприлично женщинам выказывать в себе мужеский нрав; всякое другое правило, кроме стыдливости, чуждо благонравной женщине (свт. Григорий Богослов, 15, 367)» [41].
Женщины на самом деле бесстыдны, и только благий господь помогает спастись от их развращённости:
«Благий Господь и в том являет великое о нас промышление, что бесстыдство женского пола удерживает стыдом, как бы некою уздою, ибо если бы женщины сами прибегали к мужчинам, то не спаслась бы никакая плоть (прп. Иоанн Лествичник, 57, 125)» [42].
«Лицо женщины - стрела лютая: наносит язву душе. Если хочешь быть чист, убегай, как яда, сообращения с женщиной... (свт. Игнатий Брянчанинов, 42, 316)» [43].
Такие цитаты вызывают закономерное неприятие у наших современниц. Сайт «Елицы» отвечает на все возмущения так:
«Периодически на сайте “завязываются” нешуточные разборки по вопросу природы и месту в обществе и семье мужчины и женщины…
Реакция будет очень разной, но прошу Вас - перед тем как негодовать, посмотрите, кому оно принадлежит… Если, например, свт. Иоанн Златоусту или свт. Василию Великому, напомню - именно ими составлены Божественные Литургии, совершаемые в наших храмах…
И если нам нравятся изречения Святых Отцов: о молитве, о покаянии, о борьбе со страстями и проч., не глупо ли будет пренебречь и этим наследием…»[44]
Следующая цитата из Номоканона свт. Иоанна Постника уже имеет и практические последствия для женщин, исходя из мнения об их бо́льшей греховности. Они способны осквернять, даже не зная о том:
«Кающиеся женщины требуют большего исследования. Ибо они впадают в большие грехи - ересь, колдовство, даже в магию и другие пороки более мужей. Ибо оскверняют и в обычных своих месячных истечениях, при неведении о том, мужей своих, и убийства совершают бесчисленными способами при зачатии» [45].
д) Разговор о женщинах не может обойти их физиологию. В Ветхом Завете женские регулы оскверняли и саму женщину, и всё, к чему она прикасалась
62↓. В Новом на них также сохраняется взгляд, как на «нечистоту», они до сих пор являются препятствием для посещения женщинами храма, а тем более причащения
63↓. Исключением становится лишь предсмертное состояние или хроническая болезнь
64↓.
После родов через 40 дней над православной матерью совершается обряд воцерковления (т.е. её заново присоединяют к Церкви после родов), читаются очистительные молитвы
65↓, вопреки словам «брак честен, ложе нескверно» (Евр. 13, 4).
«Зачавшая во чреве жена внутри себя носит младенца своего во тьме, так сказать, и в нечистом месте» [46].
В церковной среде распространено мнение о mensis, как следствии грехопадения.
«“Женская нечистота” является прямым следствием греха Адама и Евы, лежащего на всем человечестве, с какового греха началось тление и смерть» [47].
Примечания58 Мизогини́я (от др.-греч. μῖσος - «ненависть» и γυνή - «женщина»; Женоненавистничество) - понятие, обозначающее ненависть, неприязнь, либо укоренившееся предубеждение по отношению к женщинам.
Мизогинию выделяют как яркую черту многих мифологических, религиозных и философских систем.
Мизогиния
https://ru.wikipedia.org/wiki/Мизогиния#В_христианстве ↑ 59 А между тем «святые» отцы однозначно указывают на второстепенную роль женщины.
«Жена - вторичная власть; значит не должна требовать равенства (с мужем), так как стоит под главой» (свт. Иоанн Златоуст).
Толкования на Еф. 5, 33
http://bible.optina.ru/new:ef:05:33 ↑ 60 «Итак, покрытие есть знак покорности и подчинения; оно побуждает смотреть вниз, смиряться и соблюдать добродетель; добродетель же и честь подчиненного состоят именно в том, чтобы пребывать в послушании. Мужу не предписывается это делать, так как он - образ самого Владыки; а жене справедливо (предписывается)».
Святитель Иоанн Златоуст. Беседы на первое послание к Коринфянам. Беседа 26
https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_64/26 ↑ 61 Вот полностью цитаты, которые были использованы.
«Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу (Еф. 5, 22).
Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава - муж, а Христу глава - Бог (1 Кор. 11, 3).
Муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа. Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов (1 Кор. 11, 7-10).
Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем (Еф. 5, 22-24)
Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе. (Кол. 3, 19).
…Жена да боится своего мужа. (Еф. 5, 33).
Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление; впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием (1 Тим. 2, 11-15).
Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах (1 Пет. 3, 7).
Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви (1 Кор. 14, 34-35)».
↑ 62 «19. Если женщина имеет истечение крови, текущей из тела ее, то она должна сидеть семь дней во время очищения своего, и всякий, кто прикоснется к ней, нечист будет до вечера;
20. и всё, на чем она ляжет в продолжение очищения своего, нечисто; и всё, на чем сядет, нечисто;
21. и всякий, кто прикоснется к постели ее, должен вымыть одежды свои и омыться водою, и нечист будет до вечера;
22. и всякий, кто прикоснется к какой‐нибудь вещи, на которой она сидела, должен вымыть одежды свои и омыться водою, и нечист будет до вечера;
23. и если кто прикоснется к чему‐нибудь на постели или на той вещи, на которой она сидела, нечист будет до вечера;
24. если переспит с нею муж, то нечистота ее будет на нем; он нечист будет семь дней, и всякая постель, на которой он ляжет, будет нечиста.
25. Если у женщины течет кровь многие дни не во время очищения ее, или если она имеет истечение долее обыкновенного очищения ее, то во все время истечения нечистоты ее, подобно как в продолжение очищения своего, она нечиста;
26. всякая постель, на которой она ляжет во все время истечения своего, будет нечиста, подобно как постель в продолжение очищения ее; и всякая вещь, на которую она сядет, будет нечиста, как нечисто это во время очищения ее;
27. и всякий, кто прикоснется к ним, будет нечист, и должен вымыть одежды свои и омыться водою, и нечист будет до вечера.
28. А когда она освободится от истечения своего, тогда должна отсчитать себе семь дней, и потом будет чиста;
29. в восьмой день возьмет она себе двух горлиц или двух молодых голубей и принесет их к священнику, ко входу скинии собрания;
30. и принесет священник одну из птиц в жертву за грех, а другую во всесожжение, и очистит ее священник пред Господом от истечения нечистоты ее.
Книга Левит 15.
↑ 63 «О женах, находящихся в очищении, позволительно ли им в таком состоянии входить в дом Божий, излишним почитаю и вопрошать. Ибо не думаю, чтобы они, если суть верные и благочестивые, находясь в таком состоянии, дерзнули или приступить к Святой Трапезе, или коснуться Тела и Крови Христовых. Ибо и жена, имевшая 12 лет кровотечение, ради исцеления, прикоснулась не Ему, но только к краю одежды Его. Молиться, в каком бы кто ни был состоянии и как бы ни был расположен, поминать Господа и просить помощи - не запрещается. Но приступать к тому, что есть Святая Святых, да запретится не совсем чистому душою и телом».
Священномученик Дионисий Александрийский. Каноническое Послание к еп. Василиду
https://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Aleksandrijskij/k_vasilidu/ «Вопрос 6: Аще жена оглашенная вписала имя свое ко крещению, а ко дню крещения приключится ей обычное женам: то должно ли таковую крестити в тот день, или отложити, и на сколько времени отложити?
Ответ: Должно отложити, доколе очистится.
Синопсис. Оглашенная, если случится у нея течение, не крещается, пока не очистится.
Славянская кормчая. Правило 6. Оглашеннии аще будут во истечении, не крестятся дóндеже очистятся».
Канонические правила Православной Церкви с толкованиями. Правила святых отцов. Канонические ответы Тимофея Александрийского
https://azbyka.ru/otechnik/pravila/pravila-i-sobory-pravoslavnoj-cerkvi-kanonicheskie-otvety-timofeja-aleksandrijskogo/ ↑ 64 «В 2015 г. 2-3 февраля состоялось Архиерейское Совещание Русской Православной Церкви, на котором бы принят документ “Об участии верных в Евхаристии”, в котором говорится: “Каноны запрещают причащаться в состоянии женской нечистоты (2-е правило святого Дионисия Александрийского, 7-е правило Тимофея Александрийского). Исключение может быть сделано в случае смертной опасности, а также когда кровотечение продолжается длительное время в связи с хроническим или острым заболеванием”».
Московские Епархиальные Ведомости / №6 за 2016 год. Диакон Павел Трошин. Церковные взгляды на женскую нечистоту в историческом контексте
https://mepar.ru/library/vedomosti/96/2316/Об участии верных в Евхаристии // URL:
http://www.patriarchia.ru/db/text/3981166.html (дата обращения: 12.05.2016).
https://mepar.ru/library/vedomosti/96/2316/ ↑ 65 «Господи Боже наш, благоволивый снити с Небес, и родитися от святыя Богородицы и Приснодевы Марии, спасения ради нас, грешных, ведый немощное человеческаго естества, прости рабе Твоей, имярек, днесь родившей, по множеству щедрот Твоих. Ты бо рекл еси Господи: раститеся, и умножитеся, и исполните землю, и обладайте ею. Сего ради и мы, раби Твои, молимся, и дерзающе незлобивым Твоим человеколюбием, со страхом вопием к Царствия Твоего святому имени: призри с Небесе и виждь немощь нас, осужденных, и прости рабе Твоей сей, имярек, и всему дому, в немже родися отроча, и прикоснувшимся ей, и зде обретающимся всем, яко благ и человеколюбец Бог прости: яко един имаши власть оставляти грехи, молитвами Пречистыя Богородицы и всех святых Твоих, аминь».
Молитвы в первый день после прождения женщиной ребёнка
https://azbyka.ru/bogosluzhenie/trebnik/treb01.shtml ↑