«И душу я избавлю от насилья» - III ч.

Nov 13, 2019 20:54


***После допущения в свою жизнь религиозной доктрины на правах подлинного знания (хотя в действительности все её положения остаются предметами веры, т.е. всего лишь желанием того, чтобы фантазии стали реальны), исподволь начинается преобразование человека в «новую тварь» (2 Кор 5, 17; Гал 6,15) с помощью газлайтинга.

Напомню, что газлайтинг - это форма психологического насилия с целью заставить человека сомневаться в адекватности своего восприятия окружающей действительности и уверения его в собственной дефективности, с одновременным формированием ощущения вины за любые попытки оправдаться. Это позволяет установить тотальный контроль над всеми сторонами жизни человека, когда у него в голове возникает ложная картина мира и искажённое оценивание собственного поведения и мыслей, что позволяет в дальнейшем успешно им манипулировать.
С чего же начинается «духовная жизнь»?

Новоначальный христианин, делая первые шаги в Церкви, принимает исключительно на веру, что есть некое невидимое, но сверхмогущественное существо, которое всё знает и всё может; что вокруг человека непрестанно кишат полчища недоступных взору созданий - добрых и злых, также многократно превосходящие людей в их возможностях. Более того, он сам - некая бессмертная сущность (душа), которую те и другие жаждут заполучить, а тело - лишь мясной скафандр (впрочем, смрадный и скверный), в котором эта сущность томится. И нужен особый образ жизни, чтобы она по смерти не досталась злым духам и не угодила в ад на вечные муки.

Спасение же требует определённых лишений 23↓, запретов, соблюдения дисциплины - не только телесной, но и психологической, эмоциональной, а главное, ментальной. В неё постепенно погружают человека с помощью разнообразных церковных правил, обрядов, наставлений, создания специальной среды с использованием особых средств - «освящённых» предметов, «святой» воды, поклонения разным «святыням» и сушёным трупам или просто костям, молитвенного правила, выстаивания богослужений, участия в «таинствах», воздействия ладана, почитания икон, обязательно чтения «Священного» Писания, освящения всего и вся и т.п.

Но в лоб о том, что для звания настоящего христианина нужно будет кардинально изменить свою жизнь, причём во всех её аспектах, не говорят, поскольку иначе людей не заманить и не заставить жить по церковным требованиям. Поэтому в лучших традициях зазывал сначала демонстрируется рекламный проспект. Какова главная психологическая потребность у любого человека? - Желание любви, полного принятия, благополучия, счастья. И всё это щедро обещают тем, кто имеет неосторожность прислушаться к церковным посулам.

Что обычный светский человек, далёкий от религии, знает о христианстве? В основном только слоган «Бог есть любовь» (1 Ин. 4, 16). Неофиты могут развить эту тему новозаветными цитатами 24↓. Они в самом деле очень мотивирующие, возвышенные, легко воодушевляют людей, которые принимают эти слова за чистую монету: стань христианином и твоя жизнь наполнится любовью - ты же ведь будешь с богом, и бог с тобой, который есть любовь, а вокруг - братья и сестры «во Христе». Венчаются прекраснодушные заявления обещанием неизреченного блаженства в царствии небесном, если человек не только праведно, но и в правильной вере проживёт жизнь, без которой все его добрые дела не просто ноль без палочки, а буквально величайшее зло 25↓.

Дальше окрылённый адепт приступает к углублённому знакомству с Библией и творениями «святых» отцов. И начинаются новые открытия. На страницах книг, в проповедях, богослужебных последованиях его уверяют, что на самом деле всё совсем не так, как он привык считать, прежде всего с ним самим. Верующий узнаёт, что «мир во зле лежит» (1 Ин. 5, 19), а его плоть обуреваема «страстьми и похотьми» (Гал. 5, 24), совесть «порочна» (Евр 10, 22), сердце «несмысленное» (Рим. 1, 21), глаза «исполнены любострастия и непрестанного греха» (2 Пет 2, 14), ум - «превратный» (Рим. 1, 28), оттого и его «плотские помышления суть вражда против Бога» (Рим. 8, 7), знания - «лжеименные» (1 Тим. 6, 20), и потому верующему на свой падший разум полагаться нельзя 26↓, ибо: «Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего ещё не знает так, как должно знать» (1 Кор. 8, 2).

Так под видом неземной «мудрости», высказанной многократно и в самых разнообразных выражениях, человек пропитывается ядом церковного газлайтинга. Христианин начинает сомневаться в адекватности своего восприятия реальности, ведь обо всём нужно судить духовно 27↓, тогда как о самóм «духовном» адепте веры никто судить не может (1 Кор. 2, 15), потому что знание даётся лишь любящим бога 28↓, но кто возьмётся дерзко утверждать, что любит его «всею крепостию» своею 29↓? А поскольку сердечные очи неофита ещё не просветились (Еф. 1, 18), то не должен доверять себе, а повиноваться наставникам (Евр. 13, 17), ибо сам факт того, что он ничего из вышеперечисленного прежде не видел в себе и даже не догадывался о своём «истинном» состоянии, как раз является свидетельством его глубокого падения 30↓.

«Наставники» же - лично ли, через книги ли, производят подмену понятий, формируют мифологический взгляд на мир, культуру, социум, постепенно сбивая человека с толку и превращая в церковную овцу, боящуюся сделать шаг без благословения, дабы не «навредить душе» и не поступить вопреки «воле божьей». Естественно, всё это происходит не одномоментно, и потому верующий не замечает, как меняются его мировоззрение и мироощущение. Культовая травма окончательно деформирует личность, и чем усерднее человек подвизается, стараясь исполнять религиозные заповеди, поучения, предписания, приводя свою жизнь к церковному идеалу, тем сильнее оказывается его психологическая повреждённость, и он глубже увязает в токсичной религиозной субкультуре.

Примечания
23Ибо «тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф. 7, 14).

24 «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13, 34-35).
«Отче праведный! и мир Тебя не познал; а Я познал Тебя, и сии познали, что Ты послал Меня. И Я открыл им имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них» (Ин. 17, 25-26).
«Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11, 28-30).
«Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5, 43-45).
«Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев» (1 Ин. 3, 16).
«Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь. Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши. Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга. Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас» (1 Ин. 4, 7-12).
«И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем. В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви. Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас» (1 Ин. 4, 16-18).
«Любовь же состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его. Это та заповедь, которую вы слышали от начала, чтобы поступали по ней» (2 Ин. 4, 16-18).
«Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим. 5, 8).
«Чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею» (Еф. 3, 18-19).
«Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства» (Кол. 3, 14).
«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает» (1 Кор. 13, 4-8).

25 «Добродетели христианина должны истекать из Христа, из обновлённого Им человеческого естества… падшее естество наше имеет свойственные ему добрые дела и добродетели. Совершают их язычники, магометане и все, чуждые Христа. Добрые дела и добродетели эти, как осквернённые примесью зла, недостойны Бога, препятствуют общению с Ним, противодействуют спасению нашему. Отвергнем это мнимое добро, или, правильнее сказать, это величайшее зло!»
Свт. Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты. Том 2 http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/ignatiy_br/tom_2/txt21.html

26 «Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой» (Притч. 3, 5).

27 «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» (1 Кор. 2, 15).

28 «Но кто любит Бога, тому дано знание от Него» (1 Кор. 8, 3).

29 «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, - вот первая заповедь!» (Мк. 12, 30).

30 «Ум закоренелого грешника не видит ни добра, ни зла; сердце его теряет способность к духовным ощущениям. Если, оставив греховную жизнь, этот человек обратится к благочестивым подвигам, то сердце его, как бы чужое, не сочувствует его стремлению к Богу».
«Страсти оспаривают меня одна у другой, непрерывно передают одна другой, возмущают, тревожат. И не вижу своего горестного состояния! На уме моем непроницаемая завеса мрака; на сердце лежит тяжёлый камень нечувствия».
Святитель Игнатий (Брянчанинов) Аскетические опыты. Том 2 3рение греха своего https://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/tom2-asketicheskie-opyty/7
Previous post Next post
Up