«И ДУШУ Я ИЗБАВЛЮ ОТ НАСИЛЬЯ» [1], ч. I

Nov 13, 2019 20:15


Комментарии открыты после этой части,
в остальных отключены для удобства обсуждения

Божественный виктимблейминг, газлайтинг, абьюз,
мизогиния как глубинная суть христианства
Принимая во внимание описание психологических механизмов вовлечения в религию, можно ясно увидеть, что сердцем христианства в действительности являются виктимблейминг и газлайтинг, далее подключается абьюз, которые в совокупности настолько деформируют сознание, что у человека смещаются мировоззренческие ориентиры, ему становится крайне сложно выбраться из ловушки веры и осознать полученную культовую травму, о которой говорилось в 8-й главе. Женское же психологическое здоровье добивает лютая мизогиния, пронизывающая всё христианство, его уклад, традиции, обряды.

Данные слова - виктимблейминг, абьюз, газлайтинг, мизогиния - мало знакомы населению России, но за ними стоят жестокие реалии нашей жизни. Есть явление, которое настолько сроднилось с повседневностью, что не приходит в голову задуматься о его ненормальности. Но радует, что в последнее время ситуация меняется, происходит осознание недопустимости поведения, кажущегося обыденным и привычным: мол, «все так живут».

Так с чем же мы имеем дело?

Виктимблейминг - это обвинение жертвы, когда именно на неё возлагается ответственность за преступление, насилие или несчастный случай. Библия уже с самых первых страниц вину за «грехопадение» перекладывает на праотцев, оправдывая бога за все дальнейшие трагедии, которые случились с человечеством.

Неблагодарное дело - анализировать мифологические тексты совершенно серьёзно, а тем более искать в них какую-то логику, но я привожу свои размышления в ту пору, когда была ещё верующей, т.е. эти легенды воспринимались мною как подлинная история человечества 1↓, и потому имели важное влияние на мою жизнь. Тогда я не могла систематизировать свои соображения, поскольку гнала от себя «богохульные» помыслы и боялась задумываться о смущающих меня вещах. Поэтому о таких широко распространённых явлениях, как виктимблейминг, газлайтинг, абьюз не имела ни малейшего представления, увязая в подчинении христианскому психологическому насилию. Попробую же систематизировать сейчас то, что приходило мне на ум в бытность верующей.

Согласиться с мыслью, что люди, по библейскому сказанию, совершили вопиющее преступление и потому бесконечно виноваты, может только крайне незрелый ум. Даже если принять, что Адам и Ева были физиологически взрослыми и «просвещёнными умом», поэтому смогли даже дать имена прочим творениям, это обстоятельство совершенно не отменяет отсутствия у них жизненного опыта, опыта отношений между собой и родителем, каковым по умолчанию выступал библейский бог. Бытийных Адама и Еву можно с полным правом сравнить с младенцами по социально-личностным компетенциям.

А за детьми, как известно, обязателен присмотр, организация тренировочных условий, чтобы они не на словах, а на деле усвоили требования, которые предъявляют им родители, поняли их целесообразность, обоснованность, разумность и отработали навыки выполнения. Да, родители предупреждают относительно чего-либо: «Не трогай, будет больно!» - Но как это - «больно», что стоит за данным словом? У ребёнка ещё нет в личном опыте понимания, что горячая сковорода может сильно обжечь, то есть доставить весьма болезненные ощущения, ведь слова так и остаются пустым звуком, когда они не подкреплены практикой.

Вспомните, родители, сколько раз дети нарушат запреты, прежде чем начнут прислушиваться к ним? Сколько раз обожгутся, порежутся, сунут пальчики в розетку, ушибутся, расквасят нос, получат ссадины на коленки? В таком набивании собственных шишек проходит всё детство. Поэтому ребёнка сначала надо научить, почему слушаться родителей - благо, чтó стоит за вашими пока ещё непонятными для него словами, и при этом приготовиться к тому, что на выработку навыков потребуется время, а для каких-то из них ещё и взросление. Поэтому внимательно следить за безопасной для детей средой приходится довольно долго.

Если ребёнок, вопреки всем запретам, отыщет красивые таблетки или шарики бытовой химии, съест их, приняв за конфетки, и, конечно же, отравится, кто будет виноват на самом деле - вы или ребёнок? Безусловно, это родительский недосмотр, взрослые недооценили активную любознательность маленького человечка. Но скажите, разве вы оставите дитя без помощи?

Никто из адекватных родителей не выставляет на открытом месте запрещённые предметы и не наблюдает хладнокровно - удержится ли ребёнок от соблазна их потрогать и попробовать? А если не послушается запрета, то жестоко накажет? Бредово звучит, не так ли? Мы знаем, что это нормальное поведение у детей - всё трогать, тащить в рот, всюду лезть: они так познают мир, им нужен собственный опыт. Лишь тогда они смогут в будущем стать самостоятельными личностями, умеющими принимать правильные решения и нести ответственность за свою жизнь.

В книге же Бытия мы видим пример абсолютно неадекватного родительства: дан запрет, выставлен объект испытания на видном месте, а потом последовало совершенно несоразмерное наказание не только этой пары, но и - главное! - всего их многочисленного потомства. А ведь первые люди повели себя как нормальные любознательные младенцы, активно познающие мир: их заинтересовало древо познания, а не жизни (что тоже очень характерно для психологии малышей: им активно хочется узнавать всё вокруг, а смерть - совершенно абстрактное понятие, у них элементарно нет этого опыта). Это же замечательно! Любой нормальный родитель радуется проявлению интереса к окружающему миру со стороны детей, а уже его зоной ответственности является обязанность следить за дозированностью информации и её соответствие возрасту ребёнка.

Но у библейского бога почему-то иначе: как говорила ранее, размножаться первым людям было можно, а владеть знаниями, оказывается, нет 2↓. Но отчего «создатель» не принял превентивные меры по предотвращению такого катаклизма, как «грехопадение» и последовавшее за ним изменение существующего мира? Ведь сразу возникает несколько вариантов предупреждения нежелательной ситуации:

а) как следует оградить древо познания, чтобы прародители не могли сорвать с него плодов,
б) заложить в те плоды функцию постепенного развертывания и усвоения информации, в зависимости от подготовленности тех людей,
в) если уж так захотелось выгнать их из рая для пущего вразумления, то было бы разумно приостановить на время возможность рождать детей, поселив их в специально спроектированном месте на какой-то срок, чтобы они прониклись пониманием «проступка» (по преданию, это и произошло, но только уже необратимо для человечества) - по Библии, бог неоднократно «заключал чрево» у кого-то,
д) сокрыть или не сажать то древо в раю или же вырастить позже,
е) просто не пускать в сад змия-соблазнителя до поры до времени.

Можно придумать и другие способы, которые не повернули бы историю человечества в трагичное русло, но отчего-то богу понравился именно кровавый сценарий, вплоть до собственного самоубиения и принесения себя же в жертву себе же. И после этого верующие хотят, чтобы такого бога мы считали адекватным и любящим?! Явно, что в той истории виноват «создатель», как ни посмотри, однако вину бог возлагает на своё неопытное и новосозданное творение. Мы видим совершенно некомпетентного в возрастной психологии существо, к тому же нетерпимого и властного: не прошёл первый тест сразу - умри, нечестивец!

Маленькие дети и даже юношество, несмотря на все предупреждения взрослых об опасностях окружающего мира, подспудно не осознают их, считая его добрым, не веря, что с ними может случиться что-то плохое. Скольких детей увели маньяки и убийцы, прикидываясь хорошими. Такая базовая доверчивость и открытость - нормальное состояние для благополучно развивающегося ребёнка, которое проходит только с опытом.

Известен социальный эксперимент, проведённый группой «Лизы Алерт», которая специализируется на поиске пропавших детей. Волонтёры с согласия родителей под разными предлогами уводили детей с площадки. Из 15 детей от 3 до 12 лет за три часа ушли все 15, из них 12 - с незнакомыми людьми, трое - с условно знакомыми, с которыми общались их родители, но они всё равно оставались посторонними. Лишь двое шестилетних мальчиков отказались уходить с незнакомцами. Остальные же доверчиво пошли посмотреть белочку, покормить голубей, за сладкой ватой, просто «папа просил привести». Волонтёры улыбались, были дружелюбны, и малыши доверялись их словам. Была девочка, которая не хотела идти, тихо об этом говорила, но ушла всё равно, оглядываясь на маму, находившуюся на площадке, а один мальчик даже прихватил с собой братишку. А ведь всех этих детей родители предупреждали не уходить с незнакомцами. На вопрос, почему же они всё-таки ушли, один ребёнок ответил: «Тётя сказала с нею идти»[2]. (Как похоже: «Ева дала мне есть», «Меня змей обольстил», - такие же совершенно детские ответы.) Детей уводили буквально за считанные секунды. Только лишь специальная тренировка вырабатывает навык отказа куда-то идти с незнакомыми людьми или что-то у них брать.

А теперь представьте, что ребятишек, которых увели волонтёры, родные родители с проклятиями выгонят из дома, откажутся от них за то, что они «не послушались», «нарушили родительский запрет», увлеклись «похотью очес», «похотью плоти» (желанием посмотреть на интересных зверушек, угоститься вкусняшкой и т. п.). Пусть, мол, на улице попробуют выжить, вкусят фунт лиха, тогда и научатся слушаться: мы же им запретили уходить с незнакомцами. Что вы скажете о таких родителях? Они нормальны? Вы поверите, что таким образом проявляется любовь к чадам? Или согласитесь, что их однозначно нужно лишить родительских прав?

Когда бы мать с отцом всё делали, как бог,
Послать подальше их ребёнок смело б мог.
Небесного ж хмуря за подлость прославляют!..
У глупости людской отсутствует порог[3].

Так и библейский бог видел, как змий уводит в погибель и на муку новосотворённых людей (а вместе с ними их многомиллиардное потомство), но ничего не сделал, чтобы пресечь это. А между тем они до конца не осознавали всех последствий своего поступка. Бог знал, что люди нарушат запрет, но вместо принятия элементарных мер предосторожности и сведения к минимуму последствий или выбора вариантов разумного педагогического наказания, которое содержало бы в себе научение определённому опыту, предпочёл всех проклясть: людей, змия, землю, а своему второму лицу прописать роль жертвы в далёком будущем, когда ад уже будет хорошо наполнен.

Примечания к главе «И душу я избавлю от насилья»
1 «…Повествование книги Бытия о грехопадении прародителей - не миф, не аллегория, а действительное событие, подтверждаемое, можно сказать, общечеловеческим преданием, полное глубокой, психологической правды».
Архимандрит Алипий (Кастальский-Бороздин), архимандрит Исайя (Белов). Догматическое богословие Часть четвертая / Грехопадение / 1. Грехопадение прародителей https://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dogmaticheskoe-bogoslovie-kastalskij/4

2Древо познания добра и зла «было хорошо для употребляющих благовременно (потому что древо это, по моему умозрению, было созерцание, к которому безопасно приступать могут только опытно усовершившиеся), но не хорошо для простых ещё и для неумеренных в своём желании, подобно как и совершенная пища не полезна для слабых и требующих молока».
Свт. Григорий Богослов. Толкования на Быт. 2, 16 http://bible.optina.ru/old:gen:02:16

Если дети съели пищу, которая слишком груба для их нежных желудков, то это вина опять-таки родителей.
Previous post Next post
Up