Адвент (лат. adventus - пришествие), в Зап. Церкви - литургическое время, предшествующее Рождеству Христову и начинающее литургический год.
Обычай подготовки к празднованию Рождества засвидетельствован уже в кон.
IV в., когда Сарагосский собор (380) предписал верным не пропускать богослужений ни в один из дней с 17 декабря до праздника Богоявления.
К VI в. на Западе широко распространилась практика подготовки к Рождеству постом, продолжительность и строгость которого варьировались: в одних регионах он начинался с середины ноября, а в других его предписывалось соблюдать даже с осеннего равноденствия (последнее правило сохранилось вплоть до наших дней в уставах некоторых монаш. орденов, соблюдающих пост от праздника
Воздвижения Креста Господня до Рождественского Сочельника). Постепенно Адвент оформился на Западе как особое литург. время с собственной спецификой богослужения. К эпохе зрелого Средневековья в различных зап. литург. обрядах закрепилась определенная продолжительность Адвент.: в мозарабском и амвросианском обрядах он начинается с воскресенья в середине ноября (т.о. включая 6 воскресений), в рим. - с воскресенья, ближайшего к 30 ноября (он открывается первой вечерней этого воскресенья и оканчивается к первой вечерне Рождества, включая в общей сложности 4 воскресенья).
Ныне Адвент в лат. обряде практически утратил характер поста, за исключением отдельных регионов, где сохраняются обычаи соблюдения в Адвент некоторых постных дней, особенно Рождественского Сочельника.
На визант. Востоке короткий Рождественский Пост (с 20 по 24 декабря) известен с сер. VIII в.; впоследствии он приобрел значительно бóльшую продолжительность (с 15 ноября).
В понимании католиков зап. обрядов Адвент является временем благоговейного и радостного ожидания, которое имеет двоякий характер: это период подготовки к празднованию Рождества, но вместе с тем и время, когда души верных обращаются к ожиданию Второго пришествия Христа в конце времен.
Каждое из воскресений Адвент имеет определенную тему, которая находит свое выражение в евангельском чтении на мессе: в лат. обряде 1-е воскресенье посвящается будущему пришествию Христа в конце времен, 2-е и 3-е - Иоанну Крестителю, предварившему обществ. служение Христа, а 4-е - событиям, непосредственно предшествовавшим рождению Господа, и особому месту Девы Марии в тайне Боговоплощения.
Подобно Великому посту, Адвент рассматривается как время усиленного покаяния, чем обусловлены фиолетовый цвет литург. облачений (из воскресных дней исключение составляет 3-е воскресенье, именуемое Gaudete, когда допустим розовый цвет; в будни цвет облачений может меняться в зависимости от празднований) и скромность в убранстве храмов и в богослужении (напр., по воскресеньям опускается великое славословие).
В период Адвентa Церковь в особенной степени призывает верующих к совершению дел милосердия.