8 (21) сентября 1916, Себеж,Псковской губернии, Российская империя - 18 ноября 1996, Москва, Россия) - советский и российский актёр театра и кино.
Народный артист СССР (1990)
Премия "Кинотавр" в номинации "Премия президентского совета за творческую карьеру" (1996)
Артист совсем не то же, что актер.
Артист живет без всякого актерства.
Он тот, кто, принимая приговор,
Винится лишь перед судом потомства.
Толмач времен, расплющен об экран,
Он переводит верно, но в итоге
Совсем не то, что возвестил тиран,
А что ему набормотали боги.
Д. Самойлов - З. Гердту, 10 августа 1987 года
Самым большим достижением за всю свою артистическую карьеру этот талантливейший артист считал то, что зрители называют его просто Зямой.
Его полюбили, еще не зная в лицо. На экран Зиновий Гердт попал, уже будучи весьма зрелым артистом, а полюбили зрители его необыкновенный голос, звучащий за кадром французских и итальянских фильмов, ибо не было во всей необъятной стране артиста, который озвучивал бы кино так,
как Гердт.
В театре его тоже не было видно - в прямом смысле слова. Ведь, получив на фронте тяжелое ранение и перенеся 11 операций, Гердт спрятал свою хромоту за ширмой кукольного театра - Театра Сергея Образцова. И даже там умудрился снискать себе всенародную славу - чего стоил один только Конферансье из «Необыкновенного концерта»! Этот спектакль Театр Образцова показывал по всему миру, и в каждой стране Конферансье Гердта говорил...на тамошнем языке!
Конечно, он просто заучивал слова, оттачивал произношение, но оттачивал так, что зрители разных континентов были уверены - этот артист блестяще говорит на их родном языке. В 1960 году Театр Образцова выезжал на гастроли в Египет, Сирию и Ливан, и в качестве переводчика была приглашена Татьяна Правдина.
Основным критерием, наравне с искусным владением языком, был также... рост переводчицы: девушка должна была быть чрезвычайно миниатюрной, чтобы рядом с ней невысокий Образцов выглядел импозантно. Татьяна подходила идеально. Она, конечно, согласилась с радостью: во-первых, никогда прежде не бывала за границей; во-вторых, очень любила этот театр. Самая трудная работа предстояла с Гердтом: ему надлежало выучить «Необыкновенный концерт» по-арабски...
«Меня повели знакомиться с Зиновием Ефимовичем, - рассказывает Татьяна Александровна. - Он посмотрел на меня и почему-то спросил: «Дети есть?» - «Есть», - ответила я. «Кто?» - «Дочка». - «Сколько лет?» - «Два года». - «Подходит», - утвердил Гердт... Поначалу все было очень по-деловому. Когда мы улетали, то меня провожал муж, его - жена. В поездке Гердт за мной ухаживал, что производило на меня в высшей степени негативное впечатление. Я думала: обычные гастрольные номера. Естественно, что по всем человеческим качествам Зиновий Ефимович мне нравился и, надо признаться, я была, что называется, готовенькая, потому что, живя с мужем в одной квартире, уже давно не была ему женой. Но именно в том, что Гердт актер и это гастроли, был для меня вульгарноватый флер... Единственное, о чем мы договорились, возвращаясь обратно, - через день встретиться. Почему-то у Киевского райкома партии. Он подъехал на машине, распахнул дверцу, я сказала: «Ну это просто какое-то шпионское кино». - «Абсолютно не шпионское, - сказал Гердт и добавил: - Я свободный человек». Мы ни слова не говорили о том, что будем жить вместе, мне не предлагалось: «Выходи за меня замуж». Мы просто поехали к его друзьям. И когда вечером я вернулась домой, то решительно сказала мужу: «Вот теперь я тебе сообщаю, что я тебе не верна, и повторяю - я тебе не жена». Однажды Татьяна спросила Гердта: если тебе нужно по роли заплакать - как ты это делаешь? Он ответил: «Я представляю тебя в концлагере и тут же начинаю плакать...»
Они прожили вместе 36 лет и жалели только об одном - что не встретились раньше. С годами они даже внешне стали похожи. Я беседую с Татьяной Александровной - и вижу его взгляд, его манеры, слышу его интонации...
- Татьяна Александровна, Зиновий Ефимович был старше вас на 12 лет. Он никогда не говорил, мол, ты молодая, ты этого не поймешь.
- Говорил. Когда мне было 32, а ему, соответственно, 44, то тут еще какая-то разница прослеживалась. Но я очень быстро его догнала. И когда мне исполнилось 40, то все стало очень легко.
- В быту он был легкий человек? - Да нет. Он был взрывной. Он ведь сам себя сделал - из еврейского местечка, без высшего образования и при этом истинный интеллигент... Он всегда говорил: «Невкусная еда меня оскорбляет». Когда шли в какие-то новые гости, интересовался: «А там будет вкусно?» Начало нашей жизни было бедное: и денег не хватало, и жить негде, три года снимали квартиру. Мы вчетвером: Зиновий Ефимович, дочка, нянька и я. Он очень любил дом, любил гостей, он был оптовик в закупках...
- Виктор Шендерович рассказывал, как Гердт приезжал на базар, и ему просто напихивали полную машину продуктов бесплатно.
- Это, конечно, преувеличение, но в Одессе, на Привозе, действительно каждая торговка говорила: «Рыбонька ты моя!» - и что-то ему вручала.
- А поклонницы? Они ведь тоже были?
- Конечно. Когда Зиновию Ефимовичу говорили, мол, «вы мне так нравитесь», он отвечал: «А у кого вкус похуже - те просто в восторге!» Зяма был влюбчив, обожал красивых дам, но я знала этому цену, знала его отношение к себе, и меня это никак не трогало.
- Татьяна Александровна, вы ведь не носили фамилию Гердт?
- Я и фамилию первого мужа не брала. Правдин - фамилия моего отца. Потом, когда вышла замуж за Зиновия Ефимовича, решила: кто знает, как все сложится? Фамилия должна оставаться. Мама у меня всю жизнь носила свою фамилию - Шустова... Да-да, моя мама - «дочка коньяка». Того самого. Это очень смешно, но это правда.
- Вы, наверное, жутко богато жили?
-Нет, мы жили небогато, потому что дедушка, мамин отец, безоговорочно принял революцию. Он был очень прогрессивный капиталист. После революции, конечно, отняли все. Но дед был действительно настолько прогрессивным, что рабочие Московского водкоразливочного завода обратились с ходатайством к Ленину, чтобы его сделали директором завода. И его назначили. Все, что осталось с дореволюционных времен, - три серебряные ложки с инициалами моей бабушки. Столовая, десертная и чайная. Остальное продали в 1931 году, когда моего отца арестовали...
- Вы с Зиновием Ефимовичем расписались сразу?
- Нет, мы не могли этого сделать. Во-первых, и я, и он должны были сначала развестись. Но Зиновий к тому же со своей тогдашней женой строил кооперативную квартиру. Надо было ее достроить, а потом уж подавать документы на развод. На это ушло три года.
- Насколько я знаю, ваша мама приняла Гердта сразу и безоговорочно?
- Да. Но и он ее обожал. У нас в доме всегда праздновался Татьянин день - 25 января. Когда нечем было особо угощать - подавали один винегрет. Но приходили люди. И именно в нашем доме Гердт увидел Москву, которой не знал, - маминых и папиных друзей еще с 20-х годов. Он был потрясен. Зяма знал актерскую среду. А тут - совсем другое общество, со своими устоями, но очень открытое. Он влюбился в маму, у них были свои отношения... Он на своих творческих вечерах очень много о ней рассказывал. Он говорил: «Мама моей жены», - и зал начинал высчитывать. А он добавлял: «Да-да, вы правильно поняли, теща, теща. Я не хочу употреблять этого слова, потому что в нем есть налет. Так вот, у меня этого налета нет». Знакомство их произошло так. Театр Образцова уезжал на майские гастроли, и я сообщила маме, что еду с ними. «Ты знаешь, мне неспокойно, - сказала она. - Я даже не знакома с этим человеком». Я вышла, на улице меня ждал Гердт. «Пошли», - сказал он решительно, и мы тут же вернулись в дом. Познакомились, Зяма сказал: «Я буду вашу дочку жалеть». Потом последовала пауза, после которой он произнес: «Я очень устал от монолога, я хочу чая». Сели за стол, и возникло такое ощущение, что он был здесь всегда. Когда через сорок минут мы уходили, я спросила: «Мам, ну что? Тебе стало спокойнее?» - «Абсолютно», - ответила она.
- Мало у кого к старости характер становится лучше. У Зиновия Ефимовича ближе к 80-ти появились капризы?
- Вот уж чего не было - того не было. Например, ему бы не пришло в голову поменять номер в гостинице, хотя комфорт он любил. Зяма обожал устраивать дом, умел все делать. До сих пор сохранились туалетный стол, собранный его руками, лампа, выпиленная им. Он же по специальности был слесарь-электрик, окончил ФЗУ! Я всегда ему говорила: «Ты не умный, ты талантливый. Что гораздо реже и гораздо выше». И талант давал такие всплески мудрости! А так - он был вполне легкомысленный человек.
- А Зиновий Ефимович был щедрым человеком?
- Да-а! Как, впрочем, и я.
- Но если в семье два щедрых человека - как тогда держать семейный бюджет? Кто у вас за него отвечал?
- Никто не отвечал. Сколько было денег - на столько и жили. Зиновий Ефимович всегда смеялся, что зарплата у меня выше, чем у него. Зарабатывал он, естественно, немало, но номинально мой оклад был больше. Очень долго мы жили с долгами. Ни одной крупной вещи не приобрели так, чтобы накопить денег и купить. Брали в долг, потом отдавали. Дачу купили, когда Зяма заработал по тем временам сумасшедшие деньги. Он снялся тогда в «Фокуснике» и «Золотом теленке». Две большие роли - две большие суммы. Дача стоила ровно в два раза больше. Я ныла: «Мы опять без копейки.
К чертовой матери эту дачу!..»
- Это вот та самая дача в Пахре, где вы теперь живете?
- Да. Я продала московскую квартиру, на эти деньги перестроила дом, живу здесь...
Почему на углу Крещатика и Прорезной стоит Паниковский? Ну конечно, потому что так написали в своем замечательном романе Ильф и Петров. И все-таки - нет. Ведь никому и в голову не пришло бы ставить этот памятник, если бы не Гердт-Паниковский, который умудрился поднять образ мелкого провинциального жулика до чаплинских трагикомических высот...
Парадокс, но самые «народные» свои роли он сыграл почти случайно. Того же Паниковского. Да, режиссер Михаил Швейцер (с которым, кстати, Зиновий Ефимович был очень дружен) пригласил Гердта в картину. Но на крохотный эпизод - он должен был сыграть бывшего грузинского князя. А на роль Паниковского уже был утвержден Ролан Быков, глядя на кинопробы которого Гердт буквально падал со стула от хохота... Зиновия Ефимовича просто попросили подыграть Вячеславу Невинному, который пробовался на роль Шуры Балаганова. Выдали трость и канотье, дали листочек, на котором было написано всего несколько реплик... А потом в дом к Гердту явился мрачный Швейцер и объявил, что он, Зяма, будет играть Паниковского. И что Быков тоже так считает. После чего еще позвонил Ролан Антонович и действительно долго уговаривал...
- Вообще, Зяма не очень любил «Золотого теленка», считал его «проходной» картиной, - вспоминает Татьяна Александровна. - Но для меня там есть один очень важный кадр. Когда они пилят гири, Куравлев-Балаганов говорит ему: «А вдруг они не золотые?» Гердт-Паниковский отвечает: «А какими же им быть?» И тут - короткий крупный план. В этом лице столько! Он знает, что они не золотые. И такой ужас перед этим! И в то же время - немыслимая детская надежда: а вдруг золотые? Вот этот кадр мне очень дорог...
Наталья НИБУЛЬСКАЯ
"Киевские ведомости" 2006
Зиновий Гердт и Татьяна Правдина, передача
"Больше, чем любовь"
Click to view
Бенефис Зиновия Гердта.
(80-летие Актёра, 1996 год)
Click to view
Все то, что случилось со мной...
Зиновий Гердт. 1994
Click to view
В 15 лет, окончив фабрично-заводское училище Московского электрозавода имени Куйбышева, Гердт пришел работать на Метрострой слесарем-электриком. При заводском клубе был театр рабочей молодежи (ТРАМ). Прочитав объявление: "Приходите к нам в ТРАМ", Герд так и поступил, и это навсегда изменило его судьбу. В ТРАМе Герд играл в спектаклях "Женитьба Фигаро" и "Дальняя дорога".
Продолжил артистическую деятельность Зиновий Гердт в театре кукол при Московском доме пионеров, куда он устроился актером в 1937 году.
Когда началась Великая отечественная война, Зиновий Гердт ушел добровольцем на фронт. Старший лейтенант саперной роты Гердт не вспоминал, что он артист, и даже не учавствовал в самодеятельности. В феврале 1943 года под Белгородом он был тяжело ранен в ногу. Хромота осталась с ним на всю жизнь. О какой артистической деятельности могла идти речь?
Два года спустя, в 1945 году Зиновий Гердт вернулся в искусство. Он устроился в труппу Центрального театра кукол под руководством С. В. Образцова. За ширмой этого театра он проработал без малого сорок лет - до 1982 года.
Чревовещатель при кукле, он подарил свой голос множеству персонажей, но наиболее знаменит самовлюбленный конферансье из "Необыкновенного концерта". Без преувеличения Гердт завоевал в этой роли мировое признание. В каждой стране он умудрялся вести партию конферансье на местном языке (а то и диалекте), и был столь убедителен, что простодушные зрители - и в Америке, и в Японии, и повсюду - свято верили, что актеру их язык известен в тонкостях. Однако имнли дело с виртуозным звукоподражанием: этим искусством Гердт владеет в совершенстве.
С 1983 - актер театра имени М. Н. Ермоловой.
Зиновий Гердт успешно работал на радио и телевидении, был первым ведущим "Кинопанорамы", вел ряд популярных телепередач.
В кинематограф Зиновий Гердт вошел как актер дубляжа, закадрового текста, долгое время оставаясь "за ширмой" подобно кукольнику. Голосом Гердта говорили звезды зарубежного экрана: Тото ("Полицейские и воры" 1951), Де Сика, Ричард Харрис, Питер О'Тул, а также Юрий Ярвет в роли короля Лира. В знаменитом фильме "Фанфан-Тюльпан" (1952) он говорил за автора.
Иногда Зиновий Гердт появлялся в фильмах в эпизодических ролях - в киноповести "Человек с планеты Земля" (первая эпизодическая роль актера), комедии "Семь нянек" (в роли Шамского), сказке "Город мастеров" (в роли художника).
В фильмы "Фокусник" (1967) и "Золотой теленок" (1968) Зиновий Гердт тоже приглашался на эпизодические роли, но режиссеры увидели в актере больший потенциал. В итоге он сыграл главные роли в этих фильмах, совершенно контрастные характеры - скромника-иллюзиониста Кукушкина, чье счастье состоит в том, чтобы доставлять его другим, и бесподобного наглеца и прохиндея Михаила Самуэльевича Паниковского, человека без паспорта, но в соломенном канотье и манишке. Впрочем, не был его Паниковский просто презренным гусекрадом, а был жуликом-поэтом и славным чудаком.
Роли фокусника Кукушкина и жулика Паниковского определили его актерское будущее. Гердт в каждый кинообраз вносил свой, порой отличный от первозданного, смысл, не прибегал к одной краске в изображении характера. В этом сказывалась не только его тяга к драматургии (им написано несколько пьес), но и высокий интеллект, неординарная одаренность.
Зиновий Гердт сыграл в кино более ста ролей, среди которых: Карл Сигизмундович из школьного фильма "Розыгрыш", кладбищенский сторож из музыкальной комедии "Трое в лодке не считая собаки", человек в клетчатом пальто из комедии "Вас вызывает Таймыр" и сразу три роли в детском музыкальном фильме "Автомобиль, скрипка и собака Клякса".
Влюбленные в актера режиссеры порой специально сочиняли для Гердта хотя бы эпизод. Далеко не все роли были достойны этого великого актера, но то, что он со своей библейской печалью во взгляде облагораживал каждую из них, сомнения нет. И то, что он дважды сыграл бабелевского Арье-Лейба из синагоги извозопромышленников - в фильмах "Искусство жить в Одессе" и "Биндюжник и король", кажется само собой разумеющимся. Кому же, как не ему этот герой по возможностям и по чину?
В актерском мире Зиновий Гердт стал тем самым природным явлением, про которое говорят: "Нарушает все законы физики". Открывший Гердта для большого кино в фильме "Фокусник" режиссер Петр Тодоровский вспоминает одно из последних интервью артиста, когда он уже сильно болел, и казалось, что съемочная группа приехала напрасно: "Когда сказали "Мотор!", в нем проснулся артист, болезнь ушла, он преобразился, стал говорить в камеру".
Он вообще очень радовался, если рядом с ним оказывались профессионалы. Однажды он сказал: "Уметь любить чужой талант - это тоже талант". И еще: "Знаешь, что раздражает? Так как я стар, люди меня внимательно слушают, потому что считают очень умным. А на самом деле это не так. Посмотри на меня и крепко запомни: умные люди выглядят как раз наоборот".
Жена Зиновия Ефимовича - Татьяна Александровна Правдина - не имеет отношения к артистической среде. Она - переводчик с арабского языка. С Гердтом они познакомились, когда ее предложили работу переводчика во время гастролей театра Образцова в Египет, Сирию и Ливан.
Татьяна Александровна вспоминает, что при приеме на работу ей было поставлено одно условие: ее рост не должен превышать 160 см. Вначале она не могла понять, какое отношение это имеет к ее профессиональным качествам, но потом выяснилось, что во время синхронного перевода она не должна подавлять своей массой выступающего на сцене. Когда Татьяну представили Зиновию Ефимовичу, он почему-то поинтересовался, есть ли у нее дети. А узнав, что у нее есть двухлетняя дочь, очень обрадовался и сказал: "Подходит" (в скором времени этот ребенок стал для него самым родным человеком на свете). Их роман начался в салон самолета, а сразу после гастролей они поженились. Судьба отвела им 36 лет счастливой жизни…
Дочь Екатерина стала кинорежиссером. Первым ее мужем был кинорежиссер Валерий Фокин. От него у Екатерины сын Орест. Второй муж - Денис Евстигнеев.
Зиновий Гердт не был избалован славой и звездностью. Он, конечно, состоялся, но у него самого всегда было ощущение, что он не тот за которого слывет. Актер всегда был недоволен своей игрой. Когда ждали, что он придет и всех насмешит, Гердт вдруг читал пронзительные стихи Пастернака. Его отстраняли от ведения "Кинопанорамы" за непозволительные тогда на телевидении "я думаю" и "я считаю", а он размышлял над природой Чуриковой и Чаплина.
Он заслужил своей жизнью, своей работой всенародную любовь. Причем любили его не как актера или ведущего, а именно как человека. Причина, видимо в том, что Зиновий Ефимович больше любой из своих ролей и всей их суммы. К Зиновию Гердту тянулись самые различные люди, с ним хотели общаться, дружить, его слушали. В последние десятилетия жизни он стал нравственным ориентиром нескольких поколений кинематографистов и зрителей.
Зиновий Гердт умер 18 ноября 1996 года, оставив нам неразгаданную загадку своего таланта, благодаря которому он мог превратить даже маленькую роль в страницу большого кино.
В Киеве на пересечении Прорезной и Крещатика стоит памятник Паниковскому, прообразом памятника послужил Зиновий Гердт.
Пёстрая лента. Зиновий Гердт. 2003
Зиновий Гердт. Зяма. "ЖЗЛ".
Click to view
Матвей Гейзер - Зиновий Гердт.
ОТ АВТОРА
О Зиновии Ефимовиче Гердте, актере весьма заметном в разных ипостасях, сказано и написано немало. Уже вышло несколько изданий книги «Зяма - это же Гердт!» (первое - в 2001 году). Вновь и вновь выходящие в свет тиражи этого сборника воспоминаний пользуются неизменным успехом у читателей. Это не результат случайности, не следствие навязчивой рекламы: Гердта уважают и высоко ценят все, кто по-настоящему любит жизнь и искусство, а точнее - жизнь в искусстве. Своими воспоминаниями о нем поделились с читателями такие непохожие друг на друга, но одинаково талантливые люди, как Михаил Швейцер и Давид Самойлов, Эльдар Рязанов и Петр Тодоровский, Валерий Фокин и Александр Володин, Валентин Гафт и Булат Окуджава, Михаил Козаков и Михаил Ульянов, Юлий Ким и Людмила Гурченко, Татьяна и Сергей Никитины, Евгений Миронов… Список этот, несомненно, можно продолжить, но, быть может, точнее всех озаглавил свои воспоминания о Гердте его друг Александр Анатольевич Ширвиндт: «Украшение нашей жизни». Случилось так, что Гердт своим искусством украсил жизнь нескольких поколений наших соотечественников с конца 1940-х годов и по сегодняшний день.
Книга «Зяма - это же Гердт!» появилась на свет благодаря стараниям жены актера Татьяны Александровны Правдиной. В этой книге она писала: «Так сложилось, что Матвей Моисеевич Гейзер и я ни разу не встречались, но считаю, что мы знакомы. Бывают ведь знакомства по переписке, а мы знакомы по телефону… Мне очень понравилось его эссе о Гердте “Какие наши годы! или Объяснение в любви”. Надеюсь, что читатели разделят мое впечатление. Думаю, после выхода этой книги мы, дай Бог, подружимся. Надеюсь, успеем», - пишет Татьяна Александровна. Слава богу, ее надежды оправдались. И при жизни Гердта, и после его кончины беседы с ней стали для меня продолжением встреч с Зиновием Ефимовичем. Ей во многом обязана своим рождением и эта книга, выходящая в знаменитой серии «Жизнь замечательных людей».
Зиновий Ефимович не раз отмечал, что своей задачей в искусстве он считает научить хоть кого-нибудь состраданию. И категорически не соглашался с теми, кто считал, что жалость может унизить человека - скорее наоборот, был уверен, что, как писал Борис Пастернак, «мирами правит жалость». Он говорил: «Наверное, есть чувство, которое надо в себе лелеять: жалость… или вина перед всеми. И то, что есть люди, которые за всю жизнь ни перед кем не извинились, не покаялись, - это чудовищно. Помните, когда требовали покаяния от тех, кто орал в свое время на Пастернака, они говорили, что им не в чем каяться? Только Боря Слуцкий переживал после того позора в ЦДЛ, когда Пастернака исключили из Союза писателей. У Слуцкого были человеческие обстоятельства - ему пригрозили, и можно было оправдаться хотя бы перед собой. Но он всю последующую жизнь мучился чувством вины. Он сломался на этой вине. А другие, видите ли, ни в чем не каются…»
>>>>>>> Читать книгу дальше >>>>>>>
Татьяна Правдина - Зяма - это же Гердт!
Мы прожили вместе тридцать шесть лет. Сегодня это половина моей жизни, а когда пять лет назад Зямы не стало, было, естественно, даже больше.
Но наша жизнь продолжается, так как его не стало только физически, потому что на каждую свою мысль, поступок, решение я слышу и чувствую его отношение - радостное или сердитое - и спорю, убеждаю, соглашаюсь. Это касается не только домашней жизни, но и той, что называется общественной, - событий в стране, поведения политиков, друзей. Мы были счастливой семьей - семьей единомышленников, то есть не только любили друг друга как мужчина и женщина, но и дружили. Я думаю, что ставшее классическим утверждение «все счастливые семьи счастливы одинаково» не всегда верно, но об этом расскажу, если достанет мужества, отдельно.
В этой книге - впечатления, мысли, воспоминания очень разных людей. Людей, вернее, части тех людей, которых любил Гердт, и тех, с которыми если не дружил, то хорошо к ним относился и высоко их ставил.
В этом я не сомневаюсь и постараюсь, естественно, субъективно, о них немного сказать, предваряя слова каждого автора.
Все статьи расположены в книге по хронологическому принципу - приблизительно по времени начала общения авторов с Зямой.
>>>>>>> Читать книгу дальше >>>>>>>
Песни в исполнении Зиновия Ефимовича.
Слушать ................ Актерские работы в кино и на телевидении Фокусник 1967.
Click to view
В тринадцатом часу ночи 1969.
(Новогодний фильм - концерт)
Click to view
Золотой телёнок 1968.
Click to view
Золотой теленок, 2 серия (комедия, реж. Михаил Швейцер, 1968 г.) Необыкновенный концерт 1972
Click to view
Кузен Понс - Телеспектакль 1978
Click to view
О.Бальзак. Кузен Понс. Серия 2 1982 Сказки... сказки... сказки старого Арбата.
Click to view
Костюмер. 1987 По пьесе Рональда Харвуда.
Московский театр им. Ермоловой
Click to view
Памятник Зиновию Гердту в Себеже.
Зиновий Гердт читает Пастернака.
Click to view
Зиновий Гердт читает Пастернака. Зиновий Гердт. Я больше никогда не буду
(к 100-летию артиста)
Click to view
Зиновий Гердт. Тест на чувство юмора (1986)
Click to view
Творческий вечер. Зиновий Гердт. Лекция в МГУ. 1981