Прежде всего система Макаренко - это система воспитания человека творческого труда. Именно в этом и есть основа коммунистического воспитания. Но не просто труда (работы), которую делают из-под палки по прихоти наставника учителя, а человека свободного творческого труда, свободного от принуждения, свободного в выборе.
При капитализме нас окружает общество собственников. Этих собственников меньшинство и их количество сокращается, поскольку они стремительно поглощают себе подобных. Мы противопоставляем этому обществу - общество, где собственников должно быть большинство и в конечном итоге собственность должна стать всеобщей. Общество где в число собственников может войти каждый, выполняя малую толику необходимых условий, а именно трудиться с полной отдачей и постоянно самосовершенствоваться. Вроде малость, но как же это тяжело для некоторых. Ведь любое владение собственностью при минимуме привилегий накладывает дополнительные обязанности (например, быть примером для других, подтягивать остальных до своего уровня). Дополнительные привилегии при социализме и коммунизме может дать лишь только труд с полной отдачей, величина которой (отдачи, а отсюда и привилегий) сильно зависит от уровня образования. Такое общество в противовес капиталистическому не стремится к закрытости и свертыванию, а стремится к расширению и всеобщему охвату.
Общество развивается по спирали. Только до социализма эта спираль постоянно скручивающаяся, сжимающаяся, приводящая к росту напряжения в обществе, и в результате приводящая к кризисам и в конечном итоге революциям.
Социализм (как начальная стадия коммунизма) - это первое общество, при построении которого мы видим обратный процесс с раскручиванием спирали и снятием напряжений. Эта аналогия со спиралями справедлива очень наглядна. Такая вот диалектика.
Отличие капиталистических собственников от коммунистических - это возможность не трудиться. Пока капиталист трудится (создавая свой бизнес и т. п.) он является более прогрессивным, по сравнению с другими эксплуататорами. Но у него есть возможность переложить свой труд в виде работы наемного управляющего. И все. Моментально все меняется. Ибо любая работа - это не труд. Никто не работает в свое удовольствие. В свое удовольствие можно только трудится.
Многие воспринимают возможность не трудится как положительный момент не понимая, что без труда человек перестает быть человеком. Труд процесс творческий.
Великолепно сказано, что труд сделал из обезьяны человека.
Но вот работа (не труд) делают обратное - человек превращается в «обезьяну» бессловесную, бесправную. Работа не может быть творческой. Любую работу можно автоматизировать (заменить рабочего роботом) и ничего не изменится. Но вот творческий процесс полностью автоматизировать нельзя.
Система Макаренко создавала человека-творца, поскольку была нацелена именно на труд, а не на работу. Даже если воспитаннику приходилось выполнять рутинные операции на поле или заводе, в любой следующий момент он мог стать руководителем процесса, что требовало привлечение именно творческого потенциала.
Основной закон любого общества - максимальное удовлетворение материальных и духовных потребностей господствующего класса.
В рабовладельческом обществе это достигалось увеличением числа рабов. В феодальном - увеличением числа земель. В капиталистическом - увеличением прибыли. В социалистическом - ростом образованности общества.
Чем больше уровень развития общества - тем больше оно уделяет внимание воспитанию собственников. Поэтому если предыдущие общества допускали их интуитивное развитие, то общество, где собственники -это основная масса, требует и массовой их подготовки из народа. Начинается это со всеобщего образования. Но это всего лишь необходимое условие. Достаточным условием является качество образования. И именно такое качественное образование обеспечивала система Макаренко.
В СССР, после убийства Сталина, партийная номенклатура стала единственным собственником всего достояния страны, построенного всеобщими усилиями, но это уже был не социализм, а государственный или скорее партийный капитализм, при котором основная масса владельцев собственности оторвалась от народа напрочь.
Они не захотели оставаться коммунистическими собственниками, ибо для этого надо трудиться, постоянно повышая свой образовательный уровень. Им хотелось стать капиталистами, для которых этого совершенно не нужно. А для этого они пошли на все.
При коммунизме собственником становится каждый. Каждый, кто понял, что он собственник всего, того что есть в стране. И кто трудится ради того, чтобы преумножить то что принадлежит ему и всем.
Такими собственниками в нашей стране были не только Сталин и Ворошилов, точно также ими были Матросов, Космодемьянская, молодогвардейцы и много других людей, кто понял, что теперь они настоящие собственники своей страны и защищали свою страну (и собственность) до последней капли крови. Именно таких людей растил Макаренко.
Такой человек не отрывается от своего народа. Он и на фронте в окопах вместе со всеми на передовой и в тылу в общей очереди в рабочую столовую. А вот элите капиталистического общества такое не с руки, ей особые условия подавай.
При капитализме собственник - это прежде всего круг избранных. Социализм в корне меняет понятие собственности.
Социалистическая собственность не ведет к обособлению. Она ведет к объединению с себе подобными, отсекая недостойных. Да, при капитализме действительно присутствует обособление собственника от остальных членов общества, поскольку собственники - меньшая часть общества. И эта меньшая часть общества постоянно численно уменьшается. Если же собственниками становится большая часть общества - все начинает происходить с точностью до наоборот.
К сожалению при социализме еще далеко не каждый понимал, что именно он и есть собственник. А уж причислять к социалистическим собственникам определенных деятелей из ЦК (которые якобы переродились, а на самом деле не пожелали стать социалистическими собственниками или не поняли, что они таковыми являются, мечтая стать при этом собственниками в старом смысле, то есть капиталистами, которые имеют все блага от владения собственностью, но сами могут не трудиться) в корне не верно.
Система Макаренко - это воспитание труженика-творца. Воспитание собственника общественной а в идеале всеобщей собственности.
Каждый воспитанник Макаренко - собственник всего имущества колонии. Способный управлять в той или иной ситуации коллективом, и в то же время знающий и умеющий подчинятся другим, более компетентным в том или ином вопросе.
Те, кто понял, что он является собственником в социалистическом государстве и являлись настоящими строителями нового общества. Стаханов, полярники и другие выдающиеся люди действительно являлись такими строителями коммунизма и переродится не могли никогда. В принципе.
Следовательно, в социалистическом государстве в принципе невозможно перерождение людей, возможно только смена собственности, как элемент предательства идеям социализма и коммунизма.
Начнем разбирать систему Макаренко именно с точки зрения воспитания собственника социалистического государства.
Система Макаренко не подразумевала никакого воспитания нового человека. Ведь достаточно научить обычного человека правильно распоряжаться собственностью, творчески трудиться. И главное понимать, что он и есть собственник. Значит ему и отвечать за все, что ему принадлежит перед другими такими же собственниками. И главное дать понимание что собственником является каждый, кто рядом с тобой и исключить себя из них может лишь он сам, отказавшись воспринимать себя частью коллектива собственников и захотев организовать свой маленький «междусобойчик» собственников (то есть попытавшись возродить капиталистическую систему, что удалось неотроцкистам).
Это система воспитания человека - коллективного собственника, которому с первых шагов в коллективе говорится, как ты распорядишься, принадлежащей тебе собственностью - так и жить будешь. С первых шагов каждого воспитанника Макаренко приучал к мысли, что все вокруг принадлежит ему, как члену коллектива. Хочешь - разворуй, но что дальше будешь делать? Да и не факт, что тебя поймут окружающие, что они оценят твое стремление все спустить на сторону. А если начнешь грамотно использовать и преумножать - будешь пользоваться всеобщим уважением точно.
В коллективах, которые создавал Макаренко, не нужен был никакой «Кодекс строителя коммунизма», как он и не был нужен тогда всему обществу, поскольку если человек чувствует себя по-настоящему хозяином своей страны, ему для преумножения ее благосостояния никакие кодексы не нужны. Он и так понимает, что чем хуже будет всем, тем хуже будет и ему, его родным и близким.
Воспитание людей - собственников, умеющих грамотно распорядится тем, чем владеют без ущерба для коллектива (общества) вот в чем идея системы Макаренко. Это прекрасно поняли на западе и взяли на вооружение для воспитания собственной элиты, сделав ее (систему воспитания) элитарной (доступной только для избранных), тщательно искореняя из нее основной ключевой элемент - трудовое воспитание.
Макаренко нашел самый мощный рычаг воспитания человека труда - он действовал через создание в первую очередь трудового коллектива, перед которым ставились ответственные задачи.
Изначально задачей Макаренко было вернуть в общество детей, оказавшихся на задворках жизни. И с этой задачей Макаренко справился великолепно.
Решая эту задачу Макаренко сумел разработать универсальные педагогические методы для формирования человека-творца из детей и подростков. Правда эта система сразу вступила в конфликт со старой системой, которая была нацелена на воспитание по старым еще капиталистическим лекалам. Это противостояние было основано в основном на том, что старая педагогическая система выступала за воспитание пусть и широко образованных граждан, но с использованием старых, дореволюционных методов, без массового привлечения детей к труду, а Макаренко наоборот отталкивался от обязательной трудовой деятельности детей и подростков и был против широкого спектра образовательного воздействия на воспитуемых без подкрепления воздействий трудом.
Макаренко выступает в своих сочинениях как последовательный материалист. Его педагогическая система им же самим понималась как альтернатива старой (дореволюционной российской) школе.
Военизированный характер воспитания в коллективах у Макаренко был продиктован тем, что подобный антураж был будет привлекательным для подростков.