Jun 14, 2016 19:45
Причины войны с Финляндией разбирать смысла нет. Там всё уже ясно и понятно.
Осталась только одна дрянь - неудачный первый период. И вот существующая до сегодняшнего дня эта дрянь лично у меня вызывает только один вопрос ко всем исследователям советско-финского конфликта: «Господа, вы себя называете военными историками, книги пишете, в телестудиях сидите, лица у всех вас такие умные, что даже не поверишь сразу, что вы все такие тупые болваны, что даже не можете понять смысла прочитанного вами текста. Вы, господа, не военные историки, вы попугаи-попки, которые только избитую чушь могут повторять».
Это не оскорбление. Это еще очень мягко я выразился. Максимально культурно. Ни один военный историк так и не дошел до понимания того, что война с финнами никаких неудачных периодов не имела.
Ладно, черт с ними, с историками времен СССР, тогда многие документы, связанные с И.В.Сталиным, были элементарно недоступны. Но сегодня они видят перед собой стенограмму совещания по итогам финской войны от 17 апреля 1940 года, читают в ней речь Иосифа Виссарионовича… Ну, дебилы!
С началом военного конфликта была образована Ставка Главного Командования Красной Армии в составе Главнокомандующего К.Е.Ворошилова, народного комиссара Военно-Морского Флота Н.Г.Кузнецова, Начальника Генерального Штаба РККА Б.М.Шапошникова и члена Главного военного совета РККА И.В.Сталина.
Общая политическая обстановка того времени благоприятствовала планам Советского правительства: основные силы в Европе, которые могли вмешаться в конфликт, Франция, Англия, Германия, сами находились в состоянии войны друг с другом. Однако и затягивать войну было нельзя, потому что обстановка могла и непредсказуемо измениться. Европейские страны могли и объединится против СССР. В войну могло вмешаться и другое государство. И эту возможность нужно было предусмотреть, планируя операции на фронте.
Сегодня уже нет сомнений, что Маннергейм именно на помощь третьих стран и рассчитывал, планы финского командования были сугубо агрессивными, поэтому группировка их войск выглядела на первый взгляд очень странно. Но на самом деле план финнов был простым и грамотным. Понимая, что сосредоточить большую массу войск с Советской стороны реально только в районе Карельского перешейка (остальные направления по природно-географическим условиям в этом плане крайне неблагоприятны), на этом направлении, в глубине от 20 до 60 км от советско-финской границы, была выстроена мощная оборонительная линия, сопоставимая с известной линией Зигфрида.
Кроме того, путь от Карельского перешейка - самый близкий к Ленинграду. И если бы Красная Армия начала одновременно операции со всех направлений границы, то попала бы в западню. Та группировка, которая стала бы наступать на линию Маннергейма, была бы быстро обескровлена, отброшена за предполье, которое стало бы плацдармом для сосредоточения финских войск, нацеленных на удар по уже беззащитному Ленинграду.
А западни мы избежать не могли в любом случае, потому что Маннергейм разбил свою армию на пять оперативных войсковых объединений:
группа генерала Валениуса (Мурманское направление), группа генерала Туомпо и шведская добровольческая бригада генерала Линдера (Кандалакшское направление), 4-й армейский корпус генерала Хеглунда (Беломорское направление), группа генерала Талвела (Петрозаводское направление), 5-ю армия генерала Эстермана и Аландскую группа (Ленинградское направление).
И в случае сосредоточения основных сил только на Карельском перешейке, финны начали бы наступление на других участках и раздергали бы советские войска.
Проблема была еще и в том, что правительство Суоми провело всеобщую мобилизацию, поставив под ружье 600 тысяч человек, почти всё боеспособное население. А фронт был один! Вот все 600 тысяч стояли против войск Ленинградского военного округа, которым командовал Мерецков.
Но хвалимый у нас Маннергейм просто не учел того, что его полководческие способности и боевой опыт несопоставимы с опытом и способностями советского главкома К.Е.Ворошилова. Густав Первую мировую войну закончил в должности начальника дивизии всего лишь, во время Гражданской у него главной силой был немецкий экспедиционный корпус, он им, естественно, не командовал. То есть, мелочь пузатая по сравнению с Климентом Ефремовичем, который сам армии формировал и ими командовал, он был. И Климент Ефремович его переиграл вчистую.
Во-первых, он не стал предварительно наращивать группировку советских войск, боевые действия начал только силами Ленинградского округа. Сразу со всех пяти направлений, против всех группировок Маннергейма. Иосиф Виссарионович на совещании 17 апреля это объяснил:
« мы … считали, что, возможно, война с Финляндией продлится до августа или сентября 1940 года, вот почему мы на всякий случай учитывали не только благоприятное, но и худшее, и занялись с самого начала войны подготовкой плацдармов в пяти направлениях. Если бы война продлилась и если бы в войну вмешалось какое-либо соседнее государство, мы имели в виду поставить по этим направлениям, где уже имеются готовые плацдармы 62 дивизий пехоты и 10 в резерве, 72 всего, чтобы отбить охоту вмешиваться в это дело».
Вот вам сразу, пальцем деланные историки - жирного леща! Вы откуда высосали, из какого анатомического органа, свои мысли, что СССР планировал разгромить финнов за 3 дня с двумя перекурами? Сталин же русским языком сказал: рассчитывали до августа или сентября, т.е. прикидывали, что компания продлится 9-10 месяцев!
Само Советское правительство не предполагало, что К.Е.Ворошилов и армия, созданная им всего за 14 лет практически с нуля, еще переживающая многие детские болезни, способна за очень короткий срок, всего за три месяца, разгромить такую серьезную силу, как финны…
Советско-финская война,
Ворошилов,
Сталин