20 июня 1789 года депутаты Национального собрания обнаружили, что зал Малых забав, в котором проходили заседания, закрыт по приказу короля. Тогда было предложено занять зал для игры в мяч, благо он располагался неподалеку в том же Версале и подходил по размерам.
Вот как патетически пишет об этом Карлейль: «Что за странное зрелище на улице Св. Франциска в Старом Версале! Пустой Зал для игры в мяч, как видно на картинах того времени: четыре голых стены, и только высоко наверху нависает какая-то убогая деревянная надстройка или галерея для зрителей, а внизу раздаются не какие-то праздные крики игроков, стук мячей и ракеток, но громкий ропот представителей нации, изгнанных сюда самым скандальным образом. Однако с деревянной надстройки, с верха стены, с прилегающих крыш и дымовых труб над залом тучей скопились зрители, стекающиеся со всех сторон и страстно благословляющие депутатов. Где-то добывается стол, чтобы писать, и несколько стульев - не сидеть, а становиться на них. Секретари развязывают папки, Байи открывает заседание.
Закаленный в виденных или слышанных парламентских битвах, Мунье, для которого это не в новинку, полагает, что было бы хорошо в этих прискорбных и опасных обстоятельствах связать себя клятвой. Всеобщие бурные одобрения, как будто в стесненные груди проник воздух! Клятва редактируется и провозглашается председателем Байи таким звучным голосом, что толпы зрителей даже на улице слышат ее и отвечают на нее ревом. Шесть сотен правых рук вздымаются вслед за рукой председателя Байи, чтобы призвать в свидетели Бога там, наверху, что они не разойдутся ни по чьему приказу, но будут собираться повсюду при всех обстоятельствах, хотя бы по два или по три, до тех пор, пока не выработают конституцию.»
В честь этого события Ж.-Л. Давиду было заказано масштабное полотно, которое художник так никогда и не нарисовал. Сохранились лишь его наброски и рисунок пером, с которого неоднократно делались гравюры.
Клятва в зале для игры в мяч. 1790-е. Давид. Лувр.
Рисунок пером.
Клятва в зале для игры в мяч. 1790-е. Давид. Версаль.
Фрагмент эскиза.
Клятва в зале для игры в мяч. 1790-е. Давид. Карнавале.
Это крошечная картина, 65 на 90 см.
Рисунки из блокнота Давида. Версаль.
Надо сказать, что у Давида есть и карикатуры на Мирабо. Как говорится, заказ - заказом, но можно и что-то для души нарисовать.
Мирабо. 18 в. Давид. Лувр.
Клятва в зале для игры в мяч. 1790-е. Гравюра Ж.-П.-М. Жазе по рисунку Давида. Версаль.
В 1883 году художник Люк Оливье Мерсон сделал то, что не сумел совершить великий Давид. Он создал по эскизам Давида огромное (6 на 10 метров) полотно.
Клятва в зале для игры в мяч, 20 июня 1789 года. Мерсон. 1883. Версаль.
Здание сохранилось до наших дней, правда, спортивные игры в нем уже не проводят. В определенные дни можно осмотреть интерьер, но я была в Версале в тот момент, когда Зал для игры в мяч был закрыт, так что других фотографий сделать не удалось.
Зал для игры в мяч. Версаль.
Вид зала для игры в мяч, отреставрированного и превращенного в музей в 1883 году. 1883. Версаль.
Игра в мяч. Эстамп 18 в. Карнавале.
Ракетка для игры в мяч. 18 в. Фонтенбло.
Мяч для игры в мяч. 18 в. Компьень.
P.S. Картинки кликабельны.