Импрессионистское.

Jul 29, 2017 13:35


Наш восьмой класс неполной средней школы подмосковного посёлка возили на выставку Валентина А. Серова в Третьяковской галерее. У меня по жизни искусство больше ассоциируется с текстом, а не с изображением, а после этой поездки - и курса МХК в полной средней школе другого подмосковного посёлка, каковой курс был почти полностью заряжен французскими импрессионистами - у меня "большое изобразительное искусство" тождественно импрессионизму, вплоть до уровня "а что, разве можно как-то по-другому?"

Помню, в Третьяковке какой-то посетитель сделал для нас замечание по картине "Заросший пруд". Вежливо сделал, дождавшись, пока экскурсовод полностью выдохнет. Смысл замечания был, что в картине одновременно две перспективы, что это две картины в одной. Зависит от того, как смотреть, там подчёркнуто разные расстояния и цветовые решения по сторонам картины, игра с человеческим взглядом.

Экскурсовод вежливо согласилась, да и с чем тут не соглашаться? Это даже мы поняли, потому что переливные календарики тогда были у всех.





Так я о чём? Обменялись нелицеприятностями Егор С. Холмогоров и Константин А. Крылов.

Егора Станиславовича достало восприятие Константином Анатольевичем окружающей действительности - не осмысление её, а именно восприятие. И Егор Станиславович выдал: "эстетические разногласия - самые неустранимые из всех".

Что, в общем-то, правда, если понимать, что эстетика есть характеристика результата, готового изделия, когда отлаживать "сам процесс" то ли уже поздно, то ли технически невозможно, а анализировать и выяснять, где и что именно перекосило - нет навыка, потому что морлочье это, не для элоев.

Ещё до того Егор Станиславович приговаривает в адрес Константина Анатольевича: "Он напрочь лишен русского эстезиса - восприятия русского пространства, эстетики реки, леса, холмистой дали, чисто коммунальный урбаноид из спального района, видящий любой неурбанистический ландшафт как совокупность комаров и крапивы".

Этот период комментирует foxhound-lj: "Ты ведь русский человек? Не лишён русского эстезиса? Воспринимаешь русское пространство? Эстетику реки? Леса? Холмистой дали?.." - и сарказм здесь вполне по делу.

Прошу простить Егору Станиславовичу подтасовку, когда он сравнивает "восприятие пространства" с "комарами и крапивой" - то есть зрение с осязанием. Не прощать здесь надобно другое.

Всякое восприятие и опирающийся на него эстезис, что бы это слово ни значило, суть регистрация изменений.

Элементарный случай восприятия здесь и сейчас, почти что без самого воспринимающего с его памятью и жизненным опытом - это тот самый переливной календарик с двумя картинками на пластиковых гранях, который малыш слегка поворачивает и радостно улыбается. Картинка поменялась. Провокацией, прокачкой восприятия оказывается "Заросший пруд" картинкой выше - именно потому, что две картины в одной рамке. То та, то эта. Да и вообще, как я уже говорил: разве бывает в изобразительном искусстве что-то, кроме импрессионизма?

И эстетика всегда есть следствие состоявшегося, произошедшего, случившегося восприятия, отмеченных изменений. Нет эстетики реки самой по себе, есть выход человека на реку, на берег, высокий или низкий, когда массив воды появляется. Да и появляется он по-разному - сравните Волгу и Клязьму. То же касается и леса, и холмистой дали - их эстетика возникает не тогда, когда ты на них смотришь, а тогда, когда ты их увидел. Вот только что увидел.

Это понимали те, кто церкви в русских деревнях ставил. От куполов с крестами впечатление даже сейчас может случиться, как от летающих тарелок над городами в "Четвёртом июля"... в хорошем смысле этого слова, конечно. Гипертек.

Именно поэтому, сколь справедливо ни был бы раздражён Егор Станиславович восприятием Константина Анатольевича, предлагаемое им в качестве альтернативы восприятие холмистой дали или резного креста на выезде из села самих по себе, а не как части изменения внешнего и как агента изменения внутреннего - это восприятие вообще не этническое, русское или какое-нибудь ещё. Оно не человеческое, это дело крысы с электродами в мозгу, жмущей на педаль, чтобы ей было хорошо. Вот так всю жизнь сидеть и пускать слюни, глядя на правильный памятник. А потом в рай, дальше слюни пускать.

Здесь, как ни странно, позиция Константина Анатольевича при всей своей неприглядности оказывается привлекательнее - он выходит в "российский ад" из сколько-нибудь уютной квартиры, "своего места" на ул. Куусинена или где там, он видит изменения по разные стороны стороны квартирной двери - и его эстетика по крайней мере имеет под собой основания, в отличие от предлагаемого Егором Станиславовичем пускания счастливых слюней на навечно замершую, в отличие от того же полотна Серова, фотографию. Памятники, клумбы, палисадники во имя единственной истины.

Не то, что бы я с восприятием современного Константина Анатольевича был согласен, - и предпочту ему самый оголтелый лоялизм - однако недосозерцательность Егора Станиславовича отвращает меня ещё более. Уж извините биологический автомат, обзаведшийся собственным мнением.

У биологического автомата (меня) сейчас что-то вроде отпуска, - именно что-то вроде, в университете идут вступительные экзамены в магистратуру - и я предаюсь прогулкам по окрестностям. За эту неделю автомат сделал тридцать километров. Во вторник выбрал маршрут, где из деревьев-заборов-тени-обочин выходишь в поле - горизонт убегает во все стороны километра на четыре, не слишком нагруженная дорога пересекает это всё, видны две деревни и одно садово-огородное товарищество, а по полю едет трактор с какой-то непонятной хренью на прицепе. Не сажает, не выкапывает. Бороздит.

И, значит, иду это я по обочине не слишком нагруженной дороги - и да, у меня этот самый, как его, эстезис. Именно из-за смены впечатлений, из-за трёхкилометрового выхода с пятиэтажной улицы полувековой давности на старые деревни, а оттуда в поле - а не потому, что горизонт и холмистая даль сами по себе.

Над дорогой и обочинами ветер мотает крупную ворону, - солнце, чёрный силуэт на фоне неба. Чем ближе я подхожу, тем больше у меня подозрений, что это не птица, а какой-то змей воздушный, только мелкий, потому что крыльями ворона махать отказывается, виснет в воздухе на ветру.

Ан нет, размахалась, упала почти что на дорогу, парой мощных взмахов вынесла себя от ветрового стекла легковушки, снова взмыла и пропарила надо мной.

Хвост раздвоенный. Сокол. Полёвок выглядывает.

Вот как-то так. Спасибо за внимание. И музыку в тему.

ПостСкриптум. А ещё в порядке отдыха я сейчас дописываю рассказ про зомби-апокалипсис. Муа-ха-ха-ха-ха.

искусство, ссылка, культура, дыбр

Previous post Next post
Up