Говорят, недавно на каком-то своём собрании по поводу раздачи наград киноработники фронднули и в чём-то упрекнули государство. Пафос, эпос и апофеоз. Парфенон бросает вызов Олимпу. Дух против материи. И всё такое.
Не устаю повторять, что я обыватель, и что высокое мне недоступно. Все мои построения неизбежно ведут к требованиям массовых расстрелов творцов и провозвестников - даже там, где я сам не вижу этих требований и стараюсь их избегать, они всё равно есть, это аксиома.
И, конечно же, моё мерзкое блеяние из подвала истории никак не должно повлиять на траекторию одухотворённого полёта... ладно, дальше я всерьёз, со всей категоричностью дурака и мракобеса.
Начну с того, что одна из черт поведения неглупого бедняка - копирование успешных решений богатого соседа. Без той роскоши, которая окружала поиск богачом того решения, без проб и ошибок. "Оно работает", и всё.
Естественно, такой подход опасен, ибо в сопутствующих пробах и ошибках кроется немалая доля понимания успеха решения и его нежелательных последствий. Однако жизнь бедняка опасна сама по себе. "Делай, что должно, и будь, что будет".
Отмечу, что под копированием решений я понимаю копирование именно решений как взаимосвязанных действий и процессов, а не их предметных последствий. Скопированные решения могут быть воспроизведены на ином исходном материале, с иным инструментарием и даже для достижения цели, вовсе не обязательно схожей с целями тех, у кого копировали. Дальше я ещё об этом упомяну.
Теперь о нас, обо мне и мне подобных.
Россия - бедная страна. Была такой и, думаю, такой останется.
Ближе к концу XIX века, когда в Европе вовсю шла индустриализация, в России появилось понятие "интеллигенция". И понятие это, по моему скромному мнению, означало общественную группу, занимающуюся производством мысли. Некая часть бедного, малообразованного, плохо связанного, медленного общества, заявила претензию на производство человеческой мысли, её воспроизводство и обслуживание этих производства и воспроизводства для всего общества. Вполне логично в рамках индустриализации.
По моему мнению, остающемуся скромным, мысль как средство выживания в природе и обществе представляет собой
а) сравнение впечатлений от двух объектов или мыслей;
б) признание их, объектов, либо одной и той же, либо разными вещами;
в) получение и сохранения впечатления от пунктов "а" и "б" так, что это впечатление потом будет использовано в другой - возможно, более сложной, составной - мысли.
Слово "паттерн" я употреблять не стану из патриотизма.
Что следует из такого понимания?
Что мыслей намного меньше, чем людей и вещей.
Что о разных вещах разные люди думают одни и те же мысли - см. "копирование решений" выше.
Что до этих мыслей можно доходить долго, сложно и трудно своим умом, а можно получить их быстро, просто и легко в готовом виде через привлечение внимания человека к вещам; через манипулирование их сравнением; через навязывание впечатления от результата этого сравнения.
Что постоянное употребление одной и той же мысли одним и тем же человеком или сколько-нибудь изолированным сообществом со временем изнашивает мысль, ведёт к дрейфу её характеристик.
Что и отдельным людям, и обществу в целом может быть полезна общественная группа, создающая новые мысли, обслуживающая существующие мысли и утилизирующая устаревшие мысли.
И что в бедной стране эту группу можно (или даже нужно) образовать экстренным порядком, используя наработки других стран в области производства чугуна и стали.
А там как получится.
Получилось так же, как у соседей. Общественная группа заявила монополию на работу с общественной мыслью. Как это нас учили в школе по истории насчёт чугуна и стали? Картель, синдикат, трест, концерн...
Однако у нас тут не остановились, а пошли дальше. Та же общественная группа заявила монополию на мышление как таковое. "Интеллигенция - это разум России", "интеллигенция - это дух России", "интеллигенция - это совесть России", "только персонал автозавода может водить автомобиль" и всё такое.
Насчёт автозавода - даже не сарказм: сто лет за рулём, и пришли именно к этому с роботами-водителями. У нас тут с интеллигенцией успели раньше.
Сейчас я, как положено дураку и мракобесу, начну говорить страшное.
Если когда-нибудь ставить памятник советской власти как тому, что у нас тут творилось в ХХ веке, то ставить его надо за то, что интеллигенция была поставлена на место и приспособлена именно к тому, для чего она была провозглашена и подо что затачивала сама себя несколько десятков лет.
Да, конечно, отдельно взятый интеллигент хотел совсем другого и не перестаёт на это указывать - ну, всем нам по нраву вкусно есть, сладко спать и заниматься, чем хочется, а не чем сказали и за что платят.
Тем не менее, по итогам работы интеллигенции советского периода советские люди образца начала восьмидесятых с минимально приличной памятью могли общаться на большинство жизненных тем цитатами из советского кино.
Я не говорю, что это хорошо само по себе (хотя да), или что такое было достигнуто "по-честному", что бы под этим "по-честному" ни понимать. Это всё "вторые сложные". Я говорю, что интеллигенция как техническое решение для того и была нужна, что она была использована по назначению, и что она обходилась пользователю, рискну утверждать, весьма дёшево. "Это есть факт, месье Дюк".
Не нравится пример советского времени? Ладно.
Во вполне современной и никак не советской Польше снимают фильм "Волынь". Сюжет: прошлая версия Евросоюза дала небратьям волю, небры ей воспользовались со всем пылом национального характера и красотою национальной культуры. Поляки в фильме, естественно, белые и пушистые, а все остальные суть различные подвиды чертей из Пылающего Легиона, но не это важно.
Важно то, что фильм описывает исторически вполне воспроизводимую, актуальную ситуацию "взбесившихся соседей", выдаёт готовые мысли по ней и готовые операнды, компоненты, впечатления для будущих мыслей по схожим ситуациям, столь же опасным или гораздо более мягким, или всего лишь могущим развиться в неприятности пошиба, описанного в фильме.
Так работает национальная интеллигенция, производит и обслуживает национальную же мысль. Так и надо.
Ничего, если я вспомню про бегство русских из советских республик, становившихся национальными? Я даже про более позднюю Чечню не стану вспоминать, а то мне, русскому быдлу, страшно: вдруг Рамзан Ахматович обидится. Я про свежевылупляющиеся, ещё когда Горбачёв с трибуны руками веял... я про тот автобус с безоружными солдатами-первогодками, сожжённый в чёрт-те какие незапамятные времена: для меня соответствующие впечатления начались с того автобуса.
Затронуло это дело миллионы судеб, пускай подавляющее большинство из них отнюдь не так радикально, как помянутых поляков. Однако судьбы эти большей частью продолжаются доныне, это не правнуки попавших на Волыни под раздачу.
Что в РФ на актуальную тему "взбесившихся соседей" грёбаными титанами свободного духа сделано? Ничего.
На что они претендуют, предлагая обществу себя и говоря о себе? Уже не важно.
Что они чувствуют, когда идут дождик, снег или суд? Да какая теперь разница.
Им на нас плевать, нам на них плевать, а если они обижаются в режиме "а нас-то за що?", то плевать дважды. Они не нужны. Цитат из их фильмов, хоть тысячу раз награждённых, не слышно и слышно не будет. "Бендеровец, что ль?"
Приведённое рассуждение можно снабдить множеством иных примеров и распространить с киношников на большую и решающую часть того собрания, которое руками и зубами держится за слово "интеллигенция".
Да, такой выверт, "интеллигенция", случился в обществе страны по имени Россия полтораста лет тому назад.
Да, от выверта стала какая-то польза, и произошёл какой-то вред, и было множество обстоятельств, из-за которых разные люди по-разному считают эти пользу и вред.
Однако сейчас то, что маркирует себя словом "интеллигенция", не делает своей работы, не делает того, за что ей в своё время позволили существовать. Оно не нужно. Может статься так, что всякое сетевое трепло вроде меня - дурак и мракобес, напоминаю - со своими досужими размышлениями об упражнениях британского сатирика нужнее обществу и народу, чем вся компания на очередном награждении чем-то за что-то. И обходится обществу несопоставимо дешевле.
Хотя качество трепла лучше не обсуждать. Я не пытаюсь выцыганить похвалу через скромничанье, я намечаю будущее рассуждение о возможности качественных развлечений у нас тут в России.
Не буду далее разбрызгивать желчь и суммирую записанное.
1. Интеллигенция - это чрезвычайное техническое решение по развитию общества, некогда принятое в России и состоящее в выделении особой группы под производство и обслуживание общественной мысли. Указанная группа получила то же имя "интеллигенция".
2. В настоящее время эта группа пережила свою полезность. В утрате полезности самого технического решения я не уверен, "второй сложный".
3. Дальнейшие расходы на упомянутую группу в её нынешнем составе, выраженные как финансово, так и в каких-то общественных усилиях (чепчики в воздухе), я полагаю излишними.
4. Надо ли устранять интеллигенцию как общественное явление или перезапускать её с иным составом группы, я не знаю, см. п. 2.
Спасибо за внимание.