(сокрушаю стену головою)
Каждый, каждый, кто использовал семаджик, когда-нибудь да постовал незаконченный черновик!!! Вот и я. Увидел. Только что. С 46-ю комментариями. И ссылками. Ааааа.
Так, я делаю умное лицо, как кот, только что шлёпнувшийся с подоконника в лужу. Типа так и хотел. Очень доволен комментами. Которых я ещё не.
А теперь следующее сообщение, несколько более законченное (штукатурка продолжает ритмически сыпаться).
В настоящем сообщении я рискнул воздержаться от характеристик "хороший-плохой" по отношению к описываемому. Проще говоря, я не хочу набрасывать.
Сообщение представляет собой попытку описать моё понимание "советскости" как характеристики личности, данной нам в ощущениях (характеристики данной, а не личности - а то личности, они бывают разные).
Итак.
"Советскость" не может быть обусловлена генетическими факторами, так как достаточного времени для их задействования у имевшей место в истории советской власти попросту не было. Можно говорить о генетической предрасположенности к "советскости", валентности к ней, но разговор тут будет чисто статистический и сугубо предположительный, для "британских учёных".
"Советскость" не может быть сведена к политическим убеждениям и тем более к лояльности или нелояльности тем или иным символам.
Во-первых, многие наши современники, считающие себя "антисоветчиками" и не устающие это доказывать, вполне органично смотрелись бы в советском антураже. Во-вторых, мероприятия по "разоблачению" советской власти в позднюю перестройку проводились методами советской власти и людьми, прекрасно при ней устроившимися.
Между этими двумя ограничениями "советскость" можно определить как самовоспроизводящийся поведенческий комплекс, возникший в результате как стихийной, так и спроектированной адаптации быта масс населения РИ при переходе от аграрного уклада жизни популяции к индустриальному.
Важные моменты определения.
"Самовоспроизводящийся" означает, что поведенческий комплекс включает в себя акты по прописыванию себя же в действующие в популяции механизмы "производства человека" - социализация и проч.. Поэтому "советскость" не исчезает при исчезновении условий, её породивших.
Меру "стихийности-спроектированности" адаптации я затруднюсь определить - как минимум потому, что непонятно, считать "стихийной" или "спроектированной" ту или иную черту "советскости", которая де-факто имеет авторство, однако применяется носителем "советскости" такими способами и в таких целях, о которых автор и не думал. А такими и в таких, о которых думал, не применяется.
"Переход от аграрного уклада жизни к индустриальному" даёт нам временной интервал, начинающийся намного раньше Великой октябрьской и заканчивающийся ненамного раньше Невеликой августовской. Для формирования поведенческого комплекса, охватывающего значительную часть популяции, стрельба и громогласные декларации отнюдь не обязательны.
Теперь к тому, что я считаю образующим признаком "советскости" как поведенческого комплекса, отличающего его от всех остальных, в том числе наработанных при аграрно-индустриальном переходе в других странах.
Это неразличение ценностей "превосходства" и "справедливости".
Как это понимать?
Ценность есть нормативный объект в сфере поведения. Если мой поступок соответствует какой-то ценности и/или не соответствует другой какой-то ценности - я чувствую это. Я испытываю какие-то переживания. Переживания, которые отличаются друг от друга по силе и по качеству вкусу.
Так вот, "советскость" как совокупность черт поведения следует из того, что для человека одинаковы сила и вкус переживаний, следующих своему или чужому поступку относительно ценностей справедливости и превосходства.
Хотите по-простому - извольте. Как обычно, за счёт точности. Так вот, "советскость" есть поведенческий комплекс человека, верящего в справедливую власть.
Выражена "советскость" может быть в разной степени. Скажем, человек может верить в то, что справедливая власть возможна в принципе. Или в то, что она уже была в каком-то прошедшем "золотом веке". Или - это уже острая форма "советскости" - в то, что она в какой-либо форме присутствует сейчас. Скажем, вера в "невидимую руку рынка" у нас, к сожалению, достаточно часто исповедуется именно "советскими людьми".
На самом деле "справедливая власть" - это катахреза как денотат и оксюморон как символ. Соединение несоединимого, ибо ценности "справедливости" и "превосходства" противоречат друг другу, что называется, "в лоб". Именно абсурдность самой фигуры "справедливой власти" и делает её такой устойчивой к попыткам "десоветизации".
Об оформлении "советскости".
Откуда появилась и зачем нужна "справедливая власть"? Никаких тайн. Советские производственные коллективы как базовые организационные структуры советского же общества зарождались в условиях ярко выраженной горизонтальной мобильности (из незнакомцев), по человеческому материалу во многом наследовали сельской общине РИ, и всё это происходило в условиях намеренно подавленных ценностей "пользы" и "свободы".
Иными словами, конфликт между ценностями "справедливости" и "превосходства" был единственным этическим конфликтом, который тогда вообще имело смысл решать.
Кстати, в тогдашнем искусстве это всё отражено. Далее утрирую. Наезд "справедливости" на "превосходство": "а что ты тут, бывший, раскомандовался, как при старом режиме? Подумаешь, анжинер, очки нацепил!" Наезд "превосходства" на "справедливость": "Товарищи! А ну быстро-быстро пятилетку в две недели согласно плану, который там наверху неизвестно чем придумали!"
Понятно, что сколько-нибудь успешно советский коллектив мог существовать (а люди могли улучшать своё социальное положение в нём и с его помощью) только, если это противоречие удалось бы упромыслить. Наведённый дальтонизм в отношении переживаний о следовании/нарушении "справедливости" и "превосходству" - решение, не побоюсь этого слова, изящное. Оптимальное даже. В отсутствие такого решения буйствующие ценностные противоречия могут привести разве что к массовым психозам, "а править сумасшедшим народом - удовольствие маленькое, особенно если учесть, что умалишённые излучению не поддаются..."
Да-а, вот ещё что. Надеюсь, все понимают, что пресловутый "культ личности Сталина" был всего лишь предельным выражением этого решения? Одному человеку - причём конкретному, которого "по радио слышали и в газетах читали" - было приписано совмещение в личном поведении Предельного Превосходства и Предельной Справедливости. Раз пошла такая пьянка, усугублю: "сталин" с маленькой буквы, как конструкт и портрет - это вполне отдельная, самостоятельная ценность, "справедливость" и "превосходство" в одном флаконе, нужная как раз для незамечания противоречия между ними.
В порядке развлечения укажу, что именно на примере "сталина" "советскость" многих антисоветчиков проявляется во всей красе.
"При Сталине был АдЪ!" - говорит антисоветчик. "Для всех?" - вежливо интересуюсь я. И антисоветчик начинает доказывать, что да, для всех поголовно. Так и запишем - "справедливость". Отсюда, между прочим, следует, что русским националистам, окажись свободные деньги, стоило бы проплатить окраинные экземпляры сталинистов. И побольше. Собственно, национализм представляется мне единственно вменяемой платформой для "десоветизации" и "десталинизации", ибо этнические общности наиболее устойчивы к социальной инженерии.
"Сталин виновен в гибели двадцати миллионов!" - говорит антисоветчик. А потом, поковыряв в носу, доводит цифру до ста миллионов. Или двухсот. Молодец, вестимо. Сам-то он убивал разве что мух с комарами и не понимает, что занимается раздуванием составляющей "превосходства" в конструкте "сталин" до метагалактических размеров. Уж и Гоблин саркастически намекал "миллиард расстрелянных лично Сталиным" (буквальное понимание идеи "превосходства" как уничтожения, совершённого лично), ан нет. Не в коня корм.
А потом они удивляются перипетиям конкурса "Имя России" и говорят, что "народ неправильный". Мол, десталинизировали, десталинизировали, - умаялись, бедные - а ни фига не выходит. "Советский человек" в отрыве от корней вообще печальное зрелище... как и любой другой, впрочем.
Об алгоритмах "десталинизации" и "десоветизации" - таких, которые сработают, а не о советской же ерунде типа "указом запретить" - я поговорю как-нибудь потом. Есть предчувствие, что люди, советские по убеждениям, а не по натуре, меня скорее поддержат. Между нами, девочками - конкретный исторический Сталин в многажды цитируемом тосте "за русский народ" безо всякой нужды взял на себя в лице "советского правительства" довольно многое. Значит, понимал, что в дальнейшей истории может оказаться расходным материалом. Не обидится.
Собственно, тогда же "как-нибудь потом" я поговорю и о пользе и вреде "десоветизации" как таковой. Правильно проведённая "десталинизация", по моему мнению, для общества пользительна, а вот насчёт "десоветизации" не уверен. Когда буду уверен, вернусь к теме.
Спасибо за внимание.
А кроме того, я считаю, что
Аракчеев должен быть свободен.