Очень, очень приятно было ознакомиться с реакцией такого уважаемого учреждения, как Общественная Палата Российской Федерации, на митинг под лозунгом
"Хватит кормить Кавказ", недавно состоявшийся в Москве.
"Навалили горы лжи и пиара" - неизвестный автор в своём заголовке демонстрирует не только высокую сознательность, но и глубокое чувство русского языка. В тексте заметки чувство крепнет и ширится - читайте, оно того стоит.
В колонке рядом высказываются некто Ларенков, Брод и Гриб. Ларенков - должность не разобрал, какой-то межрегиональный деревенский дурачок - писать по-русски не умеет, но пишет, что "экономика здесь не причём", необходимо прививать толерантность всем без исключения, а "Кавказ - неотъемлемая часть Великой России!" Брод пишет о том, что как раз надо переформатировать экономику согласно выступлениям президента, и что тему финансирования регионов "должны обсуждать профессионалы и никоим образом не на площадях", пока правоохранительные органы "жёстко реагируют" на "провокаторов". Гриб категорически против митингов, ибо разжигание "социальной и национальной розни". О мире, в котором Гриб обитает, даёт представление фраза "Все граждане России платят налоги, и эти налоги равномерно распределяются по всей стране, потому что мы хотим, чтобы достойно жили и москвичи, и петербуржцы, и сибиряки, и жители Дальнего Востока, и жители Кавказа - всё это наши граждане".
Общим во всех без исключения мнениях, представленных на странице, оказывается риторическая фигура "а почему именно Кавказ". Не Тува, не Якутия, не Алтай. "Не килограмм, не тонна, а именно фунт"(с).
Действительно,
в современной РФ норма - именно регион-реципиент, а не донор. Регионов с дефицитным бюджетом в РФ
в 2008-м было 37, в 2009-м стало 57, а годом позже - 63. Кавказские регионы в этом смысле исключением не являются.
Переведя рубильник, ответственный за цинизм, в положение "вкл.", скажу, что исключением кавказские регионы являются в том смысле, что деньги, потраченные на Кавказ, изначально тратятся зря. Никаких качественно новых проблем Кавказ, оставшийся без дани, остальной России не создаст. Что могли, они уже сделали и продолжают делать. Чисто количественный всплеск бандитизма есть проблема рутинная и, давайте напрямую, удобная для отладки государственной машины, в каком бы режиме проблема ни решалась - силового подавления генерал-губернаторством или отделения с депортацией.
Так что на риторический вопрос "почему именно Кавказ" существует не менее риторический ответ: "потому что не в коня корм".
Всплески возмущения лозунгом "Хватит кормить Кавказ" зачастую содержат предупреждения о расколе-развале-распаде России. Конечно, можно считать, что Россия без кющающего Кавказа - место настолько жуткое и унылое, что всякий уважающий себя якут или башкир выкопает дедовскую берданку и займётся сепаратизмом по мотивам голой эстетики. Можно и не считать.
Можно - нужно! - просто задать вопрос "ну и что?" Оставим логическую цепочку "не будешь кормить Кавказ - Россия развалится - тебе отключат свет" грибам Общественной палаты. Пусть кто-нибудь поумнее их объяснит, зачем нужна "Россия" в том виде, в котором мы имеем счастье ею наслаждаться.
Мне опять напомнят про свет, трубы и коварный зарубеж, который рыщет в поисках целей для "умного оружия". Принимается. Государство как средство выживания меня лично и сколько-нибудь дорогих мне людей (а их много, миллионы их) - штука неизбежная. Другое дело, что в нынешней РФ с выживанием подданных дела обстоят скорее минорно. Более того, есть основания полагать, что сия минорность так глубоко зашита в инструмент, что перевод мелодии в другой ключ будет не слишком отличен от раскола-развала-распада по приложенным усилиям и сопутствующим обстоятельствам - хотелось бы надеяться, что не по долговременным последствиям.
Ещё более того: ситуация, когда "Россия" есть и всячески процветает в новостях, а электричества уже нет двадцать часов в сутки, лично для меня перестала проходить по ведомству ненаучной фантастики; и эта ситуация для меня однозначно хуже, чем когда электричество есть, а "России" нет те же двадцать часов в сутки.
Готов променять Родину на киловатты, воскликнут палаточные грибы и им сочувствующие. Угу, и на корзину печенья, откликнусь я. К моей родине нынешняя "Россия" имеет весьма отдалённое отношение, и потому ценность "России" для меня вполне доступна взвешенной и почти беспристрастной оценке, ограниченной только моей собственной глупостью.
Страшная, невыносимая тайна состоит в том, что "Россия" - ценность производная. Производная едва ли не в математическом смысле - дэигрек на дэикс при дэикс, стремящемся к нулю. "Россия" такая не одна, почти все страны могут быть так определены. Некоторые вообще называют не по имени ("Америка" вместо "США").
По абсциссе здесь время, - обычное, астрономическое - а вот с ординатой сложнее. Это тоже время, но собственное время страны. У нас принято калибровать ординату всякими великими целями и прочим светлым будущим. То есть мы считаем, что страна существует для чего-то, и это "что-то" мы и размечаем.
Так вот, если с течением времени, приращением по иксу, у нас есть какое-то приращение по игреку, - страна движется к цели или от неё - то ценность страны не равна нулю. Она может быть положительной или отрицательной - скажем, для проигравших Гражданскую "белых" социалистическое развитие СССР было увеличением его "отрицательной" ценности, но ценностью всё равно; надо было определяться, выносить основанные на собственном восприятии СССР этические суждения, решать, подписываться ли за Адольфа и так далее.
А общество, в котором нет цветовой дифференциации штанов... простите, страна, которая не имеет цели - у неё производная равна нулю. Время идёт, а отклика по ординате нет. Такая страна никому не нужна, что мы и наблюдаем. Закономерный итог "стабильности" - эту страну не хотят ни разваливать, ни защищать. Выйдет как выйдет.
"Сидят люди, жрут водку и с поганым таким любопытством думают: а ну-ка, что будет, когда мы все пропьем да растащим?"(с)
Важное примечание для тех, кто ассоциирует великие цели с яблонями на Марсе, каждому по потребностям и отвоёванными у нехристей проливами. Да, это цели. Вполне себе. Более того, это цели для достаточно больших, крупных, развитых мальчиков. Однако даже у какой-нибудь Анчурии может быть цель никак не хуже, при полном отсутствии поблизости басурман и ракетного топлива.
Речь идёт о цели, которая есть у любого национального государства по умолчанию - благосостояние собственного населения, составляющего политическую нацию. Под это дело ось ординат размечается легко и далеко, а источником ценности страны для её населения становится всякое политическое телодвижение, сколь угодно мелкое и рутинное. В любую сторону. И развалом такое государство можно не пугать.
Понятно, что это не про РФ.
Как нас учит А.Б.Чубайс, целью приватизации было создание любою ценой класса собственников... создание привилегированного общественного класса, в зависимости от контекста, наверное, может быть и хорошим делом, но оно всегда, в принципе антагонистично процессу нациестроительства.
С учётом того, что приватизация является для РФ системообразующим событием, а её итоги не подлежат пересмотру, о чём нам не устают повторять, я делаю вывод: политической нации в РФ нет. Уничтожена приватизацией в зародыше.
Ну как же нету, скажут мне. А "россияне"? И это, товарищи, здесь самое забавное. При оформлении РФ буйствовал карго-культ, и в его рамках было выделено место под политическую нацию. Чтобы как у белых людей. Риторика, ритуалы, статья в УК за разжигание розни... однако см. выше, родиться нации не позволили. Даже на основе того самого привилегированного класса, быстренько расслоившегося на барское сословие (родственники начальства) и отпущенных на оброк крестьян (предприниматели, "поднявшиеся" сами). А место есть. И работать с ним надо в режиме того же самого карго-культа, иначе запишут в кимирсены. Хорошо хоть, Russians и Russians - одно и то же на буржуйской мове.
"Россияне" - это что-то вроде "нового платья короля". А также "нового модного танца короля" и "нового партнёра короля по танцу". Голый придурок конём скачет по залу под аплодисменты придворных: "ах, как наше величество танцует павану, как он предугадывает движения партнёра, ах, как всё это цельно и слитно". Я, помнится, получал немалое удовольствие, читая излияния единоросцев с упоминанием "плана Путина". Сейчас, с "переводом модернизации на инновационные рельсы", удовольствие несколько притупилось, но всё равно присутствует.
Ситуация трагикомическая, если честно. Вся эволюция РФ была построена на дожигании тех ценностей, которые были производными от прошлых "великих целей", с нацией связанных косвенно или никак. Доедали беззащитного и беззаветного советского человека - и доели; советские ценности были производным от светлого коммунистического будущего, которое отменено. Сформулировать цели, позволившие бы устроить православное тягло, тоже не получилось (или получилось, но привело формулировавших в ужас), так что "духовное возрождение" накрылось медным тазом.
А "россияне" - штука призрачная, непривередливая. Им скажешь про "достойное место России в мире" или про "догнать Португалию" - они и радуются, и прыгают, и лопочут... по крайней мере при дворе так утверждают. Денег "россиянам" отсыпешь - исходят благодарностью, опять же через придворных. И только отдельные отщепенцы в Интернетах гадят. Слухи же о том, что всякую начальственную затею, даже сопряжённую с раздачей милостыньки, люди встречают словами "что там эти пидарасы опять удумали", сильно преувеличены.
И в заключение о том, чем это тихое счастье закончится.
В один прекрасный день величеству захочется повоевать. Или у него загорится дворец. Или не уродится свёкла. Или оно захочет завести везде добрый анштальт. Или придут кредиторы. То есть возникнет ситуация, когда придётся обращаться к подданным. Ремни затянуть или просто уважить ход прозорливой мысли государственного мужа. Величество воздвигнется и скажет: "Дорогие россияне!.."
И его никто не услышит.
Величество ткнёт пальцем в ближайший народ: "эй, россиянин, я к тебе обращаюсь..." А тот ему: "да я не россиянин, я русский/татарин/башкир/коммунист/либерал/республиканец/православный/атеист. А тебя я знаю, ты свою голую жопу каждый вечер по телевизору кажешь". Величество: "да ты что, россиянин?! Велич... в смысле, Отечество в опасности! Нас ждут великие приключения!" А ему в ответ: "да не россиянин я! Тебе россияне нужны, ты к ним и обращайся за приключениями, я-то тут при чём?" Величество с надрывом зацитирует бессмертные строки любимца муз Бориса Грызлова: "
Россия, вперёд! настал наш черёд! Россия, вперёд! Победа нас ждёт!" А величеству отвечают, попирая рифму: "нахуй - это вон туда".
Очень неудобно получится.
Величество, кстати, конфуз переживёт. Будет кормить Кавказ, тихо сливать всякие смешные державные интересы - не за деньги даже, а просто потому, что внутренний диалог, начавшийся с призыва к защите этих интересов, закончился словами "это вон туда". И, конечно, величество по-прежнему будет налаживать отношения с подданными, танцуя новые танцы в новых костюмах ежедневно, в прямой трансляции. Успешно налаживать, если верить придворным.
Это будет вереница прекрасных дней. А потом отдавать станет нечего. Неизвестно откуда взявшиеся суровые, приземлённые люди, пробормотав что-то неразборчивое и махнув старым векселем, вынесут трон с величеством на улицу. Напрасно величество будет взывать к верным россиянам, указывая на тот факт, что их, россиян, сто сорок миллионов (мог бы сказать и "миллиардов"), а этих, приземлённых, десять человек, причём не зарегистрированных Минюстом.
Кстати, никакой гарантии, что приземлённые люди окажутся хорошими для величества или - позднее - для подданных. Но бриллианты в защёчных мешках и прочие философские пароходы - это уже совсем другая история, хотя тоже наша.
Как во время всей этой эпопеи будут обстоять дела с горячей водой и электрическим освещением - остаётся загадкой; появятся ли в результате её Рязанская Косопузия, Иркутская Джамахирия или Урюпинск Лимитед - тоже.
Альтернатива? Есть, а как же. Построение политической нации помимо российской администрации, вне её и, если понадобится, наперекор ей. Честные выборы, свобода слова, свобода собраний, свобода объединений, декларации о доходах администраторов, пересмотр итогов приватизации. Без ограничений по политическим, этническим, культурным, историческим, социальным, религиозным и прочим невыносимо ценным соображениям. Зачем? Во-первых, чтобы величество не заигрывалось, а во-вторых, чтобы, когда оно заиграется, не гикнуться хором вместе с ним.
Если хотите, чтобы не отключили свет.
И, если в результате всех этих прав и свобод - не сразу, со временем - состоится политическая нация, то ей государство, страна будут нужны. Именно тогда "Россия" вновь станет ценностью.
Заодно можно будет подумать о проливах и яблонях на Марсе, благо опыт есть.
А кроме того, я считаю, что
Аракчеев должен быть свободен.