Разразившийся в конце 1908 года Босниййский кризис, поставил Европу перед персппективой большой войны. Австро-Венгрия при поддержке Германии аннексировала Боснию и Герцеговину. Идеи создания на Балканах единого славянского государства, таким образом, терпели крах. Сербия немедленно объявила мобилизацию, чем недвусмылено дала понять о серьзности своих намерений. Россия, Англия и Франция выступив в союзе, поддержали Сербию.
И всё же до открытого противостояния тогда не дошло.
Для информационой среды все происходящее было сильнейшим катализатором. Новостные агенства едва успевали выдавать известия, как они уже устаревали. К моменту событий, первое русское "Санкт-Петербургское телеграфное агенство" уже справило свой трехлетний юбилей, а лондонскому "Рейтер", например, перевалило за пятьдесят.
По географии телеграмм ясно, что основной технической задачей каждого новостного агенства была организация независимой сети каналов получения информации. Может быть это были первые коммуникационные сети, возможности которых были столь велики, что весть из любой точки планеты могла почти стремительно попасть в единый центр.
Последствия были поистине револлюционными. Живший до этого в своем маленьком, тесном мирке европейский обыватель, вдруг получал такой обзор, такую картину окружающего , что можно было лишиться рассудка. А вот некоторые сильные мира сего возможно недооценили масштаб случившегося. Не только новости из светских салонов, но даты и места появления коронованных особ стали известны широкому кругу читателей. Эрцгерцог Франц-Фердинанд - одна из первых жертв информационной доступности.
На бурных волнах новостных потоков взросло не одно состояние. Но первым, еще в первой половине 19 века был знаменитый француз Шарль-Луи Гавас основавший в 1835 году новостное агенство своего имени, ставшее в последствии "Франс-Пресс".
Все меньше места на страницах изданий занимает художественное и вечное , все больше животрепещущих тем. Информационный наркотик выходит на мировые просторы. Все меньше шансов у новых Дюма и Достоевских. Зато появляется его величество корреспондент и его высочество репортер.
Военые ведомства и специальные службы, конечно же, быстро оценили те возможности, которые теперь давла новостная индустрия. К моменту начала Первой Мировой имеется уже опыт ведения информационных войн, цель которых дезинформировать, дезорганизовать и деморализовать противоборствующую сторону. Знатоки наверняка приведут не один подобного рода факт. Я так думаю, это тема для отдельных постов.
Сегодня же, перелистывая полуистлевшие страницы, испытываешь почти эстетическое удовольствие. С этих страниц дышит история. Такой она виделась современникам.
Может быть когда-нибудь уйдет в небытие век печатных изданий. Да и те газеты, что уже существуют, развалятся от старости: так тонка и ненадежна бумага, используемая при их производстве. У нас есть миг чтобы всмотреться, чтобы вчитаться, чтобы запомнить.