Оригинал взят у
13vainamoinen в
Ересь жидовствующих.«Ученый иудей Схария, про которого годы спустя скажут: «дьяволов сосуд и изучен всякого злодейства изобретению», прибыл в охваченный смутой Новгород в свите киевского князя Михаила Олельковича в 1470 году.
В Новгороде, где скорбь от походов и казней Ивана III Васильевича мешалась тогда - в 1492 году завершалось седьмое тысячелетие от сотворения мира! - с ожиданием конца света, разговоры Схарии о тайном иудаизме, астрологии и черной магии никого не насторожили.
Из «Просветителя» Иосифа Волоцкого явствует, что «жид прельстил сначала попа Дениса и соблазнил его в жидовство; Денис же привел к нему протопопа Алексея, служившего тогда на Михайловской улице, и этот также отступил от непорочной и истинной христианской веры. Потом прибыли из Литвы и другие жиды - Иосиф Шмойло-Скаравей, Мосей Хануш. Алексей же и Денис так старались укрепиться в жидовской вере, что всегда пили и ели с жидами и обучались жидовству; и не только сами учились, но и жен и детей своих учили тому же. Они захотели обрезаться по вере жидовской, но жиды им того не разрешили, говоря: если проведают об этом христиане, то увидят и разоблачат вас; держитесь своего жидовства втайне, а внешне будьте христианами».
Схария отнюдь не стремился утвердить иудаизм на Русской земле, он пытался лишь склонить православных людей к отрицанию спасительных таинств и основных догматов православия, приучал их к искажению и осквернению святынь, которым поклонялся русский народ.
Отрицая догматы православия, приверженцы ереси, получившей в официальной науке название ереси жидовствующих, тем не менее внешне соблюдали все обряды и стремились проникнуть (и проникали!) в структуры Православной Церкви.
Отрицая Божество Христа, жидовствующие отрицали и церковные установления: отвергали таинства, посты, праздники, почитание Божией Матери и святых угодников, кощунственно относились к святым иконам, а также честному кресту и мощам, отвергали храмы.
- Если Христос был мессия, - спрашивали у неискушенных собеседников проповедники ереси, - то почему не является Он в славе, по вашим ожиданиям?
По сути, они повторяли вопрос, который задавали полторы тысячи лет назад на Голгофе иерусалимские книжники и фарисеи, говорившие: «Если он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в него».
Едва ли караима Схарию обвинили бы в ереси, если бы он исповедовал иудейство и исполнял соответствующие религиозные правила в своей иудейской среде. И даже если бы совращенные им новгородские попы открыто перешли в иудейство, это тоже не давало бы повода говорить о ереси.
Но в случае с ересью жидовствующих речь идет о другом.
Священники Денис и Алексей, уже исповедуя иудаизм, не только не покинули Православную Церковь, но, выдавая себя за православных, продолжали работать внутри нее на разрушение православия.
Смысл ереси жидовствующих заключался не в том, чтобы склонить человека к чему-то определенному, а только в том, чтобы опорочить в его глазах православие».
Это выдержки из статьи Николая Коняева «От ветра главы своея» (
журнал «Север» №9-10, 2013).
На мой взгляд, нередко и сегодня приходится сталкиваться с подобным, когда некоторые люди, которые вроде бы на словах ратуют за православие, и даже находятся внутри Православной Церкви, но в реальности отвергают или кощунственно относятся к таинствам, постам, праздникам, почитанию Божией Матери и святых угодников, к святым иконам, честному кресту, мощам и храмам. Не есть ли это проявление, вроде бы уже забытой за несколько веков - ереси жидовствующих?