Все, конечно, смотрели фильм Станислава Ростоцкого «А зори здесь тихие», снятый по одноименной повести Бориса Васильева. Считается, что сюжет полностью придуман автором и на самом деле ничего подобного в жизни не было. Главное, что удалось писателю, а потом и режиссеру фильма - они смогли показать правду войны.
22 июня 1941 года с озера Оулуярви в Финляндии стартовали два самолета «Хейнкель-115» с диверсантами (всего 16 человек). Задача группы Й. Хямяляйнена была взорвать шлюзы Беломоро-Балтийского канала (в фильме диверсанты тоже шли, чтобы взорвать шлюзы ББК), и остановить проход судов с грузом по каналу. Гидросамолеты благополучно приводнились на озере Конжозере, к востоку от канала. Ранним утром 23 июня группа диверсантов была высажена на резиновых лодках на берег.
Пролет самолетов не остался незамеченным. Опергруппой 155-го полка «на берегу Конжозера, в 17 км восточнее шлюза №9 ББК, были обнаружены… 3 резиновые лодки красного цвета, 3 баллона для сжатого воздуха, насос и алюминиевые складные весла. Все предметы иностранного происхождения».
На поиски и уничтожение диверсантов были высланы опергруппы из 155 полка НКВД, частей КА и ВОХР ББК.
Через некоторое время бойцами 155-го полка НКВД в лесу были обнаружены 52 килограмма взрывчатых веществ, шнур, гранаты, патроны и продовольствие. Все это диверсанты, скорее всего, бросили, спасаясь от преследования.
Тем не менее, 28 июня группа финских диверсантов попыталась осуществить свое задание на канале, но к хорошо охраняемым шлюзам подойти не удалось. Да и взрывчатки для осуществления задуманного уже не было, ее бросили в лесу ранее. Поэтому вся диверсионная деятельность в районе 9-го шлюза ограничилась уводом двух лодок у бакенщика поста №17.
На лодках диверсанты смогли переправиться на западный берег ББК и на следующий день повредили рельсы на Кировской железной дороге. В одном месте на рельсах была установлена граната на растяжке, но машинист поезда увидел ее и остановил состав. В другом месте путевой обходчик увидел поврежденный рельс и шпалу в результате взрыва, вследствие чего движение оказалось приостановлено «на 45 минут».
30 июня в 17.00 была обстреляна поисковая группа 15-го полка НКВД, убиты два человека, один ранен. В 18.00 диверсанты вступили в перестрелку с одним из подразделений ВОХР ББК. С нашей стороны были убиты проводник с собакой и ранены два стрелка. Диверсионная группа Хямяляйнена оторвалась от преследователей и скрылась в глухих лесах севернее озера Сегозера.
5 июля диверсанты появились в деревне Пелкула. Здесь они «провели собрание местного населения, призывали к восстанию против Советской власти…», а потом, угрожая оружием, отобрали у жителей продукты! По словам местных жителей, диверсанты выглядели уставшими и голодными.
На поиски диверсантов было брошено дополнительно 20 человек истребительного батальона.
Диверсанты решили дальше не испытывать судьбу и пройдя по лесам 375 км, вернулись на территорию Финляндии. В стычках с бойцами КА группа Хямяляйнена потеряла 2 человека убитыми.
Дальше начинается самое интересное. Командир группы корнет Хямяляйнен пишет донесение, в котором указывает, что в результате рейда диверсанты убыли 20 и ранили 30 красноармейцев. На самом деле по сводкам Северного фронта указаны потери - 3 убитых и 3 раненых.
В дальнейшем ходе войны подразделения дальней разведки при Генеральном штабе Финляндии регулярно совершали рейды в глубокий тыл наших войск. Группы диверсантов насчитывали от 10 до 100 человек и заходили далеко за пределы Карелии в Архангельскую, Вологодскую, Ленинградскую области.
Начиная с 1942 года обнаружением и уничтожением подразделений диверсантов занимались специально созданные для этого истребительные батальоны. Мужчины воевали на фронте, поэтому бойцами истребительных батальонов в основном были женщины. Например, моя тетя, Любовь Васильевна Печерина, в годы войны служила в одном из таких истребительных отрядов базирующемся в Беломорске. Было ей тогда всего 19 лет.
Поэтому показанные события в фильме «А зори здесь тихие» - правда. Юные девушки уничтожали, брали в плен хорошо вооруженных и подготовленных к диверсионной деятельности крепких финских мужиков.
К сожалению, правда еще и в том, что служба в истребительных батальонах считалась службой в тылу и поэтому долгое время бойцы этих отрядов не считались ветеранами Великой отечественной войны. Но это, впрочем, другая история.
По материалам книги «Петровский Ям. Запланированная трагедия», Петр Репников, Санкт-Петербург, «Аврора-Дизайн», 2012.