Чисто женский бизнес

Oct 31, 2017 14:11

В начале девяностых, когда все посыпалось, многие почувствовали волю. Не свободу, а именно волю. Волен делать что хочешь. Кто-то до последнего цеплялся за государственные предприятия, которые уже месяцами не платили зарплаты, а кто-то решил добывать необходимые для жизни деньги доступным ему способом. Большая часть этих своевольных людей пошла в челноки, меньшая в бандиты. Одной из первых занялась торговым бизнесом Нина Михайловна, моя хорошая знакомая, работала агентом в нашей страховой фирме. У нее была наработана обширная клиентская база, на заключение договоров страхования времени много не тратила, остальное отдавала бизнесу.



Фото из интернета.

Рассказывала, как первый раз закупила картофель у частников в Ладве, привезла в Петрозаводск. Грузовик поставила на Древлянке, на стихийном рынке на Березовой аллее. Только начала торговать, подъехала машина, по рынку стали ходить бандиты, собирать с торговцев дань. Картофель она продавала сама, одета была в грязный халат, на нее даже не обратили внимание. Бандиты подошли к шоферу: «Где хозяин машины?» Шофер пожал плечами: «Я, почем знаю! Где-то ходит». Бандиты пообещали вернуться. Нина Михайловна сразу свернула торговлю. Переехали на Ключевую, встали среди домов. Там все и распродала. Но к торговле картофелем больше не возвращалась. Слишком хлопотно, опасно, да и не женское это дело.

В Ленинграде (Петербурге) у нее жил брат. Остановиться всегда есть где. Стала ездить туда. Как раз открылся рынок Апраксин двор. Выбрала для себя специализацию - разные женские мелочи. Возить легко, продавать несложно. Приносила, например, сумку с товаром прямо к нам в страховую компанию, женщины, страховые агенты, расхватывали все в миг. Постепенно набиралась опыта. Одной из первых стала торговать на Ленинградском рынке в Петрозаводске. Он тогда только открылся. Однажды, когда возвращалась с поездки с клетчатыми сумками, во дворе своего дома столкнулась с соседом. Тот удивился: «Нина, ты что торгуешь?» «Да». «Если будет кто наезжать, скажи, что ты под … ходишь» Назвал известную в городе бандитскую кличку. Сосед-то оказался не простой. Вскоре его посадили.

Постепенно раскрутилась. Открыла три торговых точки, оптовый склад. Промтоварные магазины тогда имели свою специфику. Бизнесмен брал в аренду у города помещение бывшего советского магазина, а потом сдавал в субаренду нескольким предпринимателям, разницу между платежами клал в карман. В магазине несколько отделов, в одном торгуют носками, в другом верхней одеждой и так далее. У каждого отдела свой хозяин - предприниматель. У Нины Михайловны как раз и были такие торговые точки - прилавки в промтоварных магазинах.

Один из таких магазинов на Первомайском проспекте, она делила пополам с женщиной предпринимательницей. Однажды зашли какие-то суровые ребята, похожие на рэкетиров. Поинтересовались у продавцов: «Вы что без охраны? Так мы попозже зайдем» В это время уже разрешили охранные предприятия. Сосед Нины Михайловны, бандит, сидел, помочь ничем не мог. Она, недолго думая попросила у знакомых снять копию с охранного листа. Предприниматель заключал договор с охранным предприятием, и на самом видном месте вешал такой красивый цветной лист в рамочке, что данный магазин находится под охраной такого-то охранного предприятия. Сделала цветную ксерокопию, повесила на видном месте, прямо напротив входа. Вечером те суровые ребята пришли. «Оп-па!» А магазин оказывается под охранной, да никакого-то, а милицейского охранного предприятия. Даже выяснять ничего не стали, развернулись, ушли, больше не приходили. Тогда одни охранные предприятия открывали бывшие рэкетиры, другие - бывшие сотрудники милиции. Одни на территорию других никогда не заходили. Этим Нина Михайловна и воспользовалась.

К этому времени Нина Михайловна в страховой фирме уже не работала. Хватало своих дел. Долго ее не видел. Как-то уже под осень понадобилось у нее проконсультироваться, как у опытного предпринимателя, по одному важному для меня вопросу. Звоню на склад, на домашний телефон - никто трубку не берет. Мобильных телефонов тогда еще не было. Подумал, что куда-то уехала по делам. Иногда звоню по известным телефонам, в ответ - длинные гудки. И тут как раз на улице встретил нашу общую знакомую. Спросил про Нину Михайловну, сказал, что дозвониться не могу.
- Так она же умерла, уже и похоронили.
- Как так?
- У нее был рак. Она знала об этом, никому не говорила, скрывала до последнего.

Продолжение этой темы смотрите здесь:
Лихие 90-е

#Карелия, бизнес, быль

Previous post Next post
Up