Я, как бизнесмен и генеральный директор юридической компании Юрвиста, много общаюсь с клиентами и вижу, что в последнее время очень сильно меняются правила игры между бизнесом и государством. Как это происходит и в чем выражается? По сей день идет ликвидация банков. Это опасно по двум причинам. Во-первых, у предпринимателей там хранятся деньги (оборотные, вклады). И если физ.лицам еще могут вернуть до 1,4 млн., то юр.лица втягиваются в процесс банкротства, где они, по сути, являются «ничтожным кредитором». В список по банкротству, как обманутые вкладчики, бизнесмены попадают в длинную очередь. И, как показывает практика, своих денег они не увидят никогда.
Во-вторых, все идет к тому, что на сегодняшний момент мы можем с высокой степенью доверия относиться только к госбанкам. В чем же «прелесть» наших госбанков? В том, что они работают напрямую с налоговой, держа руку на пульсе: о каждом только что проведенном платеже узнают сотрудники налоговой инспекции. И если данные платежи вызывают интерес у банка или налоговой, или не дай бог, финмониторинга, то у вас возникает проблема.
В этот момент у вас полузаконно блокируются счета, и банк требует разъяснений: откуда и куда ушли деньги. Именно на эти действия со стороны банка, как мы видим в своей практике, в последнее время участились жалобы со стороны ИП/ООО. Дело в том, что в банках есть внутренний реестр по плательщикам, который им предоставляет налоговая. Например, если вам перевел деньги недобросовестный налогоплательщик или компания с подозрительными оборотами, то банк в любую секунду может заблокировать расчетный счет без объяснений и тем самым полностью парализовать деятельность вашей организации.
Банк будет требовать предоставить документы и выявлять: откуда деньги пришли, по какому договору и как вы собираетесь их расходовать? При этом влезая в коммерческую тайну без каких-либо оснований, ссылаясь на финмониторинг или на решение ЦБ. Банки хотят удостовериться в том, что это не отмывание денег или другие серые транзакции. И в любом случае вам придется представить все бумаги, если вы желаете сохранить бизнес, и в 99% случаев предприниматели так и делают.
Так для чего это делают банки? Банки тоже проверяют. В случае таких проверок, банки смогут предоставить документы, подтверждающие то, что с вами они ведут общение и не является интересантом. Это та ситуация, с которой сейчас сталкиваются, например, клиенты Сбербанка. У вас идут переводы денежных средств, и тут внезапно у вас блокируют счет, при этом вы узнаете об этом не по звонку клиентского менеджера перед блокировкой, а в момент, когда пытаетесь совершить платеж, либо принять деньги. Далее вы тщетно пытаетесь разобраться и выяснить причину.
Кроме банковских переводов, в последние три года налоговая стала особенно интересоваться нормой прибыли. Для каждого региона есть специальная таблица с этими нормами по видам деятельности, составленная по достаточно непрозрачной схеме. Например, если вы занимаетесь оптовой торговлей плюшевыми игрушками, продажей продуктов в магазине или открыли парикмахерскую, налоговая определяет по своей таблице: сколько вы должны зарабатывать. Почему именно столько, а не меньше или больше - ответить невозможно.
И если вы вдруг зарабатываете меньше, то налоговая расчетным путем доначисляет налог от той нормы прибыли, которая указана во внутренней инструкции ИФНС. Давайте на примере: допустим выручка за квартал у вас 1 000 000. Расходы 950 000 и 50 000 прибыль. Налоговая выезжает к вам с плановой проверкой и говорит, что по их норме прибыль должна составлять 300 тысяч рублей, и доначисляет за 12 месяцев налоги из расчета «своей» прибыли. Если вы не согласны, то можете обращаться в суд и доказывать, что ведете бизнес честно (не обналичиваете деньги, не завышаете расходы). В суде это доказать возможно, но это дорогостоящая и долгая процедура, где надо обосновать почему вы работаете нерентабельно.
Да даже если вы какой-то период работаете в убыток и это часть вашей стратегии, и вы вкладываете в бизнес деньги как помощь учредителя, то налоговая все равно не готова к такому повороту и будет доначислять налоги с тех денег, которые не являются вашей выручкой. Вы попадете под определенный нажим.
Налоговое давление можно разделить на два противостоящих мира:
- Мир «Москвы и Питера», где предпринимателю даже среднего бизнеса, у которого обороты превышают 100-200 млн. по году можно «потеряться», поскольку компаний в данных областях огромное количество;
- Мир «Регионов», где компании с оборотом даже 1-3 млн. в месяц потеряться невозможно: вы попадете под пристальное внимание сотрудника налоговой инспекции при сдаче отчетности, где он будет допрашивать с пристрастием о ваших расходах в случае, если они будут равны доходам.
А теперь задумайтесь - валовое количество предпринимателей малого бизнеса выбирают УСН или ЕНВД. Но это никак их не спасает от постоянных проверок налоговой. Казалось бы, выбрал 6% со всего оборота, и у тебя не должна болеть душа. Но и тут налоговая находит варианты, как собрать больше. Например, физлицо приобрело коммерческое помещение, потом зарегистрировалось в качестве ИП, продало это помещение, заплатил все налоги с продажи, а налоговая вторично начисляет налог либо как ИП 6%, (при этом было оплачено 13% НДФЛ физлица), либо наоборот, если оплачено 6%, то 13% надо будет доплатить как физлицу. Получается двойное налогообложение, при этом разбирательства с налоговой в части правомерности доначисления двойной налоговой нагрузки приводят человека в суд. Абсурд.
В кризис, в попытках оптимизировать налоги, многие предприниматели стали пытаться закрыть или дробить бизнес.
Например, в случае если владелец компании, которая в регионе дорастает до более или менее приличного оборота, либо существует уже более трех лет, и по закону попадает под плановую проверку, принимает решение о закрытии компании, либо дроблении этого бизнеса посредством перераспределения его на несколько вновь открытых ИП или ООО.
В ответ на это в налоговой появилось 2 «модные» фразы, которые, как кость в горле, будут стоять у каждого предпринимателя: субсидиарная ответственность и аффилированность. Субсидиарная ответственность наступает в тот момент, когда налоговая считает, что был факт укрывательства от налогов со стороны предпринимателя, и тогда она вменяет эти налоги вам, как физическому лицу (учредителю либо гендиректору), т.е. деньги будут взыскиваться с личных счетов и с имущества путем арестов, судов, судебных приставов. И даже если вы давно закрыли фирму, согласно новому законодательству взыскивать налоги можно в течение 3 лет после закрытия/ликвидации. Конечно, практики еще мало, но если государство активно к этому идет и дает налоговой такой карт-бланш, то это значит, что все будет реализовано в скором времени.
Вопрос оптимизации налоговой нагрузки также находится под пристальным вниманием налоговой службы. Рассмотрим пример: у вас есть бизнес, и в штате числится 10 менеджеров по продажам, однако вы понимаете, что платить им бонусы в виде белой зарплаты со всеми налогами стало крайне невыгодно. И вы принимаете решение об оптимизации налоговой нагрузки: вы расторгаете с сотрудниками трудовые отношения, затем каждый из них регистрируется в качестве ИП, а вы в свою очередь заключаете с ними договора. В таком случае вы принимаете эти затраты в расход, снижая прибыль, менеджеры платят свои 6%, тем самым у них увеличивается зарплата, а у вас - успешная налоговая оптимизация. Но при проверке таких фирм, налоговая расценивает данные маневры, как укрывательство от уплаты в ПФ РФ, ФСС, ФМС, и после принятия решения о переквалификации этих договоров с ИП на трудовые договора, на основании ваших выплат этим ИП на каждого такого сотрудника доначисляет те самые утерянные (по мнению налоговой) налоги. Следовательно, вы можете доплатить те же 50% сверх того расхода, который уже понесли на каждого специалиста. Это конечно идиотизм, но, увы, на сегодняшний момент, законодательная база позволяет налоговой придраться и к этому.
Огромная проблема есть и у ИП, например, со снятием денежных средств. Когда вопрос идет о снятии 300-500 т.р. в месяц- ничего страшного не происходит. Но на сегодняшний день у многих предпринимателей есть потребность в проведении наличных платежей по сумме гораздо выше, чем 300 или 500 т.р., но в таких случаях ни один банк не дает проходных тарифов. Все, что вам нужно снять наличными свыше 500 000 р., будет облагаться банковскими комиссиями от 1 до 10, а в некоторых банках - до 30% от суммы снятия. Например, Альфа-банк. В случае, если вы на обычном тарифе попытаетесь снять сумму свыше 500 000 р., то на каждые 500 000р. свыше этого лимита вы будете платить +2%: 500 000 р. - без комиссий, следующие 500 000 р.- 2%, далее - 4%, 6%, и так далее. Этот банковский инструмент называется борьбой с обналичиванием.
К сожалению, банкам все равно, предусмотрены ли у вас расходы наличными, или нет, уплатили ли вы свои 6% налога или нет. Их интересует только снятие повышенных комиссий с предпринимателей за снятие денежных средств, и выхода не платить эти проценты практически нет, поскольку наличные нужны всем, а у банков есть свои коллективные правила игры на этом поприще.
И все потому, что Центробанк регулирует банковскую деятельность и борется с оборотом наличных средств в предпринимательстве: чтобы все было по безналу, чтобы все было в открытую и легко отслеживалось. При этом надо понимать, что страдают опять же не профессиональные «обнальщики», которые не имеют проблем ни с налоговыми, ни с банками (в т.ч. госбанками), а страдаем мы с вами - простые коммерсанты, которые платят, по сути, и налоги, и сверхприбыль банкам.
Теперь немного об аффилированности. Аффилированность проявляется следующим образом: предприниматель имеет несколько ЮЛ, либо эти фирмы оформлены на каких-либо родственников, и все они имеют круговую схему по передаче денег. Допустим, вы занимаетесь оптовой торговлей и осуществляете реализацию своего товара через торговый дом на дальнейшую продажу в розничных в магазинах. Кроме того, вы состоите в родстве с владельцем магазина. В ходе своей деятельности вы занижаете прибыль, держите ее в 0, а налоговая доначисляет вам с нормы прибыли неуплаченный НДС. Вы сообщаете о своем намерении ликвидировать эту компанию, но в результате банкротства в рамках арбитражного процесса вам насчитывают налог не только по вашей компании, но и на тот самый магазин, доказав, что вы являетесь аффилированными лицами, что вы делаете специально заниженные цены, что там работают ваши родственники (чем апеллировать - поверьте, они найдут).
Смысл заключается в том, что ваша задолженность по компании, которая уже с ней справиться не может, может быть переписана на любого из контрагентов, которые, по мнению налоговой, могут быть связаны с вами (родственными или дружескими узами). Налоговая может вполне субъективно вычислить, что вы работаете в связке, если, например, в течение последних трех лет делали расход на одного контрагента, укрываясь таким образом от налогов. Конечно, вы можете предоставить все необходимые документы, и отстаивать свою правоту в суде. При этом, скорее всего, деятельность вашей компании будет парализована, что приведет ваш бизнес либо к краху, либо к тому, что этот вопрос нужно будет очень долго и упорно решать. Либо оплатить налоги и работать дальше.
Разберем тенденцию, которая на сегодняшний день набирает обороты - возбуждение уголовных дел по факту укрывательства от налогов. Зачастую мы ведем расчеты с контрагентами и до конца не понимаем, насколько белая у них компания. Даже компании, у которых много платежей, и в которых есть своя служба безопасности, не всегда могут отследить, кому по факту они платят деньги. Я уже молчу про малый бизнес, в котором никакой службы безопасности нет. Предпринимателю выставляют счет, он его оплачивает, надеясь, что эти деньги в принципе не своруют, и услугу окажут или товар привезут. Так вот, при попадании компании, с которой вы провели сделку, в список «недобросовестных контрагентов», либо в решение суда, где указано, что эта компания участвует в незаконных финансовых схемах и налоги вообще не платила, вы:
а - будете доплачивать НДС за эту компанию,
б - можете попасть под уголовное расследование, в случае, если на вас покажут пальцем, либо найдут какую-то переписку (вплоть до 210 статьи «Организация преступного сообщества» либо 159 «Мошенничество»).
Но и это еще не все. Совсем недавно появилось новое понятие - контролирующее должностное лицо - КДЛ. Кто он такой? Зачастую в компании генеральный директор не является истинным руководителем компании, хотя по уставу именно он - исполнительный орган, который принимает все решения по деятельности предприятия. На самом деле бизнес ведется кем угодно - менеджером по продажам, топ-менеджером, заместителем руководителя. К управлению компанией могут быть причастны и сторонние лица - одноклассник, сослуживец, жена. Например, если у вас по факту номинальная компания, где директором и учредителем выступает некто Вася Пупкин, и вы с этой компании делаете обороты, а Васе платите зарплату 30 000 р., то вы являетесь тем самым КДЛ. Существует ФЗ от 29.07.2017 №266, где ввели новое понятие КДЛ, который гласит о том, что если удастся выявить аффилированость такого КДЛ и установить, что именно он принимает решения в части ведения хозяйственной и операционной деятельности компании, то виновником по всем преступлениям такой компании будет именно он. На сегодняшний день тысячи компаний по России открываются с номинальными директорами и учредителями. Как правило, это студенты, бомжи, которые за лишние 10-20 тыс. р. в месяц готовы стать директором или учредителем.
Это делается для того, чтобы избежать ответственности личным имуществом (см. аффилированность). И в случае заинтересованности налоговой и наличием хорошей доказательной базы (свидетельских показаний того самого директора или учредителя) вам могут быть предъявлены обвинения. И на сегодняшний момент у МВД и налоговых органов полностью развязаны руки .
Резюмирую: все идет к тому, что проще платить налоги и стараться обезопасить свой бизнес от взаимодействия с непроверенными контрагентами, работа с которыми может привести к проблемам с налоговой и к блокировке счета, которая приведет к замедлению или остановке в развитии вашего бизнеса. Самое страшное, что платить по нормам которые «выдумали» налоговики бывает зачастую не из чего. Норма прибыли совершенно не является твоей нормой прибыли по факту, и тебе эти деньги просто брать неоткуда. И ты должен, по сути, работать в убыток. Здесь опять же: либо суд, либо закрывайся и ищи другие точки соприкосновения, где ты будешь зарабатывать больше, где налоговую будет устраивать твой заработок.
Я встречал тех людей, кто проходил налоговую проверку в нули, т.е. налоговая выезжала и не доначисляла ни копейки, но это 3 случая из 100. В случае, если налоговик вышел от вас с нулевой проверкой, то для него это ничто иное, как испорченная карма, и он «должен» написать по собственному, т.к. проверял вас зря. Как правило, когда налоговая выезжает с проверкой, ее сотрудники говорят в открытую: «Мы вам не доначислить не можем, но можем сделать вот тут и тут поменьше, а можем насчитать и по максимуму. Как мы будем решать?» И люди, как правило, выходят на какую-то связь, пытаясь договориться так, чтобы все закрыть с минимальными расходами. Или же идут в суд, как, например, иностранные предприятия, которые не понимают всех тонкостей договоренностей, пытаясь доказать свою правоту. Но, увы, не всегда получается что-то доказать.
Но и это еще не все - в Госдуме в рамках «нулевых чтений» будет представлен один из самых масштабных законопроектов последнего времени - закон «Об основах государственного и муниципального контроля (надзора)». Он выглядит как надзорный кодекс, главная задача которого - полностью регламентировать большую часть госконтроля в РФ в концепции контроля рисков. Внедрение закона займет несколько лет и неизбежно вызовет сопротивление контрольных органов и обновление их кадров - сейчас они работают на принципиально иных основаниях.
То есть мы возвращаемся к аналогу налоговой полиции, которая была упразднена в начале 2000-х. и идем по американскому пути, согласно которому налоговое преступление хуже уголовного. Данный проект меняет идеологию проверок - принцип «плановая проверка раз в три года» заменяется на присвоение конкретному объекту проверки одной из шести групп риска. Для групп минимального риска плановых проверок не предусмотрено, для высоко рисковых групп - постоянный контроль.
Где большие деньги, там большая ответственность и, конечно же, большие риски - риски попасть под уголовное преследование, либо под чрезмерное и недобросовестное взимание налогов.
отсюда