Ходжалу (5 Видео)

May 17, 2015 00:35

Ходжалу: правда и вымыслы

К очередной годовщине резни армян в азербайджанском городе Сумгаит (26-28 февраля 1988 года) в Азербайджанской Республике 26 февраля были устроены очередные мероприятия, посвященные памяти жертв трагических событий в Ходжалу в 1992 году, с особым акцентом на «зверствах армян».

В самом определении «событий в Ходжалу» применительно к февралю 1992 года заложен ложный вектор. Ведь во время подавления огневых точек вблизи села Ходжалу жертв среди мирных граждан в самом селе практически не было, ибо они имели возможность уйти из деревни по оставленному карабахцами коридору для выхода безоружного гражданского населения. Наличие этого коридора ни сразу после событий, ни позднее не ставилось под сомнение наблюдателями, в том числе и азербайджанскими.

В интервью, опубликованном в «Независимой газете» 2 апреля 1992 года, экс-президент АР Аяз Муталибов, в частности, сказал: «Как говорят те ходжалинцы, которые спаслись, это все было организовано для того, чтобы был повод для моей отставки. Какая-то сила действовала для дискредитации президента. Я не думаю, чтобы армяне, очень четко и со знанием дела относящиеся к подобным ситуациям, могли позволить азербайджанцам получить изобличающие их в фашистских действиях документы┘ Если я заявлю, что это вина азербайджанской оппозиции, могут сказать, что я на них наговариваю. Но общий фон рассуждений таков, что коридор, по которому люди могли уйти, армянами все-таки был оставлен. Зачем же им тогда стрелять? Тем более на территории, близкой к Агдаму, где к тому времени было достаточно сил (азербайджанских. - С.З.), чтобы выйти и помочь людям».

Между тем около ста убитых гражданских лиц из числа жителей Ходжалу были найдены в 11-12 км от самого села, на поле между армянским селом Нахичеваник, что на административной границе с Агдамским районом бывшей АзССР, и азербайджанскими позициями близ Агдама. Эта территория полностью контролировалась тогда отрядами специального назначения Народного фронта Азербайджана (НФА) - структуры, оппозиционной «прокоммунистическому» президенту Муталибову.

Более того, через сутки, после того как на это место были доставлены журналисты, в том числе и иностранные, кто-то снова возвращался на поле, чтобы осквернить некоторые трупы перед новым посещением места трагедии представителями зарубежных СМИ.

Азербайджанский журналист Эйнулла Фатуллаев из независимого издания «Монитор» в феврале 2005 года провел десять дней в Нагорном Карабахе и на прилегающих территориях, о чем поведал в своих материалах и интервью. Он также позволил себе открыто усомниться в правдивости официальной версии азербайджанских властей о гибели группы ходжалинских жителей: «┘Как-то несколько лет тому назад, я встретился с ходжалинскими беженцами, которые открыто признались мне┘ что еще за несколько дней до наступления армяне непрерывно по громкоговорителям предупреждали население о планируемой операции, предлагали гражданскому населению покинуть поселок и выйти из окружения через гуманитарный коридор, вдоль реки Каркар. По словам самих ходжалинцев, они воспользовались этим коридором, и действительно, находящиеся за коридором армянские солдаты не открыли по ним огонь. Некоторые солдаты из батальонов НФА почему-то вывели часть ходжалинцев к селу Нахичеваник, которое в тот период находилось под контролем аскеранского батальона армян. А остальная часть была накрыта у подножья Агдамского района артиллерийским залпом┘ Ознакомившись с географической местностью, с полной убежденностью могу сказать, что домыслы об отсутствии армянского коридора лишены оснований. Коридор действительно был, иначе полностью окруженные и изолированные от внешнего мира ходжалинцы никак не смогли бы прорвать кольцо и выйти из окружения. Но, преодолев местность за рекой Каркар, вереница беженцев разделилась, и почему-то часть ходжалинцев направилась в сторону Нахичеваника. Похоже, что батальоны НФА стремились не к освобождению ходжалинцев, а к большей крови на пути к свержению Муталибова».

То есть очевидно, что действительно страшные, трагические события произошли как минимум не в Ходжалу, а совсем в другом месте - именно недалеко от азербайджанского райцентра Агдам.

Между тем в сообщениях азербайджанских СМИ все последние годы этот факт преднамеренно замалчивается и предоставляется ложная информация. Так, например, агентство АПА 12 апреля 2008 года сообщило: «26 февраля 1992 года армянские агрессоры захватили азербайджанский город Ходжалы. В ходе нападения были жестоко убиты невинные люди».

7 июля 2008 года власти Нагорного Карабаха официально сообщили, что размещенные на многочисленных азербайджанских сайтах фотографии, будто бы относящиеся к событиям в Ходжалу, на самом деле имеют непосредственное отношение к событиям в Косово и именно в этом качестве были представлены по меньшей мере на одном сербском, одном албанском сайтах, специализированном немецком форуме, на интернет-сайте «Нью-Йорк таймс» и других.

Фантастические цифры и представления о Ходжалу, к сожалению, перекочевывают и в работы некоторых наших отечественных исследователей. Так, например, в книге популярного автора Николая Зеньковича «Ильхам Алиев», вышедшей в свет в 2008 году, сказано: «В ночь с 25 на 26 февраля 1992 года армянские вооруженные силы напали на азербайджанский город Ходжалы с населением 6000 человек».

Думаем, из вышеизложенного внимательный читатель совершенно четко и однозначно представил истинную картину трагических событий, произошедших с жителями села Ходжалу около азербайджанского города Агдам.

Официальная азербайджанская пропаганда голословно утверждает: убийство - дело рук армян, хотя в эту версию не верят даже многие азербайджанские руководители, журналисты.

Не случайно, что через несколько дней после публикации в азербайджанском журнале «Монитор» упомянутого репортажа Эйнуллы Фатуллаева из Нагорного Карабаха, 2 марта 2005 года в подъезде собственного дома в Баку неизвестным был застрелен редактор журнала Эльмар Гусейнов. А сам Фатуллаев вскоре после публикации репортажа оказался в бакинской тюрьме, где продолжает пребывать и поныне.

Очевидно, что массовое убийство ходжалинцев, которое может быть записано в «послужной список» азербайджанских боевиков, тогда имело две цели: во-первых, убрать с политической арены ставшего ненужным после распада СССР Аяза Муталибова, а во-вторых, получить повод начать с помощью Анкары шумную кампанию по обвинению армян в бесчеловечных методах ведения войны. Сегодня раскрутка «проекта ходжали» преследует иные политические и идеологические цели, а средства их достижения остались прежние: ложь и фальсификация.

При этом массовое убийство жителей Ходжалу близ Агдама - такое же преступление азербайджанского национал-шовинизма, как и армянские погромы в Сумгаите в феврале 1988 года, в Баку - в январе 1990 года, резня в карабахском селе Марага в апреле 1992 года. К сожалению, эти события до настоящего времени не получили должной юридической, политической и нравственной оценки, что приводит к циничному и бессовестному искажению действительности в пропагандистских интересах официального Баку.
Источник: http://www.ng.ru/cis/2010-03-05/6_hojalu.htmlДана Мазалова: "То, что они показывают - не Ходжалу!"


Голос Армении, 13.03. 2010, No 25 (19958)

Эту гостью мы ждали очень давно - с тех пор, как по миру начали распространяться ложь и гнусные поклепы на армян в связи с событиями в Ходжалу. Дана Мазалова - известная чешская журналистка - прошла всю Карабахскую войну, работала в других горячих точках, является автором многочисленных фильмов и публикаций. Именно Мазаловой удалось в марте 1992 года увидеть кадры, отснятые в конце февраля азербайджанским оператором и тележурналистом Ч.Мустафаевым недалеко от Агдама.

- Дана, как и когда появился у вас интерес к нашему региону, к Армении?
- В 1982 году коллега предложил мне поехать на автомобиле в СССР и я, не задумываясь, выбрала маршрут в Ереван. Это было не случайное решение - годом раньше мне подарили книгу "Архитектурные памятники Армении". Так я впервые попала в Армению, и моим самым сильным впечатлением стал Гошаванк: в различных точках церкви стояли молодые ребята и пели старинные армянские песни. Это было незабываемо - потрясающая акустика и потрясающая музыка.

Еще меня поразили тогда армянские глаза. Мне кажется, в них застыло особое выражение, которое я назвала про себя "победная покорность". Я вообще люблю смотреть в глаза людей, представляющих очень древние нации. Есть такая теория, согласно которой варвары вытесняли более культурные нации с низменных территорий в горы. Так было и на Кавказе, где, на мой взгляд, вообще есть что-то магическое и необъяснимое. В Карабахе можно встретить стариков, которые и читать-то толком не умеют, но в них таится такая мудрость, до которой может не дойти человек, проучившийся во всех университетах мира. Армения для меня вообще - один из центров европейской и христианской культуры.

Поэтому для меня уже было естественным приехать сюда и в дни землетрясения, и во время войны и освещать события в качестве журналиста. Постоянно моталась из Еревана в Степанакерт, Баку, Москву и обратно. Старалась освещать войну с обеих сторон - сидела и в армянских, и в азербайджанских окопах.

- Как вы впервые узнали о том, что произошло в Ходжалу?
- В апреле 1995 году я изложила все, что мне известно, в статье, опубликованной в чешском еженедельнике "Рефлекс". Речь шла о следующем. В середине марта 1992 года азербайджанский оператор и журналист Чингиз Мустафаев, с которым мы дружили, показывал мне у себя дома в Баку сырой видеоматериал, отснятый им в феврале на подступах к Агдаму. Хочу особо подчеркнуть, что Чингиз был единственным оператором, который снимал погибших там людей. Но кадры, показанные мне Мустафаевым, не имели ничего общего с теми видео- и фотокадрами, которые азербайджанская сторона представляет сейчас всему миру как его съемки.

Чингиз летал туда на вертолете и вывез с собой часть погибших, чтобы похоронить. Это были тела турок-месхетинцев, лежавшие примерно в 10 км от Агдама, все они были одеты, в целости. Территория контролировалась азербайджанской стороной, а среди трупов Чингиз заместил человека в военной форме, который не испугался азербайджанского вертолета. Все это я видела на кадрах, которые он мне показывал. Когда спустя несколько дней Мустафаев вернулся за остальными телами, он был поражен переменами в их состоянии: трупы были скальпированы.

- Азербайджанская сторона демонстрирует страшные кадры обнаженных и изнасилованных детей, изуродованные трупы женщин. Такие кадры были у Мустафаева?
- Повторяю: ничего такого на отснятых Мустафаевым видеокадрах и близко не было: ни обнаженных детей и женщин, ни скальпированных мужчин. Зато я очень хорошо запомнила, что у погибших были прострелены колени. Мустафаев по первой профессии врач, поэтому он сразу понял, что эти люди умирали долгой и мучительной смертью и истекли кровью. Кроме того, в них, несомненно, стреляли с близкого расстояния и целились именно в колени. Кто-то намеренно убил этих людей, но кто и с какой целью, не могу сказать. Я говорю лишь о том, что видела сама.

- Мустафаев как-то комментировал эти кадры?
- Это трудно комментировать. Он только сказал: "Ты поняла? Я теперь боюсь передвигаться по Баку без бронежилета". Вы знаете, что спустя несколько месяцев Мустафаев был убит. Кстати, Чингиз, как истинный профессионал, снял свою смерть. Он стоял с камерой в руках и, получив удар в спину, сразу повернул ее объективом к себе.

- Как вы думаете, где сейчас могут быть реальные кадры Мустафаева?
- По всей вероятности, они могли сохраниться в архивах той телекомпании, на которую он работал. Надо искать.

- Как вам удалось взять то самое знаменитое интервью у Муталибова, которое было опубликовано в "Независимой газете" 2 апреля 1992 года и фактически проливало свет на события конца февраля при Агдаме?
- Именно увиденные у Чингиза кадры и вызвали у меня вопросы к Муталибову, которого, как вы знаете, отправили в отставку именно после событий в Ходжалу. К тому же для журналиста вполне логично брать интервью у свергнутого президента.

- Впоследствии Муталибов опроверг собственные слова о наличии гуманитарного коридора для выхода мирных жителей.
- Это его дело. Я знаю, что он это говорил. И это могут подтвердить сотрудницы "Независимой газеты", делавшие расшифровку интервью, и коллеги- журналисты, слушавшие запись. Насколько я знаю, сохранились и кассеты. Могу добавить, что в Азербайджане именно меня, журналиста, обвиняют за это интервью. Там считают, что я не должна была задавать этот вопрос. То есть я виновата в том, что руководствуюсь нормами демократической журналистики.

- Вы потом возвращались к теме в своих материалах?
- Для чешского читателя все это неинтересно и актуализируется только в случае привязанности к сегодняшнему дню, как произошло недавно в чешском городке Лидице. Вы знаете, что население этого маленького городка было полностью уничтожено нацистами в годы Второй мировой войны и сейчас там установлен мемориал в память о жертвах. Узнав, что 26 февраля в Лидице готовится какая-то акция, связанная с Ходжалу, я посоветовалась с друзьями и решила поехать туда. К сожалению, чешская сторона не проверила достоверность представляемых азербайджанцами материалов, однако благодаря вмешательству армянского посольства в Лидице не приехали приглашенные для участия некоторые официальные лица Чехии, как, например, министр культуры.

Я подошла к руководителю азербайджанской организации Назарову и спросила его: "Откуда эти фотографии, которые вы выдаете за снимки из Ходжалу?" Поговорила и с сотрудниками музея, и с мэром Лидице, выступила перед собравшимися и рассказала все, что мне известно, - с фактами и ссылками. И еще я сказала, что данная акция - это издевательство над жертвами нацистов, такое просто недопустимо. Мы не хотим, что наши памятники и нашу память кто-то использовал в собственных целях, для грязного пиара, да еще и с помощью подделок.

- Давайте завершим с того, с чего начали, - о существовании в Армении некоей собой духовности. Вы и сейчас это ощущаете?
- Мне кажется, вы теряете эту духовность, причем процесс начался сразу после землетрясения. Когда людям нечего есть, когда вокруг холодно и темно, а страна заблокирована, трудно сохранить культуру в себе и в отношении к окружающим. Плюс война, которая никогда не проходит бесследно и несет за собой множество последствий, что особенно ощутимо на постсоветском пространстве. Коротко я бы назвала это снижением чувствительности к дозволенному. Так происходит после чеченской войны и в России, где появляются майоры евсюковы, и в Боснии, это характерно и для Армении, и Азербайджана. Люди привыкают к вседозволенности, снижается нравственная планка, происходит очевидная деградация - таковы, к сожалению, неизбежные последствия войны.

P.S. В ходе нашей встречи с Даной произошла любопытная сценка. В холле гостиницы появился Томас де Ваал - автор книги "Черный сад" - и поинтересовался, кто говорит перед камерой. Мы объяснили, что это чешская журналистка, которая рассказывает о том, что ей известно о происшедшем в окрестностях Ходжалу. Реакция де Ваала, считающегося исследователем карабахского вопроса и любящего с умным видом советовать всем, как надо его решать, была неожиданной: он почему-то занервничал и поспешно ретировался, не проявив никакого интереса к тому, о чем говорила Мазалова. Такой вот "исследователь" и "эксперт", который, видимо, и так все знает о реалиях Карабахской войны...
Марина ГРИГОРЯН
Дана Мазалова - правда про Ходжалу (Видео)За что убили журналиста Чингиза Мустафаева и полевого командира Ала Ягуба?

Во время второго полета в район массового убийства людей, 2-го марта 1992 года, журналисты заметили, что положение тел на земле и степень повреждений и ранений, по сравнению с первым осмотром, разительным образом изменились. И это на территории, полностью контролируемой до лета 1993 года Народным фронтом Азербайджана.

Данное обстоятельство настолько поразило Мустафаева, что он проинформировал об этом лично президента Муталибова, который к тому времени уже явно догадывался о причинах трагедии. Муталибов ответил поистине пророческими словами: «Чингиз, никому не говори ни слова о том, что приметил неладное. Иначе тебя убьют».

Сомневаясь в том, что это дело рук армянской стороны, Мустафаев начал независимое расследование. Однако, после своего сообщения в информагентство «ДР-Пресс» в Москве о возможной причастности азербайджанской стороны к преступлениям против ходжалинцев, журналист был убит недалеко от Агдама при невыясненных обстоятельствах.

Та же участь, кстати, постигла и полевого командира Ала Якуба, который имел неосторожность заявить, что «...мог бы пролить свет на бойню у Нахиджеваника, а также поведать существенные подробности о недавней гибели в небе над Карабахом вертолета с государственными деятелями на борту», за что пришедший к власти Народный фронт Азербайджана летом 1992 года арестовал его* и довел до смерти в тюремной камере...
_________

*Согласно официальной версии, он обвинялся в мародерстве,бандитизме и неподчинении командованию,что в одной из операций привело к большим потерям.
Источник: http://x-lit.ru/dana-mazalovaЧитайте также:
Аятолла Амели рассказал сенсационные сведения о событиях в Ходжалу: За всем этим стояли «Эргенекон» и «Моссад»

Чингиз Мустафаев об агдамских событиях: Среди находящихся в 600 метрах от нашего поста трупов спокойно гуляли 10 человек из наших

«The Christian Post»: Памятники уничтожает не только ИГИЛ - но и Азербайджан (2 Видео)

Политика, Арцах (Карабах), История, Азербайджан, Ходжалу, Армения

Previous post Next post
Up