ГЕНОЦИД АРМЯН

Oct 25, 2012 09:50

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ГЕНОЦИДА АРМЯН
В КОНЦЕ ХIХ ВЕКА И В ХХ ВЕКЕ:
ЭТАПЫ, ЖЕРТВЫ, ВЫВОДЫ

Санкт-Петербург, 2008

С.Л. Тер-Габриэлянц


Об авторе

Предисловие к изданию (академик, профессор Вреж Арутюнян)

I. ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ РАБОТЫ


II. ПРЕДИСЛОВИЕ.
ЖЕРТВ АРМЯНСКОГО ГЕНОЦИДА БЫЛО НЕ 1,5, А БОЛЕЕ 3 МИЛЛИОНОВ ЧЕЛОВЕК!


III. ЭТАПЫ ГЕНОЦИДА АРМЯН

IV. ПЕРВЫЙ ЭТАП ГЕНОЦИДА АРМЯН

V. ВТОРОЙ ЭТАП ГЕНОЦИДА АРМЯН (1988-1994 гг.)

VI. ВЫВОДЫ

VII. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ХРОНОЛОГИЯ

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Об авторе

Тер-Габриэлянц Сергей Лазаревич
Родился 13 октября 1936 в Баку, где окончил среднюю школу.
1954-1957 - учеба в Харьковском военно-авиационном училище.
1957-60 - служба в 118-й Гвардейской истребительной авиационной дивизии ПВО.
1959-67 - служба в 4-й Армии ЗакВО в Азербайджане в должности командира отдельной разведроты.
1962-63 - учеба на высших офицерских курсах «Выстрел» в Москве (факультет разведки, секция радиоразведки).
1962-66 - заочная учеба в Бакинском Политехническом институте.
1967-71 - учеба в Военной академии связи имени С.М. Буденного (Санкт-Петербург).
1971-75 - служба в Германии на должности заместителя начальника разведки 8-й Гвардейской (бывшей 62-ой Сталинградской) армии.
1974-88 - учеба (адъюнктура, докторантура) и работа (старший преподаватель, начальник кафедры) в Военной академии связи.
Полковник в отставке. Доктор военных наук, профессор.
Автор 87 научных трудов, из 12 которых изданы за рубежом.

----------------------------------------------------------------------------------------

IV. ПЕРВЫЙ ЭТАП ГЕНОЦИДА АРМЯН

Учитывая, что данный этап, в особенности его пик в 1915 году, достаточно полно и объективно исследован в многочисленных исследованиях, публикациях и документах, автор не ставит задачу подробного его рассмотрения, ограничиваясь лишь на внесении необходимых дополнений в целях достижения полноты трагической картины первого этапа Геноцида армянского народа.

Этап длился более 30 лет - с 1892 по 1923 год (пик этапа - 1915 г.).
Количество убиенных - более 2,5 миллионов армян.
Именно этот этап положил начало многочисленным армянским диаспорам, рассеянным по всему миру.
Русско-турецкая война 1877-78 гг. завершилась победой России и освобождением южно-славянских народов от османского ига. В ходе войны русские войска освободили значительную часть Западной Армении. 19 февраля 1878 г. в местечке Сан-Стефано было подписано соглашение, 16-я статья которого обязывала турецкую сторону осуществить политические реформы в той части Западной Армении, которая осталась за Турцией, а кроме того гарантировать безопасность армян как от самих турок, так и от грабительских набегов курдов и черкесов на армянские села.

Подписав обязательства, Турция при содействии Англии, Австро-Венгрии и Германии и других европейских государств добилась проведения печально известного Берлинского конгресса под председательством канцлера Бисмарка. Конгресс был призван пересмотреть Сан-Стефанский договор и оставил ни с чем победившую Россию. Его 61-ая статья полностью игнорировала изложенные через Россию требования западных армян. Формулировка понятия «Армянский вопрос», касающегося решения политической проблемы Западной Армении, родилось именно на переговорах в Сан-Стефано и Берлине. Почувствовав себя под защитой двух могущественных держав, Турция открыто заявила, что армянский вопрос нужно разрешить единственно приемлемым путем - поголовного истребления армян.
Ко времени Берлинского конгресса Турция уже успела вычеркнуть понятия «Армения» и «Армянское нагорье» из официальной турецкой географии и заменить их топонимом «Восточная Анатолия».

ХIХ столетие уходило, оставляя за собой кровавый след. Султан Абдул-Гамид II (1876-1909), очищая империю от христиан, в 1892-1896 годах организовал погромы в армянских вилайетах.

Осенью 1895 году султан Абдул-Гамид принялся за осуществление вандальского плана «окончательного решения армянского вопроса». Главной ударной силой стали сформированные им специальные кавалерийские полки, названные в честь султана «гамидие». Перед ними была поставлена цель подвергнуть массовой резне армянское население Трабзона, Эрзрума, Себастии, Вана, Сасуна, Баязета, Мараша и других армянских вилайетов. Головорезам было дано указание: «Убивайте мужчин - женщины и дети в конце достанутся нам».

После посещения Константинополя известный русский писатель, философ и публицист Александр Амфитеатров, завоевавший в среде русской интеллигенции высокий авторитет благодаря объективности освещения любых событий, которых он касался, писал: «Никогда ни одно освободительное движение не было предано и оставлено в жертву насилию с большей жестокостью, чем армянское... Оно не только осталось одиноким, ему суждено было сделаться гонимым».

Геноцид армян начал в 90-х годах ХIХ века султан Абдул-Гамид II, прозванный Кровавым. До 1896 года по его приказу было вырезано до 500.000 армян. Более 100.000 стали изгнанниками, сумев либо откупиться от погромщиков, либо вовремя бежать от поголовной резни.

Этот факт опровергает основную оправдательную версию турецких идеологов о причинах уничтожения армян - «поддержка русской армии в Первой мировой войне». Война-то началась через 20-25 лет после гамидовской резни и поддерживать русскую армию армя-нам в тот период не было ни причин, ни смысла...

Напрашивается мысль: одной из причин свержения младотурками султана Абдула-Гамида (1908 г.), очевидно, послужило то обстоятельство, что главная задача турок - уничтожение всего армянского населения в Османской империи - не была выполнена. Что значат какие-нибудь 500.000 армян! Это далеко не та величина, к которой стремились лидеры младотурок Энвер, Талаат, Джемал, Назым и прочие нелюди.

К тому же «подоспел» и оправдательный повод для полного истребления всего армянского населения - началась Первая мировая война, в которой Турция и Германия выступили как ближайшие союзницы, причем план геноцида армян в Османской империи разрабатывался при непосредственном участии германского генштаба. Тандему Турции и Германии противостояли страны Антанты, где важнейшую роль играла православная Россия, на которую турецкие армяне могли возлагать надежду на освобождение от турецкого ига и безопасную жизнь на своих исконных землях.

Расистская доктрина новых младотурок, этих правителей Османской империи, именуемая пантюркизмом, по жестокости и дьявольскому безумию превзошла кровавую политику Абдул-Гамида II. Едва захватив власть, младотурецкое правительство заявило о бредовых претензиях Турции на территорию мифического всетурецкого мирового государства «Великий Туран» от Балкан до Алтая и Гималаев, включая Волжский бассейн, Среднюю Азию и Кавказ. А поскольку непокорная Армения клином врезалась в вожделенное пространство, а тем более считалась проводницей российского влияния в регионе, то она являла собой этническую преграду на пути пантюркизма. Турецкое правительство заявляло, что для скорейшего образования Великого Турана «необходимо уничтожить армян в нашей империи».

Назревал пик геноцида, когда за полтора-два года (1915-1916 гг.) было уничтожено свыше 1,5 миллиона армян. 1915 год вписал в историю человечества одну из наиболее гнусных страниц его истории. Пораженному взору даже самых хладнокровных читателей открылась правда о государственном злодеянии, перед которым меркли все прочие акты варварства и вандализма. Это признавали сами турки. Организаторы геноцида говорили о нем хвастливо, некоторые из исполнителей - с запоздалым раскаянием: «История депор-тации и резни армян не имеет себе равных среди всех доныне известных бесчеловечных преступлений».
Бежали, покинув свою родину и землю своих предков до 1 миллиона армян, положив начало «спюрку» - многочисленным армянским диаспорам по всему свету. Турки спешили как можно быстрее решить задачу полного уничтожения армянского народа - основную задачу правительства младотурок, и война предоставила им эту возможность. Турецким главарям война дала возможность в обстановке всеобщего замешательства, когда Европа была поглощена собственными проблемами и не замечала событий, происходящих «на обочине», устроить физическое истребление целого народа.

Турецкое командование мобилизовало в действующую армию армянских мужчин в возрасте от 16 до 60 лет, причем не доверило им оружия. Армянские офицеры и солдаты по приказу военного министра Энвера сводились в изолированные, лишенные оружия строительные батальоны, занимавшиеся прокладкой дорог, вырубкой леса и т.д. Армянских военнослужащих по ночам небольшими группами вывозили в пустынные районы, где расстреливали или забивали насмерть дубинками.

В ночь с пятницы 23 на субботу 24 апреля в Константинополе и крупных городах Западной Армении были арестованы свыше 800 армянских писателей и поэтов, общественных деятелей, священнослужителей, врачей, музыкантов, юристов, журналистов (в том числе членов парламента Турции): Григор Зохраб, Даниел Варужан, Сиаманто, Рубен Севак, Ерванд Отян, Тлкатинци, Арташес Арутюнян, Тиран Чеокюрян, Комитас. Авторы гнусного избиения были уверены (и оказались правы), что пока международная общественность поднимет голос протеста, дело будет уже сделано.

Вдумайтесь в эти страшные цифры: 1,5-3 миллиона убиенных и замученных армян! Это ведь половина всего армянского народа! (К 1915 году армян в мире насчитывалось до 6 миллионов.) За всю историю человечества ни один народ на земном шаре не знал подобной сверхтрагедии, к тому же происходившей при молчаливом невмешательстве ведущих держав мира.

«Всех подданных Османской империи армян старше пяти лет выселить из городов и уничтожить, - гласил очередной приказ того же министра Энвера. И началось планомерное истребление коренного населения. Действия турецких живодеров отличались особой изощренностью и жестокостью. Людей сжигали живыми, выкалывали им глаза. Потерявшие человеческий облик варвары убивали детей на глазах родителей. Не щадили младенцев в утробах матерей - их извлекали, разрубали на части и бросали в колодцы или рассекали крестообразно и снова вкладывали в утробу матери. Немецкий пастор Фишер описал один из тысяч эпизодов: группу девочек «подвесили за руки на деревья и начали сдирать с головы кожу. С трудом можно представить себе состояние этих несчастных. У одной женщины, которая пришла к нам, разрубили на куски ребенка и этими кусками набили ей рот».

Параллельно шла депортация. Турки формировали караваны из детей, женщин и стариков и гнали их в концентрационные лагеря на территории Сирии и Месопотамии, куда вследствие невыносимых условий и нечеловеческого обращения дошло лишь ничтожное число депортированных.

Понимало ли правительство Турции, на какое проклятие оно обрекает турецкий народ? Понимал ли это Талаат, цинично заявивший, что для решения армянского вопроса он в течение трех месяцев сделал большее, чем Абдул-Гамид II за 30 лет! Понимала ли Европа, что следует прислушаться к набату и осудить турецких варваров, дабы у них не было столь же подлых преемников - германских национал-социалистов! И Адольф Гитлер не заявил бы на печально известном совещании: «Я приказал своим смертоносным отрядам, чтобы они безжалостно уничтожали детей, женщин и мужчин, принадлежащих польскому племени и говорящих на этом языке.

Только таким образом мы можем приобрести необходимое нам жизненное пространство. В конце концов, кто сегодня помнит об уничтожении армян?»
Осуждая варварство турок, видный деятель советского государства Сергей Миронович Киров в 1916 году выступил в защиту Армении, которая пребывала в полном политическом одиночестве. В обличительной статье «Народ страдающий» он писал: «Турки лелеют чудовищную мечту об истреблении всего армянского населения Турции! Об этом мы слышим вполне компетентное заявление. И делается страшно, что эта невероятная, на первый взгляд, мысль имеет за собою фактическое основание. С первых же дней войны с Турцией мы знаем, что турки совершенно недвусмысленно оправдывали приведенное подозрение. Изо дня в день из Турецкой Армении шли одни и те же кошмарные вести. Что делали там турки, об этом не расскажут слезы армянских женщин и детей, а варварски пролитая кровь мирного армянского населения, переживающего невыразимый ужас и страдания, дает только некоторое, весьма отдаленное представление о голгофе армянского народа... Ведь нам первым нужно протянуть руку помощи оставшимся в живых, покинувшим свои пепелища беженцам-армянам».

Уже в тот период турецкие специалисты, выполняя государственную программу, приступили к созданию и публикации фальсификаций, обвиняя «пришлых» армян в... «оккупации исконных турецких территорий» и организации армянами геноцида «мирного турецкого народа». Турецкая идеология и дипломатия оказывали давление на прави-тельства, прессу, научные учреждения. Армянские храмы взрывались или сносились бульдозерами, а сохранившиеся памятники гражданского зодчества стали преподноситься как образцы некой «анатолийской» культуры.
Но ведь историкам хорошо известно, что еще в 1869 году русское посольство в Константинополе сообщало в Санкт-Петербург, что при дворе Высокой Порты составлен тайный приказ об уничтожении в провинциях армянских исторических памятников, дабы они не напоминали о прошлом Армении и не возбуждали в армянах идею национальной независимости.

Турецких головорезов активно поддерживали их восточные соплеменники - турки-огузы в Баку, Шамахе, Гяндже (Гандзаке) и особенно в столице Арцаха - городе Шуши с прилегающими районами, а также в других армянонаселенных районах нынешнего Азербайджана.

Справедливость требует отметить, что государства под названием Азербайджан до ХХ века в мире просто-напросто не существовало. Такое название исконно носила северная провинция Ирана (Персии) с центром в Тавризе, и ее название было присвоено турками-огузами по иницативе и при поддержке большевиков во главе с Лениным, Троцким и прежде всего - Сталиным, действовавшим строго по плану Ал. Парвуса в угоду Турции и в надежде на вовлечение последней в процесс мировой пролетарской революции. Можно по-разному относиться к личности Ленина, но в одном ему, безусловно, не откажешь. Он, конечно, был высокообразованным в исторических вопросах человеком. Так вот, ни в одном из писем Ленина председателю Бакинской коммуны С.Г. Шаумяну ни разу не встречается понятие «Азербайджан» или «азербайджанцы», которых Ленин неоднократно именует «местными турками» или «местными татарами» (см. ПСС В.И. Ленина), но никак не азербайджанцами.

Большевики создавали советский Азербайджан для продвижения пожара пролетарской революции на Восток. Британия же, чтобы не допустить проникновения российского влияния в Иран, в свою очередь, по замыслу крупного нефтепромышленника Ротшильда и через своих турецких резидентов, разработала план создания между Ираном и Россией буферного протурецкого государства (план Парвуса), заселив его преимущественно теми же «кавказскими татарами». При помощи виртуозно игравшей на дипломатическом поприще Турции англичане перекрыли проливы Босфор и Дарданеллы, препятствуя проникновению русской армии в Средиземное море.

Вот как описывает сложившуюся ситуацию основоположник историографии Азербайджанской республики Е.А. Пахомов: «При распаде Закавказского комиссариата (Сейма - С. Т.-Г.) на Грузию, Армению и Восточное Закавказье возникло предположение основать государство, объединяющее всех так называемых «азербайджанских тюрок», как России, так и Персии. Этому государству провизорно (временно - С. Т.-Г.) дано было название Азербайджана. Идею эту осуществить не удалось, и в состав новой Азербайджанской республики вошло только Восточное Закавказье, но название пришлось оставить, за неимением лучшего».

Так 27 мая 1918 года на территории восточной части Закавказья было впервые образовано новое государство для «кавказских татар», предки которых кочевники огузы некогда вторглись из Средней Азии в Кура-Араксинскую низменность. Название Азербайджан впервые упоминается у древнегреческих и латинских авторов как Атропатена, а в иранском источнике III века как Атурпатакан. У более поздних персидских географов это уже Адербадаган (Азарбадаган), а в арабских рукописях - Адзарбайдакан. Последний вариант названия восходит к персидскому «собирающий огонь» и связан с древнейшим поклонением культу огня. В Сефевидском Иране под этой северной частью Мидии, которая долгое время составляла часть царства армянских Аршакидов, подразумевали наместничество Азербайджан.

Создание этого государства и выбор его названия являлись частью поддерживаемой Советами пантюркистской программы расчленения Ирана путем объединения новоявленного Азербайджана с историческим (иранским) Азербайджаном к югу от реки Аракс. После советизации Азербайджанской республики в 1920 году ее столицей стал Баку, куда партия мусаватистов, взявшая на себя руководство новым государственным образованием, перешла из Гандзака, а в качестве государственного языка был выбран тюркский, который тут же и был назван «азербайджанским».

Когда в 1937 году Азербайджанская ССР получила Конституцию, составлявшие 50% ее населения кавказские татары по искусственному названию республики получили искусственный же этноним - азербайджанцы. «До 1918 года на территории России, в Закавказье никакого Азербайджана вообще не было. Были Бакинское ханство, Ширван, Карабах и т.д., но когда мусаватисты провозгласили Азербайджанскую республику, заимствовав этноним из иранской области, они стали покушаться на все Закавказье», - пишет российский ученый, первый посол Российской Федерации в Республике Армения Владимир Ступишин.

В своей книге «Очерки русской смуты» командующий Добровольческой армией генерал Антон Иванович Деникин писал: «Все в Азербайджанской республике было искусственным, «ненастоящим», начиная с названия, взятого взаимообразно у одной из провинций Персии. Искусственная территория, обнимавшая лезгинские Закаталы, армяно-татарскую Бакинскую и Елизаветпольскую (Гянджа) губернии и русскую Мугань и объединенная турецкой политикой в качестве форпоста пантюркизма на Кавказе. Искусственная государственность. Наконец, искусственно держалось и азербайджанское правительство: первоначально - волею Нури-паши, потом генерала Томсона и в дальнейшем - просто по инерции».

Наспех созданное государство «Азербайджан» являлось по своей сути конгломератом различных по своим этносам, языкам, религиям, традициям и обычаям народов и народностей Кавказа. Это - армяне Арцаха (северного и южного), Гандзака и Шамахи, армяне Нахичевана (сейчас там армян нет), лезгины и дагестанцы Хачмаса, Кубы и всего севера сфабрикованного «государства», курды Лачина, талыши Ленкорани и всего южнокаспийского района Азербайджана, таты, аварцы, горские евреи, русские молокане. Вот такой винегрет народов!

За почти 90-летнюю историю существования искусственно созданного государства Азербайджан, народы и народности, насильно согнанные в его состав, не забыли, да и не могли забыть свою историческую сущность: попробуйте назвать талыша азербайджанцем - получите немедленную и резкую отповедь: «Я не азербайджанец, я талыш!» Попробуйте сделать то же самое с курдом - реакция будет аналогичной!
Композитор Муслим Магомаев (дед известного певца Муслима Магомаева), именем которого названа Азербайджанская государственная консерватория, был в очень близких отношениях с моим отцом Лазарем Айрапетовичем Тер-Габриэлянцем - одним из основателей кафедры тара в Бакинской консерватории (с 1922 года) и терпеть не мог, когда его называли азербайджанцем, поскольку он (как и его не менее знаменитый внук) являлся лезгином и не мыслил изменения своей национальности! Что только не делали азербайджанские руководители, к каким ухищрения и откровенным действиям они прибегали, чтобы «обазербайджанить» согнанные в лжегосударство народы! - Фамилии армян не должны были оканчиваться на «ян» или «янц»; приставка «тер», указывающая на происхождение из священнического рода, была табуирована тем более (автор этих строк впервые узнал свою подлинную фамилию лишь при получении аттестата зрелости, когда надо было предъявить метрику, - все первые 18 лет жизни я именовался «Габриеловым»). Азербайджанский (для большей точности - турецкий) язык был обязательным в школах, переписывалась история (которой у Азербайджана, в сущности, и не имелось), жившие некогда на данной территории исторические деятели, не имевшие никакого отношения к новорожденному «этносу», объявлялись азербайджанцами. Перечень подлостей и фальсификаций бесконечен!!!

«Светлое будущее» провозглашенного Азербайджана началось с резни армянского населения в Баку (1918 г.), Шамахе (1919 г.), Гандзаке (1918 г.), в прилегающих и других районах. Она происходила под руководством Джеваншира - печально известного минист-ра Азербайджана. В Баку было вырезано до 15 тысяч армян; бежавших было до 10 тысяч; в Шамахе: убитых - до 10 тысяч, бежавших - до 5 тысяч; в Гандзаке: убитых - до 5 тысяч, бежавших - до 5 тысяч армян; в других населенных пунктах Азербайджана было вырезано до 2-3 тысяч, бежало около тысячи. Всего в Баку, Шамахе, Гандзаке и других населенных пунктах было убито до 30 тысяч армян, бежало - до 20 тысяч.

Особо следует остановиться на резне армянского населения в столице Арцаха - Шуши (март 1920 г.) и других населенных пунктах края, организатором которой был хан Хойский.

Решив завершить задачу полного истребления армянского народа, турки должны были в первую очередь уничтожить свободолюбивый, непокорный Арцах. Здесь «в течение двух тысяч с лишним лет армянский народ выдерживал натиск кочующих племен, сохраняя свою культуру, обороняя свое национальное лицо», - писал в 1919 году исследователь и друг Арцаха, русский поэт-символист Сергей Городецкий.

И еще одна цитата из Городецкого, очень точно характеризующего сущность непокорных арцахцев. «Природа и история создали в Карабахе ярко выраженный тип. Широкий размах, беззаветная храбрость, склонность к риску, уверенность в себе, своеобразное упрямство, прямолинейная настойчивость, патриархальность в семейном быту - вот симпатичные черты карабахца».

В конце марта 1920 года шушинские тюрки под руководством хана Хойского приступили к осуществлению резни армян в Шуши.

Город Шуши состоял из двух, крайне неодинаковых частей. Азербайджанская (тюркская) часть Шуши по своей сути ничем не отличалась от азербайджанских селений и состояла в основном из одноэтажных, преимущественно деревянных (и частично глиняных) домишек сельского верандного типа. Армянская часть Шуши составляла не менее 75-80% всей территории города, была застроена добротными двух-трехэтажными каменными зданиями оригинальной европейской архитектуры и имела современную городскую планировку. Улицы были довольно широки и вымощены камнем; вообще город отличался благоустройством. Шуши обладал уникальными для конца XIX - начала XX века городской культурой и традициями. В армянской части города было большое количество семинарий, училищ, больниц, театров, много клубов, площадей и парков. Особо выделим великолепнейшие городские соборы и церкви, крупнейшими среди которых были храм Аменапркич (Всеспасителя) и церковь Иоанна Предтечи, именуемая в народе Канач жам - Зеленой церковью.

По численности населения Шуши был пятым городом в Закавказье. Поскольку армянское население Шуши значительно превосходило тюркское, то по указанию хана Хойского сюда были призваны головорезы, погромщики и поджигатели из всех тюрконаселенных сел Арцаха.

Ночь на 23 марта, ставшая началом безжалостной резни, погромов и разрушения красивейшего на Кавказе города, именовавшегося «кавказским Парижем», была выбрана неслучайно: именно в эти дни мусульмане отмечают свой религиозный праздник «новруз байрам», и армянские погромы должны были стать «подарком» тюркскому населению к празднику. В ту ночь охваченное жаждой крови и наживы тюркское население Шуши и селений Арцаха, солдаты регулярной азербайджанской армии и курдские разбойничьи банды напали на армянские кварталы.

Несколько дней подряд продолжалась хорошо спланированная властями Азербайджана под руководством опытных турецких эмиссаров вакханалия, в ходе которой была разрушена, разграблена и сожжена вся армянская часть Шуши: 7 тысяч благоустроенных домов, памятники истории и культуры, библиотеки, больницы, типографии и магазины города превратились в пепел, была выведена из строя первая на Кавказе канализация. В результате кровавого шабаша цветущий, благоустроенный город с его мирным населением был предан огню и мечу.
Всего в Шуши и армянских селах Арцаха было вырезано до 30 тысяч армян. Сумевших избежать смерти (в основном откупились за золотые деньги) было очень мало, до 3-4 тысяч.

Итак, всего на первом этапе геноцида было умерщвлено не 1,5 миллиона армян, а свыше двух миллионов наших соотечественников (500.000 в 1896году + 1,5-2 млн в 1915-м); бежало более 1 миллиона армян. Таковы минимизированные цифры жертв 1-го этапа геноцида армянского народа.

В 1927 году посетившая Шуши известная советская писательница, блестящий публицист и историк Мариетта Сергеевна Шагинян (1888-1982) писала: «Пройдут годы, а может быть, и десятилетия, и в Шуши станут ездить туристы - уже не ради ее красоты и климата, а ради исторического урока, разыгравшегося как бы в поучение всему Закавказью, урока, подобного тому, что мы видели в Помпее и Геркулануме. Только там действующим лицом была слепая стихия природы, а здесь слепая стихия зверя, разбуженная в человеческой массе при помощи человеческого слова. Из тридцати пяти тысяч армян не осталось в Шуше ни одного. Кой-где в канавах еще можно увидеть пучки женских волос с запекшейся на них черной кровью. Человеку с воображением здесь трудно дышать: идешь, идешь, идешь сплошным рядом обугленных стен, точнее - кусков стен, торопишься идти и боишься никогда не выйти».

Еще через три года, спустя 10 лет после шушинских погромов, в городе побывал великий русский поэт О.Э. Мандельштам (1891-1938). Знаменитое стихотворение Осипа Эмильевича «Фаэтонщик» продиктовано именно этими кошмарными ощущениями и впечатлениями от вида разрушенного Шуши.

Так в Нагорном Карабахе
В хищном городе Шуше
Я изведал эти страхи,
Соприродные душе.

О жутких впечатлениях поэта писала в своих мемуарах его жена Надежда Яковлевна Мандельштам:

«Город начинался с бесконечного кладбища, потом крохотная базарная площадь, куда спускаются улицы разоренного города. В этом городе, когда-то, очевидно, богатом и благоустроенном, картина катастрофы и резни была до ужаса наглядной. Мы прошлись по улицам и всюду одно и то же: два ряда домов без крыш, без окон, без дверей. Говорят, после резни все колодцы были забиты трупами. Внизу - на базарной площади - копошилась кучка народу, но среди них ни одного армянина, только мусульмане. Создалось впечатление, будто мусульмане на базаре - это остатки тех убийц, которые с десяток лет назад разгромили город, только впрок им это не пошло: восточная нищета, чудовищные отрепья, гнойные болячки на лицах. Люди на базаре предлагали нам переночевать у них, но я боялась восточных болячек, а Мандельштам не мог отделаться от мысли, что перед ним погромщики и убийцы».

Руины армянского квартала Шуши, точно призрак, простояли нетронутыми более сорока лет. До начала 1960-х годов армянский сектор все еще лежал в руинах. Наконец, в 1961 году азербайджанское руководство приняло решение об их сносе.
Я прекрасно помню жаркий летний день 1944 года, когда мой отец Лазарь Айрапетович Тер-Габриэлянц провел меня, своего единственного сына, по улицам руинированного Шуши, со слезами на глазах рассказывая о сравнительно недавнем прошлом величественного города, отчизны нашего рода.

Теперь же перейдем к некоторым подробностям, связанным с введением Арцаха и Нахичевана в состав Азербайджана, что прояснит для читателя мотивы освободительной борьбы армянского народа в Арцахе, начавшейся в конце 80-х годов минувшего столетия, а также политику азербайджанского руководства во второй период Геноцида армян (1988-1994 гг.).

Уже на следующий день после провозглашения Азербайджана советским, 29 апреля 1920 года, республика предъявила Армении ультиматум, угрожая в трехдневный срок начать военные действия против нее, если за это время «не будут очищены от армянских войск территории Карабаха и Зангезура». Благодаря махинациям подвизавшихся в Азербайджане турецких эмиссаров командование 11-ой Красной армии объявило Зангезур территорией Азербайджана.

5 июля 1921 года Кавказское бюро под нажимом Иосифа Сталина и ультимативно-угрожающего заявления председателя Революционного комитета Азербайджана Наримана Нариманова включило армянский Нагорный Карабах с административным центром в Шуши, плюс две других исторических армянских области - Утик и Гандзак, в состав новосозданной Азербайджанской ССР, руководство которой стало планомерно вытеснять армян из этого региона.

Не последнюю роль в этом процессе сыграло нежелание большевиков задевать интересы соседней Турции, которая довольно ловко прикинулась союзницей России. Благодаря предоставленной ей «широкой областной автономии» Нагорно-Карабахская область значительно уменьшилась в географических границах, поскольку остальную часть края волевым решением вырвали из его состава и включили в состав Азербайджанской ССР. Арцах остался без многих районов, в том числе исторического Гюлистана (названного Шаумяновским районом), на территории которого в средневековье находилось одно из княжеств Арцаха. Остальные армянские территории неоднократно перекраивались, и входили в состав Ханларского, Дашкесанского, Шамхорского и Кедабекского районов. Чтобы изолировать Карабах от Армении, авторы проекта создали в районе Лачина отделивший их 10-километровый коридор, который заселили курдами.

Следует вкратце остановиться и на подписании Советами 16 марта 1921 года в Москве предательского договора с Турцией, под нажимом которой исторический армянский Нахичеванский уезд был отторгнут от советизированной Армении и отдан «на попечение» Азербайджанской республике с условием, что та не уступит протектората «третьему государству», под которым подразумевалась, естественно, Армения.

Циничная мартовская сделка состоялась без участия армянской стороны по воле Сталина, через которого турецкие политики внедряли в российской среде идею пантюркизма. На вопрос турецких дипломатов, а не будут ли протестовать армяне, Сталин самодовольно усмехнулся: «Армянского вопроса больше не существует, вы его решили».

Поскольку Нахичеван не сопределен ни с Россией, ни с Турцией, ни тем более с Азербайджаном, то уже в 1921 году дальновидная Турция, стремившаяся иметь общую границу с этим важным стратегическим уездом, выплатила Ирану колоссальную сумму и, уступив немалую часть своих территорий на юго-востоке, выкупила у персов узкую, шириной 9 км полосу земли вдоль реки Аракс, на стыке границ Армении, Ирана и Нахичевана. Сделано это было для того, чтобы Нахичеванская автономная республика получила общую границу с Турцией.
Усилиями Советов армянский Нахичеванский уезд, ставший автономной республикой в составе Азербайджана, за полвека был «очищен» от коренного населения.

Предыдущая глава на источнике
V. ВТОРОЙ ЭТАП ГЕНОЦИДА АРМЯН (1988-1994 гг.)
----------------------------------------------------------------------------------------

Читайте также:
“Уничтожение армян - военное мероприятие. А армия находится под влиянием немцев...”

Армяне, Геноцид, Арцах (Карабах), Германия, История, Армения, Религия, Азербайджан, Турция, ООН, СССР, Россия

Previous post Next post
Up