Джейк Коллинз остановил свой повидавший виды "Шевроле Бел Эйр" у начала каменистой тропы, круто уходившей в гору. Добыв из кучи карт на пассажирском сидении нужную, Джейк нацепил солнцезащитные очки и вылез из машины.
Все ориентиры совпадали. "Шевроле" действительно стоял у начала тропы к шахте "Голден Сюзи", пустыня Мохаве. Еще раз оглядев подъем, Джейк отказался от идеи подниматься на машине - "Шевроле" с трудом, но одолел заброшенную дорогу, отделявшуюся от шоссе №66, однако такой сложный подъем был ему уже не по силам. Подниматься придется пешком.
Установив за передним и задним стеклами щитки с наклеенной фольгой, Коллинз вытащил из салона карты и сумку с инструментами и отправился ко входу в шахту. Тропа была относительно короткой, не больше ста метров, но в нескольких местах крутой подъем перегородили оползни, да и солнце припекало, так что у заколоченого досками зева пещеры с языком вагонеточных рельсов, в окружении полуобвалившихся деревянных построек, Джейк стоял вымокшим и уставшим.
Карта, собственноручно составленная им по трем разным источникам, говорила, что от основного входа нет дороги к требовавшемуся ему шурфу - он отделен обвалом, и скорее всего искусственным. Но слева от входа была площадка со зданием бывшего управления шахты. Джейк прошел вдоль короткой "улицы" шахтерского поселка и повернул налево, вдоль каменной стены углубился в расселину метров шесть шириной - небо стало полосой, идущей над головой спереди назад - и через минуту действительно увидел здание - добротный одноэтажный деревянный домик под односкатной черепичной крышей. Он находился в центре почти круглой площадки, со всех сторон окруженной отвесными подъемами к плато.
Карта сообщала, что вход находится где-то в этом здании, но не точнее. Впрочем, Джейку было не в новинку искать входы. Он неторопливо обошел здание кругом, заглянул в пустую поленницу у задней стены, в непрозрачные от пыли окна, осмотрел покосившуюся от времени, но еще стоявшую трубу. Судя по этому домику, - пусть он и сохранился отлично, - шахту "Голден Сюзи" действительно не посещали с 1903 года, когда её официально закрыли. Месторождение под горой имело большую площадь, и основатель, Винсенто Палармо, вогнал в шахту на первых порах все свои сбережения. Потом занял денег и влил и их. Шахта разрослась сначала вширь, а потом и вглубь. Тут-то и стало ясно, что толщина жилы невелика. Если бы в этот момент Палармо остановился, добытое золото как раз покрыло бы затраты. Но он приказал работать дальше.
Джейк зашел внутрь здания. Изнутри оно представляло собой фактически одно большое помещение-контору, лишь в дальнем конце была дверь в пристройку - видимо, уборную. Коллинз обошел комнату по кругу, рассматривая пыльную грубую мебель, пустые шкафы. Пол под ногами слегка поскрипывал, но на очередном шаге звук этот вышел иным. Коллинз остановился и стал придирчиво изучать доски. Затем отступил на шаг и вернулся на прежнее место - странный скрип повторился. Вынув из кармана джинсов складной нож, Джейк присел и просунул клинок в щель между досками, чуть нажал. Вынул, сунул в соседнюю, еще раз нажал. На пятой или шестой попытке под досками что-то щелкнуло, и часть пола перед Коллинзом приподнялась. Достав фонарик, Джейк откинул крышку, под которой обнаружилась короткая железная лестница вниз, ведущая в бетонный коридор.
Джейк Коллинз был фотографом. На жизнь он зарабатывал съемкой для крупной местной газеты, но его тайной мечтой с девятилетнего возраста было надрать задницу американскому правительству. Конкретно - доказав, что в Розвелле действительно разбилась летающая тарелка. По крупицам собирая факты, он уже дважды побывал в полиции и сменил три разбитых фотоаппарата. Это не считая двух внезапно пропавших друзей-уфологов. Один из них, впрочем, был любитель иногда "капнуть кислоты" и увидеть что-нибудь покруче трупа пришельца - это само по себе могло стать причиной конфликта с длинной рукой закона, но при этом не отменяло гениальности мескалинщика в области поиска тайных связей между фактами, теориями и неувязками во лжи.
Сам Джейк в жизни не притрагивался ни к мескалину и прочим "капелькам", ни к траве, так что списать свою находку на слишком удачный трип не мог. Бетонный коридор с погашеным освещением был абсолютно реален, и он шел прямо, вперед и полого вниз, а потом метров через двести внезапно оборвался в темноту. Обведя вокруг себя фонариком - местами луч окончательно терялся во мраке, - Джейк понял, что находится на пороге немалого зала, высеченого в камне. Двигаясь налево вдоль стены, он нащупал лучом фонаря рельсы - не ржавые, - грузовик без передних колес, стоявший на двух прогнувшихся от времени домкратах, ящики, накрытые брезентом - типичная картина для заброшенной военной базы. Потом левая рука потеряла опору, и Коллинза от неожиданности повело. Опора внезапно обнаружилась вновь, но теперь это был не камень, а металл. Посветив, фотограф понял, что перед ним большие стальные ворота, выкрашеные зеленой, шелушащейся от времени краской. По другую их сторону могло находиться только подземное помещение. Коллинз провел рукой у щели между створками и почувствовал на ладони холодное прикосновение сквозняка. Судя по всему, через эти ворота въезжали и выезжали грузовики, и по другую сторону находился подземный тоннель. Где он выходил на поверхность, Джейк собирался выяснить обязательно, но позже.
Пока же он прошел мимо ворот и двигался дальше вдоль неровной каменной стены, пока не нашел тоннель, ведущий вглубь шахт. Посреди тоннеля шли рельсы, на которых стояла пыльная серо-желтая электродрезина. Машина явно была грузовой - открытая платформа на двух тележках, с пультом управления в задней части. Слева и справа в ограждении вокруг пульта были проемы с подножками, через левый фотограф и забрался наверх.
Посветив на приборы и пальцем убрав пыль со стекол, Джейк выяснил, что в аккумуляторах машины еще примерно треть заряда, но от идеи поездки в конце концов отказался - на ходу он мог пропустить что-то важное или не заметить повреждения рельсов. Когда ты в одиночку залезаешь в такие места, приходится быть аккуратнее - банальная подвернутая нога может закрыть тебе дорогу назад.
Но дрезина, на взгляд фотографа, была первым интересным объектом для съемки. Подсветив себе фонариком, он вынул из сумки фотоаппарат и вспышку. Одной рукой держа фотоаппарат, второй он попеременно светил на кольца объектива и ручку выдержки и выставлял резкость и экспозицию. В голову Джейку при этом пришла мысль, что на заброшенных подземных базах неудобно снимать, но зато нет риска случайно засветить пленку - второе его волновало куда больше. Наконец он направил фотоаппарат на машину, выдохнул и надавил кнопку. По прищуренным глазам ударил свет. Еще один снимок Коллинз сделал, сдвинувшись правее. Пленки он взял с собой с запасом, а аккумулятора, так сильно оттягивавшего лямку сумки, должно было хватить надолго. Значит, лишний снимок не помешает.
Спрятав фотоаппарат, Джейк двинулся вдоль рельсов, слева от полотна. Тоннель через каждые полтора-два десятка метров был укреплен мощными стальными подпорками, на которых прямо над рельсами крепились лампы в железных клетках; вдоль тоннеля между ними тянулся толстый черный кабель. Вскоре двигаться пришлось медленнее - тоннель сузился, и идти по земле сбоку от рельсов стало невозможно. Джейк замедлил шаг - шпалы и рельсы отбрасывали резкие тени, скакавшиеся при любом движении фонарика и мешавшие определить, куда поставить ногу в следующий момент.
Впереди слышался невнятный шум, который понемногу усиливался, обрастал деталями. Потом лица коснулся влажный воздух. Через десяток шагов Джейк остановился, поняв, что темнота за следующей шпалой - это не её же тень, а пустота.
Рельсы выходили на мост над подземной рекой. Она, вспомнил Коллинз, вскрылась после обрушения части уже месяц как сделанной проходки - под очередной вагонеткой с пустой породой не выдержал свод находившейся внизу пещеры. Обвалилось около двадцати метров тоннеля - в результате погибли пять человек и мул, тащивший вагонетку по рельсам, а еще двенадцать были отрезаны от остальной шахты на другом берегу. Река поглотила рухнувшую породу и образовала порог. Форсировать её в этом месте было невозможно - поток был слишком мощным и проходил метров на тридцать ниже уровня шахты. Запертых в коротком тоннеле, одним концом выходившем к пропасти, а на втором имевшем тупик, все же смогли вытащить - забросив веревку, которую на обоих концах привязали к рельсам. Потом на этой ветке произошло еще несколько обвалов пещер, и в конце концов её закрыли. Именно в закрытой части находилась цель его путешествия.
Джейк посветил фонариком вниз, но не увидел поверхности воды. Высоты он в принципе не боялся, но сейчас шедший снизу, из темноты, усиленный эхом шум заставлял воображение рисовать многосотметровую пропасть. К тому же шпалы впереди становились уже, а промежутки между ними - шире. Осмотрев ближний край моста - до противоположного конца луч фонаря не добирался - и убедившись, что он стальной и без ржавчины - все лучшее для армии, - Джейк вернулся в начало тоннеля и влез на дрезину.
Минут пять поизучав органы управления, он переключил пару тумблеров, включив питание, и чуть повернул рычаг потенциометра, регулировавшего ток. Где-то под настилом платформы электродвигатель загудел громче, но машина осталась стоять. Джейк добавил еще одно деление, потом еще. На четвертом механизм издал скрип, вздрогнул и со вздохом облегчения - "рррах!" - стронулся с места и начал набирать скорость. Джейк поспешно убрал мощность, и в створ тоннеля дрезина вкатила неторопливо. Снизу что-то звякнуло, но Коллинз, обернувшись, не разглядел на рельсах сзади ничего постороннего. Джейку пришлось решить, что, раз работает двигатель, дрезина пока что в порядке.
К мосту он подъехал самым малым и пустил машину накатом. Весь мост гулко завибрировал под весом механизма, удары на стыках рельсов из сухих щелчков превратились в гулкий колокольный бой. Джейк, не снимая руки с рычага потенциометра, вглядывался в рельсы впереди, готовый дать задний ход при любых признаках обрушения. Фонаря хватало лишь на пять шпал вперед, но фотограф надеялся, что этого будет достаточно - дрезина шла медленно.
Наконец под рельсами сухо хрустнула насыпь противоположного берега. Джейк немедленно отключил питание и опустил рычаг тормозов - на дрезине потребуется еще как минимум проехать мост в обратном направлении, и слишком сажать аккумуляторы не стоило. Машина встала с ощутимым рывком, заставившим Джейка опереться на пульт.
Слезая с платформы, он мазнул по стене лучом фонаря и заметил справа приоткрытую железную дверь. За ней была комната с небольшой амбразурой, выходившей на мост. Провод от стоявшего на столе зеленого телефонного аппарата без номерного диска уходил дальше в тоннель. Пост дежурного перед серьезной преградой, на которой можно было даже в одиночку долго держать оборону - вот что это было. Перед амбразурой Джейк увидел вмурованный в стену полуметровый металлический кронштейн - на такой удобно закрепить "свинью", да поставить под ней ящик третьдюймовых патронов и чехол с парой сменных стволов - и можно удержать здесь всю Национальную гвардию до второго пришествия. Или пока кто-нибудь меткий не всадит в амбразуру заряд из базуки.
Сфотографировав комнату, Джейк напоследок не удержался от соблазна и снял трубку телефона. Раздался длинный гудок - дольше и выше по тембру, чем обычный телефонный. Значит, аварийное питание на законсервированной базе еще есть. Короткая пауза - и еще один гудок. Джейк отнял трубку от уха - и в этот момент в ней громко щелкнуло и повисла тишина. Кто-то снял трубку на той стороне. Секунду, до боли сжав в руке угловатый корпус трубки, Коллинз слушал тишину в динамике, а затем низкий женский голос, растягивая слова, сообщил:
- Вы находитесь на территории, принадлежащей армии и правительству Соединенных Штатов Америки. Пожалуйста, немедленно покиньте её тем же путем, которым вошли.
Пару секунд в трубке была тишина, а затем голос вернулся:
- Вы находитесь на территории, принадлежащей армии и правительству Соединенных Штатов Америки...
Джейк положил трубку на аппарат, чувствуя, как подкашиваются ноги. Просто автоответчик. Лазить по старым шахтам - занятие для любопытных, а любопытный не удержится от соблазна поднять трубку. Все логично.
Отдышавшись и дав сердцу вернуться из пяток и уже в груди начать биться в более-менее нормальном темпе, Джейк двинулся по тоннелю, вылавливая фонариком пол под ногами и провод телефона на стене. Женский голос не шел у него из головы, в правое ухо предлагая покинуть территорию, принадлежающую армии и правительству Соединенных Штатов Америки. До Джейка дошло, что звучал он неестественно - видимо, старый механизм с трудом тянул пленку, занижая звучание и растягивая слова.
Тоннель закончился железной стеной с воротами для дрезины. К ней Джейк подскочил как к старой знакомой - описание, полученное по крупицам, оказалось очень точным. В тех же источниках, правда, не было ни слова про пулеметный пост у моста - но что, черт возьми, важнее?
Коллинз раскрыл сумку и вынул из неё отвертку. Замок с цифровым диском и дыркой под ключ выглядел серьезно, но, по мнению пропавшего любителя "кислоты", уступал даже средним гражданским. Джейк вынул аккуратно сложеный листок, на котором нетвердым почерком мескалинщик по пунктам описал - непосредственно перед своим исчезновением - вскрытие механизма.
- Армейские используют такие же замки, как они сами, - сказал он тогда. - Способные выдержать выстрел из танка, но выстаивающие не больше двух раундов против умной головы, после чего - нокаут.
Поддев защелку диска и выкрутив винты из лицевой панели, Джейк открыл переплетение проводов, в центре которого стояли механизмы цифрового набора и механического замка. Ключом прерывалась цепь питания элетромотора, диском формировалась коммутация сигнала в нескольких блоках реле. Джейк просто замкнул провода питания вручную короткими "подковами" в толстой изоляции, а затем так же поступил с управляющими проводами - какая разница, что из ста тысяч комбинаций лишь одна позволяла сигналу пройти через все хитро соединенные блоки, если вот они, точка А и точка Б? И правда слабая конструкция, если есть пара минут для спокойной работы. Но зато выживет после ядерного взрыва.
Джейк спрятал инструменты и дернул рычаг. За воротами загудело, сдвижные створки дрогнули, вытряхнули пыль из стыков и со скрипом пошли в стороны. Между створок был виден тусклый красный свет аварийных ламп.
Разойдясь на полметра, двери внезапно замерли, свет за ними погас. Спустя секунду из пространства за ними пришло глухое "ух" - похоже, вышло из строя аварийное питание, позволявший без лишней мороки расконсервировать базу. Джейку было плевать - он уже протискивался через щель.
Именно мескалиново-ЛСДшный Шерлок Холмс, близкий к университетским кругам, навел Джейка на подвал с бывшим электрическим стулом. Коллинз вначале собирался тщательно скрывать суть своей мечты - но лаборант по графикам на бумажных рулонах догадался, что речь идет о каком-то расследовании, и начал с горящими глазами рассказывать о своих занятиях уфологией. Джейк, стоявший уже в двух шагах от раскрытия тайны, пришедший просто повысить шанс на успех, стискивал зубы как мог, но в конце концов его прорвало как плотину. Он не называл деталей, но даже общих фраз хватило на получасовой монолог. Лаборант, молодой парень, слушал его, раскрыв рот. Пару минут после откровения он не мог ничего произнести, а затем покачал головой и потребовал от Джейка найти, сфотографировать и показать миру - всему слепому миру, который не хочет видеть очевидного и предпочитает слушать ложь правительства. И очень просил хотя бы по одному снимку себе. Он был готов даже заплатить за них, но Джейк пообещал напечатать для него комплект бесплатно - как фанату их общего дела и в качестве благодарности за помощь.
Расследование завершилось успешно.
Тоннель за воротами оказался совсем коротким и вышел в покрытый кафелем холл с проходной. Лучом фонарика Джейк шарил по сторонам, отыскивая дверь в следующее помещение. Обнаружилась не дверь - коридор, а в конце него - лифт и железная лестница, спускавшаяся спиралью вдоль стен прямоугольного колодца. Спустившись по ней на этаж, Джейк прошел короткий холл, вошел в дверь и лицом к лицу столкнулся с пришельцем.
Высотой практически с Коллинза, он находился в вертикальном стеклянном цилиндре. Голое худое тело с серо-зеленой кожей венчала Т-образная голова с черными глазами по сторонам - почти как у рыбы-молота, только глаза смотрели вперед. Небольшой рот располагался практически на уровне плеч.
Не отрывая взгляда, Джейк наощупь вынул фотоаппарат и направил его на цилиндр. Вспышка на добрую минуту ослепила его - Коллинз забыл прищуриться. Когда яркие пятна перед глазами стали слабнуть, фотограф двинулся дальше по помещению. В большой комнате было еще три цилиндра с неподвижными пришельцами, вокруг каждого цилиндра было огромное количество выключенной аппаратуры. Джейк снимал всё - цилиндры в профиль, анфас и сзади, машины, столы, пустые картотечные шкафы. Прошел в следующую комнату - ею оказался морг. Одним рывком выдвигая лотки, он обнаруживал новые и новые замороженные трупы - без видимых повреждений, с пулевыми и ножевыми ранами, покалеченные, иногда попадались отдельные части тел. Черные глаза безразлично смотрели в потолок.
Дойдя до конца морга и не обнаружив нового помещения, Джейк вернулся в холл и зашел в другую дверь.
Предоперационная и операционная. Большой стол с мощными лампами над ним, каталки для тел и столики с колесиками для инструментов. Потолок блеснул в свете фонарика - прямо над столом было большое круглое окно из толстого стекла. За ним скорее всего сидели зрители во время операции. В дальней стене - дверь по ширине каталки, за ней Коллинз увидел комнату подготовки "пациента" - на стенах еще остались стенды для плакатов и рентгеновских снимков. Джейк поменял первую отснятую "до упора" пленку.
Остальные комнаты на этаже были кабинетами. Из них очень тщательно вынесли все бумаги - но в столе одного из врачей Джейк обнаружил папку, внутри которой первый лист был озаглавлен "Результаты вскрытия №176, объект типа F". Коллинз торопливо пролистал её при свете фонарика - отпечатанный на машинке текст, рентгеновские снимки, фотографии процесса вскрытия - хорошего, "для себя" качества. Джейк сунул папку в сумку, вышел в холл и спустился по лестнице еще на этаж.
Та же планировка, но совершенно другие объекты в колбах - вытянутые осьминоги, у которых три щупальца были особенно крупными и мощными. В цилиндрах они выглядели вполне живыми, а вот в морге - будто тряпки или спущенные шины, и практически прозрачны. Но на их мертвых телах внезапно становятся видны глаза, незаметные у "живых" - огромные и очень похожие на человеческие, с зелеными радужными оболочками и расширенными, будто в ужасе, зрачками. Джейк перезаряжает фотоаппарат еще раз.
На этаже ниже цилиндры пусты, но морг полон чешуйчатых лап, хвостов. В одном из лотков навстречу Джейку выезжает шевелящаяся голова с оскаленной пастью - отшатнувшись и уперевшись спиной в лотки противоположной стены, Джейк секунд пять тратит на то, чтобы понять - шевелится не голова, шевелятся тени от фонарика. Плёнка.
Следующий этаж - склад. Это похоже на исполнение невероятной мечты, таким ему и снился не раз и не два его триумф: обязательно есть новая дверь, и за ней - новое открытие. Джейк с невероятной скоростью снимает и перезаряжает, перезаряжает и снимает. Блестящие и матовые комбинезоны разных форм и размеров, предметы непривычных, а иногда и невероятных форм, в которых иногда смутно угадываются приборы или оружие. В комнате в конце склада Джейк замирает - над полом парит помесь мотоцикла и кресла-качалки: вытянутая машина с открыто расположенным креслом и парой балок, торчащих назад-вниз-в стороны, сделанная будто бы из отшлифованного алюминия. Гнутые трубы торчащих на виду механизмов ярко блестят в свете фонаря, но никаких четких контуров в них не отражается. Джейк обходит машину кругом, фотографирует, а потом пробует сдвинуть с места, но механизм будто приклеен короткой резинкой - нехотя и с возрастающим усилием сдвигается в сторону и возвращается на прежнее место, стоит лишь прекратить давление.
Подумав, Джейк забирает со склада один небольшой прибор - блестящую коробочку с цветной прямоугольной шкалой, - сует его в сумку и спускается ниже.
Огромный ангар, противоположный конец которого теряется где-то вдалеке. В ангаре стоят два корабля - блестящая начищенным серебром тарелка и лежащий на боку голубой конус. Оба, как видно вблизи, парят в паре сантиметров от пола. К обоим приставлены металлические лесенки, и Джейк снимает - снизу; сверху; один, стоя на другом - со всех сторон. На вопрос "как их втащили так глубоко" отвечает дальняя стена - это огромные железные ворота, у которых стоит на спущенных колесах громадный прицеп транспортера - на таких перевозят детали ракет. Или НЛО.
Джейк пытается сфотографировать прицеп, но курок не движется с места - еще одна пленка закончилась. Рука в кармане сумки не нащупывает ни одной кассеты - он отснял всё. Кляня себя за то, что не взял вдвое больше, Джейк прячет фотоаппарат и обходит ангар в поисках какого-нибудь "сувенира" - но тут фонарик начинает понемногу меркнуть, и Коллинз торопится к лестнице. Этаж-склад, этаж с осьминогами... Фонарик гаснет, Коллинз, уже тянувшийся в карман за запасными батарейками, в темноте падает на лестницу, едва успевая уронить сумку не на пол, а на себя. В непроницаемом мраке батарейки выпадают из расстегнутого кармана, на прощание прокатываются по ладони фотографа и летят вниз. Бзамммммм! - этаж-склад; бзамммм! - этаж-ангар; бзаммм! - этаж, до которого дойти просто не успел; бзамм... Лестница гудит, эхо умножает удары. Наконец через минуту или две все стихает. Коллинз аккуратно встает и наощупь поднимается вдоль стены. Он был на этаже с осьминогами, выше него должен быть этаж с рыбоголовыми, а затем - холл.
Он считает углы. Раз, два, три, четыре - рыбоголовые. Раз, два, три, четыре - холл. Пройти темный тоннель будет очень тяжело, но на самый крайний случай у него в кармане две упаковки спичек. Он открывает дверь и движется вперед, ощупывая воздух на уровне пояса - чтобы не пропустить проходную.
Его пальцы натыкаются на гнутое стекло.
Коллинз трясущимися руками достает из нагрудного кармана спички и зажигает одну. Из стеклянного цилиндра на него презрительно смотрит огромная фиолетовая прямоходящая жаба.
Спичка обжигает пальцы, Джейк вскрикивает, выпускает её из рук и остается в темноте. Не было здесь никакой жабы. Он мог промахнуться на один этаж. Да, скорее всего, он поднялся на один этаж выше, чем надо было.
Он спускается на два поворота и зажигает спичку. Он между этажами. Пройти еще два поворота. Пройдя их в темноте, он открывает дверь и вновь зажигает огонь.
На этом этаже цилиндры пусты.
Он не мог ошибиться на два этажа! НЕ! МОГ! Джейк выскакивает на лестницу, выбрасывает почти сгоревшую спичку, и в темноте поднимается вдоль стены. Он ведь мог ошибиться, когда спускался. Проскочить этаж. А лестница из холла точно вела только вниз. Он поднимается, из-за спешки поминутно спотыкаясь о ступени. Поворот, поворот, поворот, поворот... Лестница не заканчивается.
Он останавливается у очередной двери, когда сил подниматься не остается, и несколько минут тяжело дышит. Едва дыхание чуть выравнивается, идет дальше.
Наконец его пальцы натыкаются на глухую стену - лестницы вверх нет. Со слезами на глазах Джейк открывает дверь, вваливается в пустой коридор и падает на четвереньки, минут пять переводя дыхание. Наконец он в силах просто сесть на пол и достать содранными в кровь пальцами спички.
Огонь никак не желает появляться, он стирает и выбрасывает несколько спичек, но наконец серная головка с шипением выбрасывает сноп искрящего пламени, которое, почти погаснув, начинает гореть ровнее. И мечта Джейка вновь исполняется - в неверном свете он делает очередное открытие.
Клик по фотографии отправит вас к её источнику.