Между небом и землей. Заметки о Метеоре.
Уже традиционный перелет через Стамбул Пегасусом, теперь в Грецию, в Афины. Давно хотелось увидеть те самые Монастыри Метеоры - удивительное место в центральной части Греции, привлекающее туристов со всего мира красивой природой, неординарным горным рельефом и, конечно, монастырями, венчающими вершины скал, представляя одно целое - духовно - природное наследие нашей планеты. Вторую часть путешествия запланировано было провести на одном из островов Греции. В течение продолжительного выбора им стала Кефалония. Это в двух словах, далее - немного подробней.
День первый.
По прилету в Стамбул, до рейса в Афины оставалось пять часов. Проверил свой новый рюкзак на способность поддерживать сон. Испытание прошло успешно - материал из ткани оказался достаточно приемлемым для использования небольшого рюкзака в качестве походной подушки. До Афин из Стамбула лететь недолго - час и ты уже в другой стране.
Аэропорт Афин построен относительно недавно, в начале 2000-х. Сегодня - это современный и большой транспортный узел, соединяющий страны мира и Грецию, связанный с Афинами железнодорожным и автомобильным сообщением. Кроме этого, в город проложена ветка метро, но меня в большей мере интересовал представитель прокатной конторы, который должен был нас встречать и которого на момент выхода из зала прилета я не наблюдал. Не буду описывать подробности дальнейшего поиска этого человека, сопряженные с общением на языках, знакомых мне только по песням, но главное был результат - через полтора часа мы выезжали из офиса местной прокатной фирмы, оказавшейся вблизи аэропорта, на вполне пригодном маленьком внедорожнике Suzuki Jmny, доставшемся в полтора раза дешевле, нежели предлагали известные фирмы по аренде автомобилей. Впереди 360 км до города Каламбака, небольшого районного центра, вблизи которого и находится природно - духовный комплекс Метеора.
Расстояние это пролетело незаметно. Была одна остановка, необходимая для дозаправки, она же способствовала подкреплению сил местной выпечкой. К вечеру, сопровождаемые прекрасным закатом солнца мы прибыли в отель. Основное место для проживания туристов, желающих посетить Метеору - отели в близлежащем городке Кастраки, находящемся у подножия скалистого массива Метеор. Забронированный отель находился на возвышенности, вблизи одного из монастырей.
Сезон в Греции уже был "низкий" - на дворе пожелтевшие листья извещали о наступлении благородного времени года - осени. Туристов мало, отели свободные. Тихо и спокойно. Хозяева небольшого отеля Archontiko Mesoochori оказались людьми очень гостеприимными и доброжелательными. Это отражалось в их поведении и отношением к гостям и друг к другу.
Когда я исследовал окрестности отеля, было уже темно и небо освещалось звездами. Пообщавшись с хозяином на предмет лучших для съемки мест, я почувствовал желание спать; поддавшись этой слабости, я поднялся в номер и в спящем состоянии стал ожидать начало следующего дня.
День второй.
Отпуск - время для отдыха, в том числе и физического. Новый день я начал с пробежки. Вообще в беге по утрам, в местах незнакомых, далеких от дома, есть что-то особенное - ты словно перескакиваешь порог конформизма и принимаешь окружающую местность близкой, открытой для личного развития, в том числе и для занятий физической культурой. По ходу движения я отметил для себя несколько достопримечательностей, достойных более серьезного исследования - это и несколько укрывшихся в глубине скал, окруженных густым лесом монастырей, десяток заброшенных кельий, расположенных на высотах, недостижимых без специального высотного снаряжения и пару обзорных точек, удобных для осмотра и съемки близлежащих окрестностей.
После достаточно плотного завтрака, не теряя ни минуты, забросив в автомобиль фотоаппарат, штатив и пару объективов, вооружившись купленной в ближайшем магазине картой монастырей, я отправился в путь. Небо было немного пасмурно, но, в целом, погода не создавала неблагоприятных условий для съемки. Главное, никакая погода не могла бы помешать знакомству с православными монастырями.
Уникальный и неповторимый скальный массив, образовавшийся по причине подземных течений, более 60 млн лет назад, привлек сюда чуть более тысячи лет назад первых монахов, аскетов, отказавшихся от мирских благ во имя духовного саморазвития. Место выбрано было не случайно: во- это одно из красивейших мест на планете, во-вторых - горный массив, с уходящими в небо скальными породами, благоприятствовал созданию условий, при которых было невозможно общаться с внешним миром. Первые монахи выбивали себе в скалах кельи. Добраться к ним можно было только с помощью деревянных лестниц, на десятки и сотни метров свисающих с отвесных скал.
Информация о первых православных аскетах, пришедших в эти, благоприятные для общения с Богом места, датируется 900 - 1000 годами от Рождества Христова. Сначала монахи жили в одиночестве, лишь по выходным спускаясь для общей молитвы в местное селение Кирияки. Впоследствии, количество мирян, желающих жить жизнью духовной, не зависящей от природы, времени и общества, стало быстро увеличиваться. Результатом этого движения стало строительство в XIV веке на вершине одной из скалы первого монастыря. Идейным вдохновителем этого строительства стал влиятельный монах с горы Афон Афанасий. Тогда же появилось и название этого места - Метеоро, своим содержанием указывающим на существование еще одной жизни - между небом и землей, на вершинах высоких незабываемых гор. Кстати, в переводе с греческого "метеор" означает "небесный", "парящий в воздухе". Это удивительное чудо природы - гигантские сталагмитовые скалы, стремящиеся в небо, когда-то были дном доисторического моря.
Затем, в течении нескольких последующих столетий были построены еще несколько монастырей, также венчающих вершины горных столбов. В начале монахи спускались и поднимались в монастырь по доскам, прибитым к отвесным скалам, затем их заменили деревянные лестницы, свисающие с монастырей до подножий гор. Разумеется, преодолеть такой опасный и сложный путь могли люди, только в совершенстве управляющие своими чувствами и волей, понятно, что никаких страховок и дополнительного скалолазного оборудования у них не было. Путь монаха из монастыря и обратно был не частый. Месяцами аксеты, искавшие истину в молитве и в лицезрении местной природы, не спускались на землю. Еду и необходимые для жизни вещи они получали с помощью сетки - корзины, опускавшейся из монастыря к подножию. Этим же способом в монастырь попадали люди, физически не способные преодолеть путь вверх по висячей лестнице. Думаю, любой может представить, что чувствовал такой избранник, поднимаемый в раскачивающейся в воздухе на высоте пары сотен метров сетке. Подъем длился около часа, так что впечатлений для дальнейших воспоминаний было более чем достаточно.
К сожалению, в 18 веке стал наблюдаться упадок монашеского движения, в результате часть монастырей и кельий было разрушено, часть сохранились, но были закрыты и лишь несколько продолжали существовать своей монашеской жизнью. На сегодняшний день в Метеорах работают шесть монастырей, их двери открыты для посещения туристов и паломников, разумеется, только в определенные комнаты. Это монастыри Преображения Христова или Великий Метеор, Святого Варлаама, Святой Троицы, Великомученника Святого Стефана, Святого Николая Успокоителя и Монастырь Русана. В них практически всегда проходит служба, с добротой и любовью туристов встречают монахи, при возможности общаясь со всяким желающим этого. К монастырям проложена хорошая дорога, в скалах выбиты каменные ступеньки и сейчас, практически любой человек, может без труда одолеть путь к храму.
Монастыри поражают своей внешней и внутренней красотой. Старинные иконы, роспись горных стен, благоухание цветов и растений по особенному воздействуют на тебя. Легкий ветер и восхитительный вид, открывающийся с каждого из монастырей, настраивают на высокие мысли, не знающие времени, отвлеченные от материального познания мира. Ясные умозаключения, истинный анализ своей жизни, настраивают на немного иной путь развития. В общем, наследие отдавших служению Богу монахов, отказавшихся от всех мирских благ, по причине совершенного греха, и желающих измениться и совершенствоваться, либо просто для постижения других материй, очень благоприятно действует и через сотни лет, давая нам знаки и показывая путь дальнейшего развития.
Не действующими, но сохраненными, либо серьезно разрушенными сегодня являются Монастырь Святого Георгия Мандиласа, Монастырь Святого Николая Бадова или Кафина, Монастырь Святого Духа, Монастырь Сретенья Христова, Монастырь Палиопанагия - Богородицы, Скит Дубиани, Монастырь Святых Апостолов, Монастырь Святого Григория, Монастырь Святого Антония, Монастырь Вседержателя, Монастырь Иоанна Предтечи, Монастырь Ипсилотера или Каллиграфов, Монастырь Святого Модеста, Монастырь Алисос - Поклонения Святого Петра и Монастырь Святого Димитрия. Но всегда есть надежда на восстановление и новую жизнь этих монастырей. Мы не знаем, как будет развиваться наш мир, какимы мы будем через земные годы, а существование духовного центра Метеоры, признанное тысячелетием, уже является значимым событием в культурном развитии человечества, и возможно, будущее откроет в нем новую страницу.
Появившееся во второй половине дня время на знакомство в районным центром - городом Калампака не совсем удалось из-за большого дневного перерыва - аналога "фиесты", оканчивающегося практически вечером, поэтому было решено немного отдохнуть. Вечером предполагалась вылазка в горы, на лицезрение метеорского заката. Закатом мы были очарованы вечером ранее, в день приезда. Тогда он был просто удивительным. Ярко-красное небо с переливающимися теплыми цветами, облаками и появившимися звездами, необыкновенная тишина - такое явление не часто увидишь в жизни. Однако в этот вечер, как и в последующий, я так и не увидел подобного заката. Хотя ждал долго, уже на ветру, на краю скального обрыва, с огромным желанием запечатлеть эту красоту на пленку.
Тем не меннее, увлеченный съемкой вечерней природы, я не заметил, как наступила ночь. Тучи скрыли звездное небо. Я упаковался и поехал в гостиницу.
День третий.
Немного о месте пребывании. Как и полагается всем гостиницам, поддерживающим колорит провинции, где она находится, наша не была исключением. В ней все отображало, пусть в меньшей мере, особенности Метеор. Скромная, но уютная мебель, православные иконы, названия номеров по имени святых, либо древнегреческих богов, запах ладана, встречающийся даже в шампуне, деревянные лестницы и маленькие балконы - все это настраивает путника на спокойный и добрый лад. Гостиница, ранее частный дом, видимо построена давно. В холле висела большая фотография с видом этого дома в 1970 году. Дом был покрыт небольшим слоем снега. Фотография показывала то ли неожиданно снежную для этого места зиму, то ли говорила о первом годе жизни этого дома, а может, просто рассказывала о каком-то этапе жизни живущей в нем семьи.
Очередной день я посвятил походу к монастырям, замеченным ранее на утренней пробежке. Духовные сооружения сохранились хорошо, но как мне показалось, в них временно никто не проживает. Лишь два человека за время моего осмотра вошли на территорию, близлежащую к монастырю, видимо, для ухода за садом. Рядом с монастырем в скальных породах были выбиты кельи, ранее служившие местом проживания одиноких отшельников. Еще сохранились остатки лестниц, по которым они добирались до своего "уютного" уголка. До дальнего монастыря путь ограждал забор с открытой калиткой, но предупреждающей надписью, скорее всего, об ограничении входа для посторонних на его территорию.
Конечно, для полного знакомство с природно-религиозным комплексом Монастыри Метеоры, двух дней явно недостаточно. Вновь и вновь открываешь новые виды, проявляются незамеченные с первого взгляда подробности духовной жизни монастырей, да и красивых мест в округе предостаточно. Одно из таковых я заметил за обедом в маленькой таверне. Практически на вершине горы, противоположной Метеорам, более высокой, расположились домики небольшой деревни. Узнав от работников общепита название этой горы и расположенного на ней поселка, подкрепившись краткой информацией об этом из Интернет источников, через 10 минут я уже двигался в сторону нового приключения, ставшего объектом нескольких высотных кадров и проверкой на надежность моего железного друга - арендованного автомобиля.
Друг оказался не совсем надежным, обратно, с горы до дома он меня довез, а вот после этого заскрипел и неприятно заскрежетал. Таким образом, видимо, предупредив меня об опасности завтрашнего перемещения на значительное расстояние в город Патры, для дальнейшего перемещения на Кефалонию. Но деревню на горе Козиакиас, на высоте немногим более 1100 метров, я все таки посетил. Я не встретил там ни одного человека, все дома были закрыты, расположенная над обрывом церковь тоже была на замке. Возможно, деревня имеет туристическую направленность и оживает либо в теплый период летом, либо уже зимой, радуя гостей непривычным для них снегом.
Поломка автомобиля внесла некоторые коррективы в дальнейший маршрут. Сам случай необходимости ремонта арендованной машины возник для меня впервые. Некоторую неопределенность вызывал договор аренды, заключенный с местной фирмой, имеющий офис только в одном городе - в Афинах. Дальнейшие действия я совершал с помощью общения с хозяином отеля. Общение происходило практически на жестах. Я еще раз проверил автомобиль на его непригодность, поднявшись на нем в горы, совместив это с фотоохотой на еще один закат. Автомобиль трещал и гудел. Включение - выключение второго моста не решало задачи. С легким унынием я возвратился в отель.
Одновременно, направив информацию о поломке на электронный адрес фирмы арендодателя я получил ответ о том, что шум - это особенность данного типа автомобиля, и что можно ехать дальше, не волнуясь за будущее. Однако, лично озвучив появляющиеся при давлении на педаль газа механические аккорды, символизирующие настоящую, более серьезную причину появления шумов, я смог убедить хозяина отеля в достаточно большой проблеме для маленького автомобиля и он, связавшись с фирмой, узнал, что в случае окончательной остановки моего железного друга, я могу сразу вызвать фирму по экстренному ремонту сломавшихся автомобилей, с которой у прокатчика заключен договор. Эта радостная весть меня не очень обрадовала, даже немного огорчила - я представил, как стою на одном из перевалов, охраняя сломавшегося друга и объясняю по телефону "на пальцах" кто я, зачем я звоню и где нахожусь. Даже если бы свершилось чудо и приехали волшебники-ремонтники, то даже их волшебство мгновенно не превратило бы нездоровую машину в совершенно здоровую. Финалом моих фантазий стала картинка, на которой мастера в яркой фирменной одежде весело улыбаясь, прощаясь, машут мне из окна эвакуатора, увозящего моего Jimny в неизвестном направлении. Представив себя, оказавшегося одного на дороге я очнулся. Передо мной был хозяин отеля, набирающий номер чудо-мастеров и объясняющий, что лучше пусть они сейчас приедут и все проверят. Эта мысль мне понравилась больше. Мы стали ждать.
Вообще, единая служба помощи для автомобилей - хорошее подспорье как для водителей, так и для фирм, сдающих автомобили в аренду. И тем и другим она приносит помощь. Вопрос только в оплате. На момент написания дневника это обстоятельство вызывало небольшое опасение, как и вообще судьба оплаченных мною за весь период денежных средств за данный автомобиль. Теплилась надежда на их справедливый возврат. Появившийся эвакуатор своим шумом и ярким светом мигалок нарушил спокойствие местных жителей. Материализовавшийся мастер, ровно в такой форменной ярко-красной одежде, в какой я его представлял немного ранее, уверенно вышел из спецавтомобиля и попросил ключи от Jimny. Помучав его в течении пяти минут, экстремально кружась вокруг отеля, подергав затем за все колеса, он залез под машину. Через некоторое время он с таким же невозмутимым лицом вылез оттуда и пошел разговаривать с хозяином отеля.
Я уже не сомневался, что, как и в моих фантазиях, автомобиль увезут на эвакуаторе. Дав свое согласие, я попрощался с автомобилем и стал думать, как я доберусь на следующий день до острова. Это уже отдельная история, своим существованием добавляющая вкус настоящего путешествия.
День четвертый.
Я бы назвал его дорогой. Вечером, стараясь найти хоть какое-то средство передвижения в город Патра, откуда отправляется паром на остров, хозяин отеля вспомнил об одной туристической фирме, доставляющей путешественников в Метеоры с той стороны Греции. Итак, в 7-30 утра мы выезжаем из отеля на туристическом микроавтобусе. За недешевый тариф прибываем в городу Амфисса, где водитель старается мне помочь с дальнейшим маршрутом и сообщает, что единственный в день рейс в Патру уходит через три часа, таким образом, мы уже не успеваем на паром Патра - Кефалония. Остается последний вариант - паром из Килинии (какое знакомое название, слышал об этом городе, но не думал, что попаду в него), который отправляется в 10 часов вечера и пребывает на остров в полночь. На мою радость работники автобусного офиса подсказывают о наличии автобуса из Патры в Килинию, а затем на пароме на этом же автобусе можно приплыть в Кефалонию. Еду в Патру. Немного погуляв по прибрежной городской черте, ожидаем последнего автобуса. Наконец в 20-30 мы загружаемся в тонированный Ман и двигаемся в сторону парома.
Паром по настоящему удивил. Автобус въехал в него, оставив место еще как минимум для тридцати ему подобных, а мы на эскалаторе поднялись наверх, где практически пустой корабль предлагал на выбор несколько залов для ожидания. Тут были и магазины, и кафе, места для отдыха и общения. Расположившись на удобном диване, я незаметно для себя задремал. Раза три. Немного опоздав паром прибыл в сверкающий ночной город Аргестолии - главный город Кефалонии. Дальше нужно было брать такси. Благо это не составило труда. Около часа ночи мы были в новом отеле.
Резюме. Путешествовать в общественном траспорте, конечно, интересно и удобно: тут тебе и свободное время- можно смотреть по сторонам, не обращая внимания на дорогу, можно что-нибудь почитать или написать, наконец, поспать. Однако, путешествие на общественном транспорте - процедура более затратная как по времени, так и по цене, нежели путешествие на арендованном автомобиле. Исправном автомобиле. Общественный транспорт в евросоюзе очень дорогой, это большой недостаток западного экономического вектора развития.
Продолжение следует...
http://1-0-8.livejournal.com/2013/12/22/ Ниже маршрут пробежки