КАРТУНИЗМ - НОВЫЙ БОЛЬШОЙ СТИЛЬ

Oct 10, 2010 07:09


ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО
Дать полное представление о «картунизме», как о новом большом стиле, в рамках одной даже очень большой статьи невозможно. Поэтому некоторые «недо-пере-понятости» неизбежно возникнут в процессе чтения. Автор призывает всех читателей воспринять статью, как повод для размышления и не более того.


ПРЕДИСЛОВИЕ
Понятие «большой стиль» и «индивидуальный стиль» не нуждаются в расшифровке, но, на всякий случай напомню: «Индивидуальный стиль» - стиль автора, почерк, манера итп., а «Большой стиль» - стиль исторического периода, эпохи, объединяющий (общими признаками) разные виды искусств в определенное время.

О. Шпенглер в «Закате Европы» пишет: «Стили следуют друг за другом, подобно волнам и ударам пульса. С личностью отдельных художников, их волей и сознанием, у них нет ничего общего. Напротив, именно стиль и творит самый тип художника. Стиль, как и культура, есть первофеномен в строжайшем гётевском смысле, все равно стиль искусств, религий, мыслей или стиль самой жизни. Как и «природа», стиль есть вечно новое переживание бодрствующего человека, его alter ego и зеркальное отображение в окружающем мире. Оттого в общей исторической картине какой-либо культуры может наличествовать только один стиль - стиль этой культуры»

КРИТИКА ШПЕНГЛЕРА
Надо сказать, что большой стиль, который Шпенглер трактует как
«метафизическое чувство формы», которое определяется «атмосферой духовности» той или иной эпохи - это далеко не полное обоснование стиля.
Шпенглер не учитывает «социально-экономическую необходимость», всегда лежащую в фундаменте любого большого стиля. Например, обоснование и социально-экономическая необходимость готики во власти церкви и конфликте духа и тела. Обоснование барокко - утверждение королевской власти и театрализованный гедонизм и т.д.

А БЫЛ ЛИ МАЛЬЧИК?
Рождение нового «большого стиля» вопрос дискуссии. Предполагаю ли я, что он появился и оформился. Да. Уверен? ДА. Могу ли дать гарантии? ДА!
Правильней всего назвать этот новый большой стиль «Cartoonism»
«Картунизм» - не слово-новообразование, этот термин существует, как общее название произведений художников, работающих в мультипликации. Эскизы, заставки, по кадровая анимация и т.п.
Но, в данном случае, профессиональный жаргонизм, становится единственно подходящим термином для наиболее точного определения «нового большого стиля» и ниже выяснится почему.

ПРО АНОНИМУСА
Сегодня можно утверждать появление нового глобального информационного и медийного пространства, кардинальным отличием которого от прежних форм и контекстов формирующих культуру является интерактивность, моментальная обратная связь через постоянное коммуницирование друг с другом миллиардов людей и сетевых ресурсов.
Это новый способ информационного взаимодействия. Новое Пространство, в котором происходит решение финансовых и технологических задач, определяются консенсусы культуры и критический анализ.
То есть, возник новейший феномен культуры, который можно назвать «глобальным финансово-технологическим анонимусом». Это своего рода мыслящая машина, управляющая, если не всеми (пока) процессами современной социо-экономики и культуры, то активно претендующая на управление и уже сегодня оказывающая существенное влияние.

ПРО «ДЕНЬГИ и ТЕХНОЛОГИИ»
Эта новая для всего человечества ситуация накладывается на многочисленные и обоснованные описания наступившей эпохи глобальной и безличной власти «денег» и «технологий». Притом, оба понятия понимаются в максимально расширительном смысле: «деньги» как финансово-экономические институты, а «технологии» как научные и промышленные достижения, политические и медийные инструменты.

ОБОСНОВАНИЕ
Итак, социально-экономическим обоснованием картунизма является безличная власть «денег» и «технологий» в расширенном современном понимании и мыслящая машина глобального анонимуса.

Так как, сами по себе, понятия «деньги» и «технологии» безличные, а творчество и реакция на него миллиардов личностей являются «санкцией глобального анонимуса» - любое личностное и авторское искусство для них представляют оппозицию и поэтому отвергаются или не замечаются.

Остановимся на этом утверждении и вернемся к картунизму.

КАРТУНИЗМ
Картунизм не имеет отца-основателя и даже отцов основателей, ибо его корни уходят в давние традиции. Достаточно вспомнить традиционную куклу, или некоторые достижения в пластике полученные неофигуративистами (Фернандо Ботеро), эстетику поп-арта (Лихтенштейн) достижения американской и японской мультипликации и т.п.

Картунизм глобален, интернационален, распространяется на разные виды искусств и вообще отвечает всем классическим определениям и критериям «Большого стиля».
Наиболее ярко картунизм проявляется в пластических искусствах: архитектуре, скульптуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, хотя и в других искусствах и, сопутствующих современной культуре, явлениях он представлен достаточно широко.
Яркий пример «картунизма» в архитектуре - это современные дизайнерские вариации деконструктивизма, когда здание строится в виде кристалла из зеркал, некоего буквенного или безличного символа, как то: «огурец», «апельсин», «полумесяц», «яйцо», То есть, все подпадающее под понятия: «говорящая архитектура», «здание-знак», «имиджевая архитектура» и т.п. Практически все стартекторы (звезды современной архитектуры) Френк Гэри, Норманн Фостер, Заха Хадид и.т.д. работают в картунизме.
В скульптуре и изобразительном искусстве примеры картунизма: - Джефф Кунс, Такаши Муроками, Чен Вен Линг, Йошимото Нара, Ксавье Вейан и многие, многие другие.
Те, кто следит за новостями современного искусства и архитектуры, наверняка могут вспомнить о ком и о чем речь, а те, кто только хочет открыть для себя этих авторов, могут воспользоваться интернетом.

ЛАБИРИНТ КУЛЬТУРЫ
Различные элементы и проявления этого большого стиля искусствоведы и и критики уже пытались как-то называть, например «психоделический поп-арт», «аттракционизм», «хай-тек», «ауротизм», «деконструктивизм» и прочее и прочее.
То есть, все эти феномены рассматривались, как разрозненные явления в рамках пост-модернизма и так называемого «лабиринта культуры», который провозгласили идеологи постмодернизма и философы постструктуралисты.
Лабиринта, в тупиках которого живут постмодернистские авторы и материализованные ими артефакты, поджидая своих реципиентов.

СВОЙСТВА и ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Так вот я утверждаю, что картунизм это то, что проходит через пост-модернистский лабиринт культуры, как Тесей, для которого нитью Ариадны является одобрение «глобального анонимуса», а оружием борьбы с минотавром «деньги» и «технологии».

Ольга Сергеева так описывает творчество Джеффа Кунса (ординарного и канонического представителя картунизма) и, создаваемые им, безличные мемы.

«Это чистая имитация, подобие, за которым нет оригинала, ибо тот затерялся где-то в лабиринтах культуры. Некоторые считают, что мемы симпатичны и безобидны. Но едва ли это так. В мэме скрыта наиболее эффективная узурпация. Безличный мем - представитель Ничего.
Тут надо отличить Ничего от Ничто.
Ничто сообщает, что бытия нет, и, таким образом, нет ничего [великое ничто, которое есть все].
А Ничего сообщает, что бытия нет, но вместо него есть Ничего.»

Картунизм - это торжество безличного знака (мема), над смыслами и личностью. Это стиль утверждающий НИЧЕГО.
Поэтому он соответствует, проходит ценз анонимуса и неизбежно вытеснит все остальное, как несоответствующее содержанию эпохи в которую мы только вступаем.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ
Картунизм отличен от так называемого «контемпорари движения»
Контемпорари - симулякр модернизма, имитирующий его методы «авторства через разрушение», при помощи «провокации».
Картунизм же - это большой стиль, который порождает симулякры ради самих себя и реализует желание безличных мемов материализоваться и БЫТЬ.

АВТОРСТВО В КАРТУНИЗМЕ
Картунисты не являются авторами в модернистском и постмодернистском смысле, а только служат новому большому стилю, подобно готическим и византийским мастерам и так же похожи друг на друга, как две капли воды, для неспециалиста.
Но, тем не менее, в создании артефактов картунизма есть место творчеству и «производить» его довольно сложно.

ФЕНОМЕН КАРТУНИЗМА
Характерной особенностью картунизма является необычайно интересный феномен добровольного отказа от авторства, в модернистском и пост-модернистском понимании, уже признанных и авторитетных фигур контемпорари движения (Марк Куинн) и появление новых молодых авторов, которые с самого начала служат созданию безличных мемов картунизма без амбиции стать автором.

ПОСЛЕСЛОВИЕ
Всем желающим понять, что такое картунизм этой статьи будет недостаточно, но разговор об этом новом большом стиле начинать необходимо.
Александр Луфер. СПб. 10.10.2010

искусство

Previous post Next post
Up