На днях дочитала книгу Э.М.Ремарка «Гэм». Она оказалась одной из тех редчайших книг, на которые мне захотелось прочитать критику, настолько неоднозначные эмоции она у меня вызвала. Критику почитать не получилось, либо Интернет оказался не всемогущ =) либо я плохо искала. Так что, обойдемся без мнения великих умов.
Для начала, чтобы было понятно, о чем книга, приведу цитату из статьи Катерины Нистратовой: «Героиня книги - молодая женщина неописуемой красоты, заключающей в себе, надо догадываться, не столько правильность черт, сколько бездну обаяния. В сей бездне неизменно тонут все, кто только ни подвернется ей на дороге, тонут мгновенно и безропотно, ибо бездна сладка. Жизнь ее, подчиненная мистическому закону, разворачивается независимо ни от чего и ни от кого. Она переезжает с места на место, из Луксора в Париж, из Парижа в Сингапур, следуя странному зову судьбы, по велению необъяснимой интуиции. Ее невозможно удержать, ею невозможно владеть, ее любовь - внезапно вспыхивающее и неожиданно потухающее пламя, обусловленное влечением ко всему внезапному, неординарному, необычайному. Рок, тайна, безумная страсть-борьба, непонятность и отторжение обывательским миром - в фигуре Гэм наличествует полный набор качеств настоящего романтического героя. Никакой мировой войны с ее окопами, разрушающими идеалы, еще как будто не случилось. Не книга - мечта. Греза! Сладостное наваждение!
Она и написана так, словно из отдельных нитей плелось волшебное кружево. Импрессионистические мазки на холсте: случайные диалоги, событья, поступки, размышления, неожиданные пейзажи. Солнечные блики на воде, дрожание ветра на занавесках, неописуемые ощущения, и все это - немота. Немота как невозможность передать, рассказать, поведать, немота как единственный способ указания на завораживающую и в тот же миг исчезающую красоту. Роман производит впечатление хрупкой, антикварной вещицы, тщательно и со вкусом стилизованной под еще более древнюю старину».
А теперь собственно об эмоциях. Есть мнение, что в этом произведении Ремарк сам на себя не похож. Сначала мне тоже так показалось, но потом… Да, тематика другая, меньше диалогов, больше описаний. Но и между строк и в словах присутствует ТОТ САМЫЙ многими любимый Ремарк. Еще одно объяснение «непохожести» то, что «Гэм» раннее произведение автора.
Понравилось или не понравилось? Ответа пока не знаю. Видно в неподходящее время книга попалась мне в руки. Вместо размышлений меня частенько клонило в сон. Но все-таки, некоторые моменты мимо сознания не ускользнули. Люди, запертые в клетке собственной жизни, сама жизнь, теплящаяся даже в самых маленьких созданиях этого мира. И свобода. Свобода. Свобода. Возможность наблюдать, возможность ехать на встречу неизвестности, приключениям, новым местам, новым людям.
Свобода. Но, тем не менее, свобода, которая не приемлет одиночества. На протяжении всей книги идут искания… Вот, Гэм ощутила потребность стать матерью. Вот Она нашла и потеряла СВОЕГО мужчину. В конце Гэм обрела себя. Казалось бы, все, но последние слова книги такие: «Ей показалось, что кто-то рядом произнес: я начинаю…я готов…»