Твердыня над Днепром

Sep 13, 2018 09:35


К.Добросердов || « Известия» №217, 13 сентября 1941 года

СЕГОДНЯ В ГАЗЕТЕ: ПЕРВАЯ СТРАНИЦА. Указ Президиума Верховного Совета СССР. От Советского Информбюро. Говорит Киев. Радиопередача из столицы Украины. В последний час. ВТОРАЯ СТРАНИЦА. На фронтах великой отечественной войны. К.ДОБРОСЕРДОВ. Твердыня над Днепром. А.БУЛГАКОВ, В.АНТОНОВ. За отступающим врагом. М.ГОРДОН, Г.МИШУЛОВИН. Летчики - защитники Ленинграда. Г.ФИШ. Смерть героя. Н.ВИРТА. Пленные. С.ГАЛЫШЕВ. Лейтенант Чватов. ТРЕТЬЯ СТРАНИЦА. Л.ГЕРМАН. «Философия» немецко-фашистских мерзавцев. Л.МАРИЕНБАХ. Могучие производственные резервы. А.СЛАВУТСКИЙ. Они будут тысячниками! ЧЕТВЕРТАЯ СТРАНИЦА. На очередной пресс-конференции иностранных корреспондентов. Плоды войны для «союзников» гитлеровских бандитов. Самоубийства на почве голода в Германии. Представитель Рузвельта на Дальнем Востоке. Борьба с деятельностью нацистских агентов в Латинской Америке.

# Все статьи за 13 сентября 1941 года.




Овладеть Киевом - заветное желание фашистов. Гитлер в начале войны хвастливо заявил, что уже через десять дней он будет в Киеве. Не раз менялись эти сроки, назначались новые. Геббельсовские лгунишки об'явили на весь свет о готовящемся параде немецких частей на Софиевской площади. А Киев попрежнему стоит незыблемой большевистской твердыней над Днепром. Все планы Гитлера и германского командования разбились о героическое, все возрастающее сопротивление наших частей.

Гитлеровским ордам удалось прорваться на подступы к Киеву. Здесь они были остановлены. Почти два месяца, героически защищая прекрасную столицу Украины, доблестные части Красной Армии и вооруженные трудящиеся - ополченцы отражают яростные атаки врага. На подступах к городу гитлеровцы понесли и несут огромные потери.

Немецкое командование вводит в бой все новые силы, бросает на штурм Киева свои лучшие, отборные части, концентрирует огромное количество техники - танков, артиллерии, минометов. Но все атаки гитлеровцев отражаются. Противник снова и снова откатывается назад, расшибая себе лоб о стойкость и упорство нашей обороны.

Особенно упорные бои на подступах к городу происходили между 8 и 14 августа. Потеряв за месяц боев под Киевом лучшие полки, фашисты бросили на помощь своим обескровленным 44-й и 95-й дивизиям свежие дивизии - 71-ю и 299-ю. Сосредоточив на небольшом участке много пехоты и техники, немцы ринулись в атаку. Пользуясь превосходством сил, им удалось потеснить наши части и прорваться к самой окраине города, к Сталинке. Они заняли также одну из господствующих над городом высот - Голосеевский лес.

Но рано торжествовали враги! Быстро перегруппировавшись, подведя к опасному участку артиллерию, наши части стремительной, мощной контратакой выбили немцев с занятых ими позиций, отогнали их снова от города и закрепились на оборонительных рубежах.

В этих боях фашисты потеряли тысячи убитых и раненых. Наши доблестные пехотинцы, прекрасно действовавшая артиллерия добили 95-ю и 44-ю и наголову разгромили недавно введенные в бой 71-ю и 299-ю немецкие пехотные дивизии. Эти дивизии потеряли под городом 70-80 процентов своего состава. От многих полков остались только номера.

О мощи наших ударов, об огромной потере живой силы противника свидетельствуют многочисленные документы немецких штабов, материалы опроса пленных, а также письма, найденные у убитых и раненых немецких солдат.

У унтер-офицера Гуделя, например, был обнаружен дневник. С похвальной аккуратностью унтер-офицер вел записи потерь подразделения, в котором он служит. Дневник пестрит фамилиями убитых. За несколько дней из подразделения выбыли майор Шехт, лейтенанты Вольф, Клейн, Гайн, унтер-офицер Линднер, ефрейторы Миллер, Ут, Котица, стрелки Буцгольц, Томас и многие другие. О колоссальной убыли в живой силе противника свидетельствуют и записи в дневнике солдата Бернарда Шмидта, и показания пленных Кирхенштайнера, Ландгребе, Зюдгельтера.

Большие потери привели к резкому понижению морального состояния немецких частей. Недавно, например, нашим частям сдались в плен 73 солдата 280-го пехотного полка 95-й немецкой дивизии. Перед сдачей в плен они убили своего ротного командира обер-лейтенанта Вильгельма Шмидта. Почти все пленные показали, что они устали от войны, с ужасом ждут надвигающейся зимы и не верят в возможность победы гитлеровцев над Советским Союзом.

Истекая кровью, убедившись в тщетности своих попыток захватить город лобовой атакой, немецкие части перешли к обороне. Но бои на подступах к городу не стихают ни на минуту. Редкая ночь проходит без попыток противника просочиться на том или ином участке. Наши части не дают покоя и отдыха врагу, проводя активные разведывательные действия, всегда заканчивающиеся приводом пленных, захватом оружия, боеприпасов и ценных документов.

Активность наших разведчиков за последнее время нагнала страх на врага. Этим, в частности, об'ясняется и то обстоятельство, что в ночное время немцы зачастую открывают беспорядочный огонь, подбадривая этим себя. Но эта трескотня не производит уже никакого действия на наших бойцов.

Упорство нашего сопротивления, мощь нашей обороны крепнут с каждым днем. Силами бойцов и населения мы создали прочные оборонительные рубежи, о которые ломают себе зубы гитлеровские полки. Каждая высотка, каждая роща, каждая лощинка превращены в неприступные барьеры. Каждая улица в самом городе стала крепостью. На помощь пришли инициатива и сметка киевлян. Инженеры и техники, рабочие и работницы киевских предприятий помогают нам укреплять подступы к столице, создавая оригинальные виды укреплений.

Грудью отстаивают наши бойцы прекрасный Киев от озверелых хищников. В жестокой схватке с фашистскими ордами бойцы, командиры и политработники не щадят себя.

Стрелковые части полковника Потехина и полковника Горшкова проявили несгибаемое мужество. О майоре Починок, о старшем политруке Рублинском, о лейтенантах Шакотько, Манусевиче, Прядченко, о многих и многих бойцах и командирах киевляне говорят с любовью и благодарностью.

В разгроме гитлеровских полчищ на подступах к Киеву особенно отличились артиллерийские части Болобанова, Кудлая, Перепелицына. Они не оставляют без внимания малейшее передвижение в стане врага, малейшие признаки сосредоточения сил противника на том или ином участке. Метким огнем артиллеристы громят фашистов, проявляя мужество, доблесть и героизм.

Можно привести бесчисленное количество примеров отваги артиллеристов. В грозные дни боев с 8 по 14 августа командир противотанковой батареи капитан Лысенко прямой наводкой с открытых позиций расстреливал наседавших фашистов. 14 августа во время контратаки наших частей их продвижению сильно мешала ДЗОТ противника. Капитан Лысенко прямой наводкой разрушил ее, перенес затем огонь на минометные батареи противника и заставил их замолчать. В этих боях капитан Лысенко погиб смертью храбрых.

Командир орудия красноармеец Огарко на протяжении шести дней прямой наводкой расстреливал немецкую пехоту. 14 августа он выкатил орудие к одной из ДЗОТ противника и в лоб разгромил ее.

Командир орудия младший сержант Ахундов в упор осколочными снарядами бил врагов, заставив их бросить окопы и рассеяться. Когда командир взвода, был ранен, Ахундов принял на себя командование и, умело руководя взводом, продолжал громить фашистов.

Артиллеристы стойко защищают родину не только метким огнем, но и штыком. Командир отделения разведки заместитель политрука Сайфулаев всегда добывает очень важные сведения о противнике. Однажды его наблюдательный пункт был окружен врагами. Несмотря на большое превосходство сил немцев, Сайфулаев поднял в атаку находившихся при нем связистов, разведчиков и около двух километров гнал удиравших бандитов.

Надежно прикрывают украинскую столицу наши летчики, славные сталинские соколы. Лучшим доказательством этого является то обстоятельство, что врагу вот уже два месяца не удается прорваться к Киеву и бомбить его. По всей стране прокатилась слава о подвигах Героя Советского Союза младшего лейтенанта Дмитрия Зайцева, старшего политрука Панова, младшего лейтенанта Новожилова, бесстрашных истребителей подразделений капитана Зинкина, старших лейтенантов Шишкина и Семенова. 130 фашистских самолетов сбиты нашей авиацией на подступах к городу. Сотни гитлеровских летчиков распрощались с жизнью на воздушных путях к столице Украины.

Большую помощь пехотным подразделениям оказывают доблестные саперы. На одном из участков фронта противник занимал выгодные позиции на высоте. От лощины, занятой нашими бойцами, до этой высоты было всего 22 метра. Противник успел построить на высоте три ДЗОТ, огнем которых он сильно беспокоил наши части. Высоту нужно было взять во что бы то ни стало. На помощь пришла группа саперов под командованием командира саперной роты Головкина. Они решили сделать подкоп под ДЗОТ'ы. За четверо суток саперы прорыли глубокий ход, подобрались под самые укрепления и заложили под них больше тонны взрывчатых веществ. Укрепления были взорваны. Затем пехотное подразделение лейтенанта Тетеркина штыковой атакой выбило немцев с высоты.

Стальной стеной стоят вокруг украинской столицы славные бойцы Красной Армии. Приказ нашего наркома любимого Сталина - не сдавать Киева врагу - будет выполнен. // Генерал-майор К.Добросердов. ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

________________________________________________
И.Эренбург: Киев* ("Красная звезда", СССР)
Расстрелы в Киеве и Ростове ("Красная звезда", СССР)
П.Степаненко: Что происходит в Киеве* ("Красная звезда", СССР)**
Б.Лапин, 3.Хацревин: Киев в эти дни* ("Красная звезда", СССР)

Газета «Известия» №217 (7593), 13 сентября 1941 года

оккупация Киева, сентябрь 1941, газета «Известия», осень 1941

Previous post Next post
Up