Кремлю нужна "Правда" - Pravda 2.0

May 09, 2009 21:45


Евгений Морозов, ("Foreign Policy", США).


Неспособность Кремля вести эффективную информационную войну в международных СМИ не прошла незамеченной. Именно прошлогодняя война в Южной Осетии выявила, насколько не подготовлены и некомпетентны на самом деле кремлёвские политтехнологи: в то время, как Россия имела подавляющее преимущество на поле боя, она очевидным образом проиграла битву за общественное мнение за рубежом (см. подробную статью в Википедии по информационным аспектам той войны).

Хуже того, Москва все ещё должна понять, в чём состоит «методика обучения» - она не сделала выводов из своих прошлых ошибок. При условии, что это была не первая попытка Кремля в области разрушительного пиар-контроля: дело «Юкоса» и Вторая Чеченская, с её кровавыми террористическими последствиями уже привели в действие механизм высококритичных международных СМИ - можно было подумать, что к настоящему времени Кремлёвские технологи будут знать, как действовать (если не манипулировать) в потоке международных новостей.

Но Кремль не извлек никаких уроков из этих пиар-провалов. На самом деле, кажется, что примером мастерства международных СМИ в современной России может служить Пресс-центр Газпрома, чей пресс-секретарь Сергей Куприянов стал постоянной фигурой на всех российских и международных телеканалах, по крайней мере во время Рождества (Рождество оказалось тем таинственным временем года, когда России нравится пересматривать газовые контракты с соседями). Поскольку рождественское «затишье» - обычно единственный момент в году, когда у меня появляется время, чтобы «в больших дозах» смотреть российское телевидение, я могу подтвердить, что Куприянов так же вездесущ на всех каналах телевидения, как и некоторые из худших российских поп-звёзд. В лучших традициях BBC и CNN.

Но если оставить за скобками Газпром, получается, что Кремль чаще всего проявляет неспособность донести свою версию геополитических событий, в частности, включающим Россию. Запуск « Russia Today», 24-часового англоязычного канала в конце 2005-го, как предполагалось, заполнит этот пробел. Но он пока еще не может составить серьезную конкуренцию таким телеканалам, как «CNN International» или «Aль-Джазира». Выдавая пристрастие к конспирологическим теориями на повседневном уровне, иногда он выглядит телерукой движения Ла Руша, а не серьёзным международным информационным СМИ (возможно также потому, что это единственный новостной канал, который действительно приглашает самого Ла Руша, чтобы тот мог изложить свои тошнотворные «экспертные суждения»). До сих пор «Russia Today» не имел успеха в эффективном представлении точки зрения Кремля - во время международного кризиса, вроде войны в Южной Осетии, международная аудитория (по меньшей мере, рассудительные обозреватели из их среды) имели склонность не уважать освещение «Russia Today» из-за предвзятости, и они обычно в этом правы.

Но Кремлевские политтехнологи, кажется, выучили уроки прошлогодней войны с Грузией. Это единственный способ объяснить недавнее решение российского правительства увеличить затраты на пропаганду - в основном на международном уровне, доведя общие затраты на пропаганду и сопутствующую деятельность до 1,4 миллиарда долларов (на 33% больше, чем в прошлом году). Увеличение финансирования выглядит ещё более поразительным в сфере Интернет-СМИ: их бюджет вырос на невероятные 75%. Кто говорил, что Россия пострадала от финансового кризиса?

________________________________________________________
Почему Ярослав Огнев молчит? (Chelemendik.ru)
Заявление Ярослава Огнева (Live Journal.com)
ИноВещание-2. Перезагрузка (Live Journal.com)
А стоило ли шоу под названием ИноСМИ свеч? ("ИноФорум")




Большая часть денег пойдёт таким кремлёвским информационным бастионам, как «РИА Новости» и «ИТАР-ТАСС» - их бюджет увеличится почти в 2 раза. Оба агентства расширяют своё присутствие в интернете, а это требует больших затрат. Кремль надеется, что их онлайн присутствие будет более глобальным (траектория эволюции ИТАР-ТАСС от телеграфного агентства до платформы веб-версии новостей само по себе замечательно - агентство действует под различными названиями, в различных форматах и при различных политических режимах с 1904 г.).

«ТВ Новости», организация стоящая за вышеупомянутым «Russia Today» телеканалом получит 230 миллионов долларов США (вдвое больше прошлогоднего), львиная доля этих денег пойдёт на диверсификацию международного вещания и запуск новых телеканалов на английском, арабском и испанском. Если вы удивились: «ТВ-Новости» на веб-странице представляется, как «независимая некоммерческая организация» - это всего лишь один из тех случаев, когда деньги покупают независимость (это огромная сумма: начальный бюджет «Russia Today» был всего лишь 30 миллионов долларов США и требовал ещё 60 миллионов в первый год работы). Государственным печатным СМИ, с другой стороны, придется иметь дело с сокращением финансирования на почти 15%. Возможно, Кремль, наконец, осознал, что будущее за интернет-СМИ, а не печатными. Может быть свою роль здесь сыграло решение Медведева окунуться в блогосферу?

Что ещё более удивительно, данное решение было озвучено, когда возникли планы радикальных сокращений почти по всем бюджетным позициям на федеральном и местном уровне: в действительности, российские бюрократы постоянно заняты изобретением дорогостоящих инновационных схем по сокращению расходов. Увеличение затрат на пропаганду, особенно внутри страны, может быть первым сигналом того, что неудовлетворённость общества неизбежна и требует заинтересованности в большей гибкости (я даже ввёл специальный термин, чтобы обозначить возросшее внимание всех правительств к интернетовским политтехнологиям - spinternet).

Просто вложить 1,4 млрд. долларов в долгосрочной перспективе - российское правительство планирует затратить не меньшие средства внутри страны, чтобы создать миллион новых рабочих мест и стимулировать занятость (большая доля в пакете российских мер стимуляции). Другими словами, эта огромная денежная масса, и она заставляет поднять брови, особенно тех, кого просят сделать большие взносы на социальные программы. Это недвусмысленное послание аппаратчикам на местах. Увеличение ассигнований на пропаганду в бюджете может означать, что Кремль готовиться к другой милитаристской кампании на Кавказе и будет отчаянно нуждаться в её глобальной поддержке. И, напротив, это также может означать подготовку к большой волне политического несогласия. вызванного финансовым кризисом, - чтобы охватить всю нацию, и это потребует большего влияния на внутренний общественный дискурс. Мы можем лишь гадать.

С точки зрения Кремля, для этого вряд ли можно было бы выбрать лучшее время. В то время, как большинство коммерческих структур на российском медиа-рынке борются за выживание («Smart Money», один из лучших финансовых журналов, только что объявил о закрытии), а многие другие уже это сделали - подобные денежные суммы наверняка вызовут правильные побуждения у нервничающих журналистов.

Легко понять, почему Кремль так обеспокоен своей неспособностью контролировать общественное мнение в интернете. Интернет-СМИ не являются сильной стороной Кремля - его ранние попытки воспользоваться ими были не очень успешны, большинство провалилось из-за некомпетентного менеджмента или ошибочной стратегии.




Например, в начале года из ИноСМИ, флагманского проекта «РИА Новости», на котором публикуются выборочные переводы зарубежной прессы (зачастую создающие образ исключительно враждебных, предвзятых и некомпетентных западных СМИ), был уволен основатель и владелец сайта Ярослав Огнев. На его место была назначена Мария (так в тексте - прим. ред.) Пустильник, которая получила образование в США и обладает большим опытом работы в СМИ. Это вызвало крайне враждебную реакцию в сообществе ИноСМИ. Сайт, который был одним из самых популярных информационных ресурсов Рунета, быстро пришел в упадок, а наиболее агрессивно настроенные поклонники империи Огнева даже предприняли DDOS-атаки на свой любимый сайт. ИноСМИ все еще работает, однако члены его сообщества покинули ресурс, и понадобится самое настоящее чудо, чтобы вернуть ему его прежний статус.

В случае с ИноСМИ "волевое решение" РИА "Новости" обернулось полным провалом; впрочем, пока неясен ответ на вопрос, поменял ли Огнев место работы по собственной воле - сам он, по крайней мере, так утверждает. В свете текущих событий, это представляется вполне возможным: после того как Огнев превратил ИноСМИ во флагманский проект Рунета, ему поручили вдохнуть новую жизнь в «Голос России» - захиревшую кремлевскую радиокомпанию, вещающую на 32 языках на более 160 стран мира. Главная задача, которую предстоит решить Огневу - максимально расширить и закрепить присутствие "Голоса России" в интернете (ему будет необходимо сделать это «(практически) с нуля», как он сам написал в своём блоге). Учитывая великолепные результаты, которых он добился на ИноСМИ, вполне возможно, он справится и с этой задачей. Тот факт, что Кремль решил прибегнуть к радио (которое в большей или меньшей степени умирает на Западе), чтобы распространить свое «мягкое влияние» на весь земной шар, дает нам некоторое представление о регионах, представляющих возрастающий интерес для российских экспертов-геополитиков: Африка, большая часть Азии и Латинская Америка.

Этот передвижка медиа кадров внутри правительственной медиа-империи демонстрирует, что Кремль достиг значительных успехов в производстве (или переманивании из коммерческих компаний)по меньшей мере дюжины талантливых и интернет-образованных политтехнологов, которые теперь полностью готовы править в интернет- и медиа-империи страны.

Одна такая восходящая звезда - это 32-летний Аскар Туганбаев, который совершил плавный переход с позиции одного из основателей и руководителей RuTube (наиболее популярной русской альтернативы YouTube) в кресло одного из наиболее влиятельных интернет-гуру в государственной медиа-империи. В марте 2008-го Туганбаев получил в своё распоряжение все интернетвещание ВГТРК, российского гигантского медиа-конгломерата, который владеет несколькими телеканалами, радиостанциями и, что более интересно, агентством новостей РИА-Новости. В настоящее время Туганбаев тратит большую часть своего времени курируя деятельность «Бибигона», государственного канал для детей, который сам является очень интересным предприятием, возможно, разработанным для промывки мозгов молодого поколения с ранних лет.




Много уже было сказано о попытках Кремля установить контроль над Живым Журналом (я тоже грешен - спекулировал на эту тему), наиболее важной блоговой платформой в стране. Пока кажется, что его технологии просто не имеют представления, в каком направлении двигаться, что может дать существенные политические преимущества. Итак, пока ЖЖ двигается от одного кремлёвского олигарха к другому, пора обсудить деловую модель, которая могла бы стать действительно устойчивой (компания недавно уволила большую часть персонала и переехала из гламурного и чрезвычайно дорогого московского офиса).

Но даже если SUP (компания стоящая за ЖЖ) не имеет делового чутья, очень полезно использовать её в качестве тренировочной площадки для интернет и медиа управляющих менеджеров, которые могли бы потом пойти и принять участие в Кремлевских проектах. Это, возможно, наиболее важный вклад в российский интернет. Например, Мария Пустильник, уже упомянутый новый менеджер ИноСМИ.Ru , является питомцем SUP, другой питомец также мог бы занять должность в аффилированных Кремлём медиа-компаниях (если пока ещё они тихонько этого не делали).

Все же, прямая государственная поддержка различных онлайн структур является просто наиболее видимой частью тех методов, которыми Кремль пытается манипулировать киберпространством. Из того, что могло бы быть книжным примером классической экономики, наиболее успешными медиа-проектами Кремля до сих пор были организованные и управляемые коммерческие компании, имеющие тесные связи с Кремлём. Эти компании часто привлекают ярких веб-разработчиков, хорошо платят и действительно приспосабливаются к требованиям рынка - в отличии от тяжёлых государственных структур, вроде ВГТРК.

Так, например, появилась новая медиа-империя Константина Рыкова: хозяин коммерчески состоявшихся популярных проектов, от новых сайтов, подобных ВЗГЛЯДу, до интернет-телевидения, подобно Russia.ru (вирусные Russia.ru видео прошли очень ловко во время войны в Грузии; несколькими месяцами позже они нашли отражение в коротком документальном фильме «Война 08.08.08», который также почти мгновенно распространился). Рыков сам сделал очень успешный прорыв от контр-культуры (он один из основателей острого сайта fuck.ru), к создателю политики (уважаемый член Думы - в действительности один из самых молодых), демонстрируя всем вдохновлённым интернет-технологам, что они могут быть очень обеспечены, и финансово и политически, за свою службу стране.

Сочетание усилий Рыкова с новым владением государственными онлайн проектами, управляемыми умными, образованными на Западе, практичными менеджерами, может на самом деле помочь Кремлю установить сильное и глобальное онлайн присутствие. Учитывая проявленные Медведевым личные привязанности ко всем этим цифровым штучкам - от компьютеров Apple до блогов - очень похоже, что мы вскоре увидим новые и чрезвычайно инновационные формы онлайн пропаганды. «Правда» может и умерла, но Pravda 2.0 - в процессе создания.

+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

image You can watch this video on www.livejournal.com



image You can watch this video on www.livejournal.com



+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

image Click to view



+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

image You can watch this video on www.livejournal.com



____________________________________________________
А стоило ли шоу под названием ИноСМИ свеч? ("ИноФорум")
ИноСМИ: история большой и чистой любви ("Финам FM")
Тенденциозность - вопрос статистики ("Russia Today")
Тот самый Карлсон от информации ("Голос России")
ИноСМИ.ру - феномен Рунета? (PodFM.ru)
ИноВещание-2. Перезагрузка (Livejournal.com)
Заявление Ярослава Огнева (Livejournal.com)
Почему Ярослав Огнев молчит? (Chelemendik.ru)
Я.Огнев: У ИноСМИ свой особый путь (REGNUM, Россия)
Читатель ИноСМИ - человек иносмифицированный (BBC, Великобритания)



ИноФорум, 1942, Ярослав Огнев, радио, ИноСМИ, 2009, Интернет, Голос России

Previous post Next post
Up