К.Гофман || «
Красная звезда» №125, 30 мая 1942 года
Мы можем и должны бить и впредь немецко-фашистских захватчиков до полного их истребления, до полного освобождения советской земли от гитлеровских мерзавцев. (ИЗ ПРИКАЗА НАРОДНОГО КОМИССАРА ОБОРОНЫ И.СТАЛИНА).
# Все статьи за
30 мая 1942 года.
Один за другим выступают в последние недели фашистские главари, пытаясь убедить немецкий народ и весь мир в том, что Германия не получила опасных ран в войне против СССР. Поражения на советско-германском фронте они об’ясняют лишь «организационными неполадками» в промышленности, на транспорте и в других звеньях германского военного хозяйства. Германская печать широко раздувает проводимую в настоящее время реорганизацию военной промышленности, всячески стараясь создать впечатление, будто дело идет о «легко устранимых дефектах», а не об органических пороках разболтанной военной машины Гитлера.
Шумиха вокруг проводимых и намечаемых «реформ» имеет прежде всего целью отвлечь внимание масс и «союзников» от растущего в стане Гитлера разброда, вызванного страхом перед неумолимо надвигающейся военной катастрофой. Но как ни изощряется лживая геббельсовская пропаганда, немецкий народ начинает все более отчетливо сознавать, что условия летней кампании 1942 года коренным образом отличаются от 1941 года. Усиливающийся с каждым днем террор гестапо и непрекращающиеся жалобы германской печати на рост «пессимистических настроений» в стране показывают, что все большее число людей в Германии считает неизбежным поражение Гитлера.
Разбойничий «фюрер» и вся немецко-фашистская плутократическая клика стремятся посеять в массах новые иллюзии об усилении военной мощи Германии и о способности гитлеровского руководства выиграть войну. Они хотят заставить немцев поверить, что просчетов больше не будет.
Недавняя речь Геринга была с этой точки зрения особенно примечательна. Фашистский пушечный король, недооценивший, как и все немецкие плутократы и банкиры, силы Красной Армии и производственно-технической мощи Советского Союза, рассчитывавший не только на «молниеносную» победу, но и на «молниеносное» обогащение в СССР, - требует теперь от рабочих напряжения всех сил, чтобы увеличить производство пушек, самолетов, танков. Геринг много говорил о необходимости готовиться к затяжной войне и выбросил лозунг: «Продержаться во что бы то ни стало!» Он доказывал, что нынешний голодный жизненный уровень германского народа может и должен быть еще более снижен. Геринг подчеркнул, что в конечном итоге победа будет зависеть от того, в какой мере удастся форсировать развитие военной промышленности, чтобы не отстать от противников в производстве вооружения.
Новая программа Геринга - это программа мобилизации последних резервов и ресурсов Германии, программа открытой диктатуры военных концернов, окончательно подчиняющих своим интересам всю экономику Германии, а также экономику «союзных» и оккупированных стран. Имперский министр хозяйства Функ следующим образом определил основные линии программы Геринга:
«Новая фаза военного хозяйства характеризуется более резким вмешательством в работу отдельных заводов, сосредоточением производства на наиболее рационализированных предприятиях, перераспределением заказов, сырья и материалов, изменением трудовых методов, упрощением и сокращением количества типов и форм продукции, а также расширением серийного и массового производства. Коренная реорганизация военной промышленности сильно отразится на всем хозяйстве, в частности, на снабжении предприятий сырьем, а также на производстве экспортных товаров. Главенствующая роль военной промышленности требует повсеместной перестройки. Поэтому новая фаза военного хозяйства охватит всю экономику и государственный аппарат».
Фашисты и раньше, как известно, не особенно считались с отдельными предприятиями, не занятыми выполнением военных заказов. Они неоднократно «прочесывали» их с целью высвобождения рабочей силы и сырья для удовлетворения потребностей военных концернов. Теперь по приказу «совета по вооружению», созданного недавно крупнейшими военными концернами для руководства промышленностью, не только отдельные заводы, но и целые отрасли производства могут быть частично или полностью приостановлены на все время войны. Это приведет к окончательному разорению многочисленных мелких и средних предприятий, к концентрации производства в руках небольшого числа империалистических хищников.
Программа Геринга во многих отношениях воспроизводит на расширенной основе пресловутую программу Гинденбурга 1917 года. К тому времени кайзеровская Германия израсходовала такое огромное количество вооружения, что тыл, как писал впоследствии в своих военных мемуарах генерал Людендорф, не успевал выполнять все возраставшие требования фронта. Главная ставка, возглавлявшаяся Гинденбургом и Людендорфом, встревоженная отставанием Германии в производстве вооружения от своих противников, решила взять в свои руки организацию снабжения армии и разработала программу расширения военного производства, поручив ее выполнение Круппу и другим ведущим концернам.
Программа. Гинденбурга вызвала недовольство среди широких масс, в связи с чем ее пришлось несколько раз пересматривать. «Задачей имперского правительства было, - писал Людендорф, - принимать необходимые меры, чтобы программа Гинденбурга не ухудшила общего хозяйственного положения Германии». «Но, - признал он, - нам не удалось предотвратить вакханалию военной спекуляции. Расцвет этой спекуляции чрезвычайно затруднил поддержание духа армии и тыла. Ненормальный рост военных прибылей принес в конечном счете неисчислимый и непоправимый вред».
К таким выводам пришел Людендорф в 1920 году, когда он, отсиживаясь в Швеции в первые месяцы после военного и политического краха кайзеровской Германии, писал свои мемуары. Но в 1917 г. он не был столь дальновиден. Тогда он не выносил ни малейшей критики намеченной программы, считая ее осуществление главным «залогом победы».
Немецкие фашисты, почерпнувшие из арсенала Людендорфа его идеи о тотальной войне, еще в мирное время перевели все хозяйство на военные рельсы. Принятый в 1936 году геринговский «четырехлетний план» создания собственных ресурсов сырья и его заменителей являлся по существу планом мобилизации всей германской промышленности с целью опередить будущих противников в производстве вооружения. Расчеты фашистов оправдались, пока они имели дело с неподготовленными противниками на Западе. Но гитлеровские расчеты провалились в ходе войны против Советского Союза, военный потенциал которого выше германского. К тому же к лету 1942 года по всем основным показателям военного производства Англия и США перегнали Германию.
Программа Геринга изображается немецкой печатью, как некий «спасательный круг». Просчет фашистов заключается в том, что они не в состоянии наполнить этот круг пробкой, как не был в состоянии это сделать и Людендорф в 1917 году. Фашисты вынуждены пользоваться еще в больших размерах, чем Гинденбург и Людендорф, «эрзац-рабочими» и «эрзац-сырьем». Истощение людских резервов, а также сырьевых и топливных ресурсов обрекает новую программу Геринга на неизбежный провал, хотя военные концерны и могут еще некоторое время развиваться подобно злокачественной опухоли, высасывая последние соки из германского народа и народов «союзных» и оккупированных стран.
Сам Геббельс вынужден признать обреченность геринговской программы. В редактируемом им еженедельнике «Дас Рейх» Геббельс пишет 24 мая: «У нас каждый знает, на какие трудности во всех областях наталкивается осуществление большой программы вооружения. Мы не переменимся и принимаем радикальные меры, чтобы обеспечить необходимое. Но мы не строим себе иллюзий, мы считаемся с непреложностью таких фактов, что если, например, нужно строить транспортные суда, то это может происходить за счет сокращения программы строительства военных кораблей; или если на данном отрезке времени нужно увеличить производство танков, то это может быть достигнуто лишь за счет сокращения производства самолетов».
Статья Геббельса, была направлена против программы Рузвельта. Фашистский обер-враль пытался доказать «нереальность» американской программы одновременного развертывания производства вооружений для сухопутных, морских и воздушных сил. Но, увлекшись, Геббельс явно сболтнул лишнее. Желая опорочить программу Рузвельта, он в действительности опорочил программу Геринга. Всем известно, что Германии даже в лучшие времена никогда не удавалось одновременно развертывать в достаточных размерах производство всех видов вооружения. Древние римляне говорили: «Что позволено Юпитеру, то не позволено быку». В положении быка находится именно фашистская Германия, которая вследствие прогрессирующего истощения всех ее ресурсов не может угнаться за невиданным размахом военного производства держав антигитлеровской коалиции.
Красной нитью через программу Геринга проходит не только сырьевой и топливный голод, но и продовольственный кризис. В своей речи Геринг указал на предстоящее в июне новое снижение продовольственных норм Германии, несмотря на то, что в апреле нормы на хлеб, мясо и жиры уже были снижены на 20-25 процентов. Об’ясняя немцам, почему они вместо 2,5 кило хлеба в неделю получают только 2 кило (т.е. около 285 граммов в день), «Кельнише цейтунг» писала в начале апреля: «Глубочайшие изменения в военной обстановке требуют от нас определенных жертв. Впереди - еще большие затруднения».
Между тем в начале войны Геринг говорил немцам: «Если я не могу предотвратить временные нехватки яиц, масла и мяса - насущный хлеб я гарантирую вам целиком и полностью». Теперь тот же Геринг вынужден признать, что на двенадцатом месяце войны против СССР Германия переживает острейший продовольственный кризис. Программа Геринга, помимо всего прочего, является, следовательно, программой голода германского народа.
Весьма показательна в этой связи недавняя отставка фашистского министра земледелия и продовольствия Дарре, занимавшего бессменно этот пост в течение свыше 9 лет. Дарре предоставлен «бессрочный отпуск» по требованию «совета по вооружению». Чем же не угодил Дарре промышленным магнатам?
Промышленники, учитывая усиливающийся кризис с рабочей силой, вызванный огромными людскими потерями на фронте, уже давно требовали проведения в сельском хозяйстве такой же жесткой «рационализации», как и в промышленности. Ставя задачей обеспечить в первую очередь рабочей силой крупные поместья, дающие наибольший выход товарной продукции, владельцы военных концернов, являющиеся одновременно и крупнейшими помещиками, претендуют на установление своего контроля над распределением рабочей силы в сельском хозяйстве. Между тем фашистское министерство земледелия и сам Дарре - автор аграрной реформы, выразившейся в создании кулацких хозяйств, - не могли игнорировать требования на рабочую силу и со стороны этих хозяйств.
Борьба за рабочую силу между крупнейшими капиталистами и помещиками, с одной стороны, и новоявленной фашистской т.н. «земельной аристократией» (по терминологии Дарре - «дворянство крови и земли») с другой, кончилась поражением последней. Нарастание трудностей в сельском хозяйстве заставило и здесь магнатов капитала отказаться от мишуры фашистской демагогии с «дворянством крови и земли» и утвердить свою главенствующую роль в проведении «аграрной рационализации».
Неудивительно, что в условиях нарастающих кризисных явлений германская деревня становится таким же очагом недовольства, как и город. Если в промышленных центрах Германии рабочие начинают прибегать к стачкам, то в сельских местностях отмечается рост саботажа поставок зерна и других сельскохозяйственных товаров государству. Недавно германское информационное бюро опубликовало сообщение министерства продовольствия, в котором говорилось, что крестьяне саботируют поставки государству зерна из прошлогоднего урожая. Фашистские власти потребовали сдачи всего зерна к 15 мая, угрожая в противном случае применить «крайние меры».
В иностранную печать все чаще проникают сведения о деятельности тайных крестьянских комитетов, призывающих не сдавать продуктов гитлеровскому правительству. Даже в Баварии, которую гитлеровцы всегда рассматривали как свой самый надежный оплот, действует тайный боевой антигитлеровский крестьянский «Союз башмака». Он назван так в память освободительной борьбы немецких крестьян в XVI веке.
Не подлежит сомнению, что осуществление программы Геринга приведет к полному разорению и обнищанию широких масс, к дальнейшему обострению всех внутренних противоречий Германии и ускорит крах гитлеровского режима. Но этот крах не произойдет автоматически. Решающее значение будет иметь дальнейшее развитие наступления Красной Армии и об’единение усилий всех свободолюбивых народов для скорейшего военного разгрома гитлеровской Германии. //
К.Гофман.
****************************************************************************************************************
ПРОГРАММА ГЕРИНГА.
Рис. Б.Ефимова.
________________________________________________________
И.Эренбург:
Олухи ("Красная звезда", СССР)
Л.Гатовский:
Политика, спасшая Родину ("Красная звезда", СССР)
Изменения в офицерском и рядовом составе немецко-фашистской армии ("Красная звезда", СССР)
Газета «Красная Звезда» №125 (5189), 30 мая 1942 года