В.Каверин || «
Известия» №185, 7 августа 1941 года
СЕГОДНЯ В ГАЗЕТЕ: Указы Президиума Верховного Совета СССР. От Советского Информбюро. ВТОРАЯ СТРАНИЦА. Опровержение ТАСС. И.ЗВАВИЧ. Людские ресурсы Германии. С.ЗИМИН. Чабан Горяинов. А.КАБАНОВ. Такого урожая не помнят даже старики. Дела и мысли советских патриотов. В фонд обороны родины. ТРЕТЬЯ СТРАНИЦА. На фронтах великой отечественной войны. В.САЯНОВ. Небо Ленинграда. В.АНТОНОВ, А.БУЛГАКОВ. По дорогам войны. И.ОСИПОВ. В бессонные ночи. В.КАВЕРИН. Трое. ЧЕТВЕРТАЯ СТРАНИЦА. Заявление тов. Уманского представителям печати. Беседа Хэлла с журналистами. Огромные потери немцев на восточном фронте. Германский ультиматум правительству Виши. Беззастенчивое ограбление сельского хозяйства Венгрии.
# Все статьи за
7 августа 1941 года.
Это были трое простых советских людей, о которых можно было только сказать, что они дружны между собой и знают свое дело. Впрочем, дружны были только Куликов и Чеберда, а третий - штурман Жилин лишь недавно, накануне войны, появился в эскадрилье.
И вот в один прекрасный день эти трое людей на
хорошем советском бомбардировщике отправились туда, куда им было приказано. То, что им было приказано, они сделали на «отлично» - от вражеского об'екта остались одни обуглившиеся обломки. Набрав высоту, самолет возвращался на базу. Дело шло хорошо, но вот Куликов доложил, что слева появились два немецких истребителя. Два истребителя против одного бомбардировщика! Неравные силы. Но Чеберда решил принять бой. «Мессершмитты» раз зашли в хвост бомбардировщику, - не вышло. Зашли еще раз, - и снова не вышло. Куликов, умело поймав цель, нажал гашетки пулемета. Один из «Мессершмиттов», видимо, получил то, что ему полагалось, потому что он вдруг вспыхнул и рухнул вниз.
Потом наши летчики занялись вторым «Мессершмиттом», который оказался увертливее и злее первого. Не выдержав огня, он сперва отошел, потом опять бросился в атаку. Хотел ли он отомстить, или предчувствие близкого конца придало ему смелости, но на этот раз он атаковал более удачно. Правая плоскость советского самолета была повреждена. Еще через несколько минут вышла из строя радиостанция, заклинило левый мотор. «Мессершмитту удалось зайти в хвост, и бомбардировщик стал терять высоту. Что делать?
Выход был только один - открыть огонь через стабилизатор, т.-е., попросту говоря, пробить хвост собственного самолета. Это было рискованно. Но Куликов сделал это, и второй «Мессершмитт» свалился на крыло, загорелся и стал падать в море. Скатертью дорога! Теперь пора было подумать и о возвращении домой.
Самолет, как решето, был продырявлен пулями во всех направлениях. От хвоста осталось одно воспоминание. Четверть правой плоскости отвалилась. Внизу было море, а до родных берегов - миль сто, а может быть, и больше. Самолет не слушался управления и с каждой минутой терял высоту.
- 250 метров, - доложил Жилин.
Чеберда кивнул головой.
- 200 метров.
Самолет шел вперед.
- 170 метров. 70 метров. 20...
Очевидно, это был конец. Чеберда выключил мотор, и машина тяжело села в воду. Она утонула ровно через полторы минуты. Но за это время летчики успели выбраться, захватив с собой резиновую шлюпку.
Одни в море, далеко от берега, после долгого утомительного боя, они не растерялись и не пали духом. Чеберда приказал развернуть шлюпку, но штурман доложил, что утонул надувной шланг и унесено весло.
- Надувать ртом!
В меховых комбинезонах больше нельзя было держаться на воде, - люди сбросили их. Сбросили обувь. Они поочереди надували шлюпку, стараясь набрать как можно больше воздуха в легкие и время от времени ложась на спину, чтобы отдохнуть.
Когда начало темнеть, шлюпка была надута. Они влезли в нее и легли.
В каком направлении грести? Штурман определил это по звездам. Чем грести? Ответ был прост: руками.
Всю ночь они гребли, и это было мучительно трудно, потому что в надувной шлюпке глубокие сиденья и грести руками сидя было почти невозможно. Гребли, лежа на бортах, с трудом сохраняя равновесие. Гребли, обливаясь потом, хотя ночью стало прохладно. Гребли, голодные и усталые, не чувствуя онемевших, воспаленных рук.
Вероятно, они прошли за ночь три или четыре мили. Полная луна стояла над морем, и одно время они шли вдоль продольной золотой полосы, - почему-то казалось, что по этой лунной дороге они скорее доберутся до родных берегов.
Рассматривая раненую во время боя и раз'еденную морской солью руку, Жилин пробормотал:
- Ну, товарищи, мы это Гитлеру припомним!
Это была ночь, когда они еще шутили. Потом наступил день, тихий, жаркий, безветренный день, и они поняли, что впереди еще много таких же тихих дней при ясном небе и полном штиле на море. В общем можно было жить, если бы так не томила жажда. Но нужно было жить, несмотря на жажду, голод и усталость. Нужно было жить и не только жить, но действовать, т.-е. итти вперед во что бы то ни стало.
После полудня подул ветерок, и Жилин предложил сделать парус. Один из синих комбинезонов был разорван вдоль и связан, как парус. Жилин и Чеберда стали по бортам и растянули его поперек шлюпки. Ветер наполнил парус, и шлюпка пошла быстрее.
Это были самые лучшие часы - от полудня до захода солнца. Есть уже почти не хотелось. Трудно было только стоять, сохраняя равновесие и стараясь поймать как можно больше ветра в дырявый самодельный парус. Они менялись. Потом стали держать парус сидя, потом снова стоя. Но они двигались, двигались! По расчетам Жилина, они прошли уже миль двадцать.
Но перед заходом солнца ветер упал. В той жизни, которую летчики вели уже в продолжение тридцати шести часов, это было несчастье, страшнее которого ничего нельзя было себе представить. Ветер упал, и шлюпка остановилась. Снова нужно было грести руками - из'еденными морской солью, распухшими, горящими, как в огне, руками.
Но есть сила воли, которая преодолевает любые страдания. Чеберда приказал - двадцать минут грести и полчаса отдыхать. Это ничего не меняло, но это внесло какой-то порядок в их мучительные усилия.
Когда ночью снова подул слабый ветерок, Чеберда стоял на коленях, держа парус. Шлюпка двинулась вперед.
Так наступил третий день. Ветер окреп, и они по очереди вставали на ноги, заменяя собой парус. Держать его они были не в силах. Да он был и не нужен теперь! Ветер окреп, и шлюпка ходко пошла вперед.
Сколько раз смотрели они в заветную сторону, где их ждали друзья. Да полно, ждут ли их? Должно быть, давно считают погибшими, - ведь прошло трое суток, как они покинули базу.
День прошел, и ветер, о котором так страстно мечтали летчики, стал свежеть и свежеть. Шлюпку заливало. Она могла опрокинуться. Нужно было вычерпывать воду. Именно в эту минуту Чеберда увидел вдалеке тонкую полоску, похожую на аккуратный мазок кистью по голубому полю. Это могла быть земля. А если нет?
Это была земля! Но до нее было еще далеко. Теперь они гребли десять минут и час отдыхали. Потом только пять минут. Куликов предложил добраться до берега вплавь, но это была бы верная смерть, а командир велел жить и бороться. Всю ночь они шли в каких-нибудь 80-100 метрах от берега, и прибрежные волны то подносили их к берегу, то отталкивали обратно. Лишь под утро наш разведчик, возвращавшийся на свою базу, заметил шлюпку. Одновременно ее заметили с берега и уже готовились выйти на помощь. Разведчик сел на воду, подрулил к шлюпке. Через несколько минут трое летчиков были на борту самолета. А через несколько дней они снова вылетели туда, куда им было приказано. И то, что им было приказано, снова было сделано на «отлично».
Что спасло их? Что поддерживало в них силу? В чем источник этой стойкости, этого мужества? В несгибаемой силе советского народа - смелого и умного, упорного и находчивого, народа, который победит. //
В.Каверин. 6 августа.
***********************************************************************************************
В ДЕЙСТВУЮЩЕЙ КРАСНОЙ АРМИИ. Мужественно и самоотверженно работают врачи N-ской санитарной части. В трудных условиях, под огнем врага они проявляют исключительную заботу о раненых. На снимке (слева направо) - военврачи 3-го ранга М.А.Зайцев, Н.Л.Бугаева и И.В.Щелковский.
Фото М.Рыжака (ТАСС).
________________________________________________
Л.Дубровицкий:
Захваченная почта ("Известия", СССР)
И.Уткин:
Как они попадают в плен ("Известия", СССР)
Э.Виленский:
Воровских дел мастера ("Известия", СССР)**
Е.Кригер:
Разговор с пленными немцами ("Известия", СССР)**
Газета «Известия» №185 (7561), 7 августа 1941 года