А.Яновский || «
Красная звезда» №12, 15 января 1943 года
Наступление наших войск продолжается. 14 января на Северном Кавказе наши войска овладели районным центром Суворовская, крупными населенными пунктами Гражданский 1-й, Ново-Сунженская, Сотниковское и железнодорожной станцией Суворовская..
# Все статьи за
15 января 1943 года.
Фашистские главари Италии и их официозные борзописцы и радиокомментаторы за последнее время усиленно специализируются на всевозможных «опровержениях». Чуть ли не каждый день они «опровергают», что английские воздушные налеты вызвали полный развал в Северной Италии, что народ устал от войны и настоятельно требует мира, что хозяйские замашки вездесущих немцев начинают выводить из терпения даже видавших виды подданных «дуче» и т. д. и т. п. Необходимость в подобных опровержениях сама по себе говорит о неблагополучии в фашистском тылу. Об этом свидетельствует и ряд других признаков.
Римские правители не случайно издали именно сейчас постановление, предусматривающее смертную казнь за проступки, до сих пор каравшиеся лишь тюремным заключением. Одновременно римский специальный трибунал стал развивать активность, явно превышающую его обычные далеко не низкие нормы. Не так давно было опубликовано официальное сообщение о процессе целой группы итальянцев и о вынесенных смертных приговорах, которые в тот же день были приведены в исполнение. Можно не сомневаться, что такого рода официальные сообщения далеко не исчерпывают фактического количества подобных расправ.
Туринская газета «Стампа» указывает на необходимость «следить в оба за всеми сомневающимися и за теми, которые хотят использовать создавшиеся обстановку». Газета сигнализирует о росте количества подпольных антифашистских радиостанций в Италии.
Генеральный секретарь фашистской партии Видуссони недавно созвал экстренное совещание префектов провинций. По словам органа Муссолини «Пополо д'Италиа», совещание было вызвано «необходимостью усилить борьбу с врагами фашизма внутри страны».
Фашистские власти сегодня отменяют то, что требовали вчера. 2 декабря сам «дуче» горячо заклинал население больших городов срочно эвакуироваться в сельские местности, дабы не затруднять властям борьбу с последствиями английских воздушных налетов. Но уже спустя несколько дней итальянская пресса опубликовала за подписью Муссолини постановление о переводе всей промышленности на военное положение и о предании полевому суду каждого рабочего, покидающего работу в целях эвакуации. Массовое бегство населения из городов приняло размеры, которых власти не предвидели.
События в Северной Африке заставили итальянцев пересмотреть немало «непреложных истин». Фашистская пропаганда в течение всей войны усматривала один из своих главных козырей в непомерно раздуваемых ею потерях английского и американского судоходства. Римские борзописцы и радиокомментаторы в свое время несколько опрометчиво поторопились внушить населению уверенность, что союзники лишились всякой возможности перебросить крупные войсковые силы морем и что, следовательно, Италия вполне застрахована от прямых ударов противника. В этих условиях весть о высадке десятков тысяч английских и американских солдат на северо-африканском побережье подействовала, как удар грома среди ясного неба. Тем не менее военно-морские власти и фашистские пропагандисты продолжают с тупым усердием смаковать «успехи» подводного флота «оси Рим-Берлин». Но, как жалуется миланская «Коррьере делла сера», «публика совершенно перестала интересоваться цифрами англо-американских потерь на море и даже утверждает, что они не имеют никакого значения для исхода войны».
Пропагандистский аппарат итальянского фашизма, бестолково суетящийся и охваченный непреодолимой нервозностью, по существу ведет борьбу с ветряными мельницами. Все попытки подогреть веру в победу «оси» бьют мимо цели. Многие итальянцы думают сейчас не об исходе войны, который они уже считают предрешенным, а о возможности быстрейшего выхода Италии из войны. Когда итальянский король посетил Геную после очередной разрушительной бомбежки и население встретило его возгласами с требованием немедленного заключения мира, представители местной власти были в связи с этим смещены со своих должностей. Но эти административные перетасовки, как и римские приговоры, едва ли помогут разрядить обстановку.
Хаос, возникший сейчас в Северной Италии, больно ударил по двум особенно уязвимым местам фашистской экономики - по продовольственному снабжению населения и по устойчивости лиры.
Министру сельского хозяйства Порески пришлось на-днях расширить тематику «опровержений». Он счел нужным ополчиться против «злостных слухов» о дальнейшем катастрофическом росте продовольственных затруднений и пытался заверить итальянцев, что им не придется голодать.
Что же касается валютной проблемы, то даже фашистский финансовый эксперт де-Стефани в своей очередной статье в «Стампа» дал весьма неутешительную для правительства картину. Он не счел возможным отрицать ни финансовой паники среди населения, ни инфляционистских мероприятий властей. Де-Стефани утверждает, что если бы вклады изымались из банков и сберегательных касс только в размерах, вытекающих из возросших потребностей в деньгах в связи с эвакуацией, то наличных запасов денежных знаков вполне хватило бы. Однако, добавляет он, фактические масштабы из’ятий вышли далеко за эти рамки, и в результате понадобилось выпустить большое количество дополнительных бумажных денег.
Весьма показательно также, что по официальному римскому сообщению, так называемые «абиссинские банкноты», до сих пор имевшие хождение только в колониальных владениях Италии, недавно были пущены в оборот и на территории самой метрополии. Фашистскому правительству приходится опрокидывать все прежние устои своей финансовой политики.
Усиление голода, рост дороговизны, обесценение лиры не только дают дополнительный толчок всеобщему недовольству в стране, но сверх того наносят новый сильнейший удар по личному престижу Муссолини. Официальная пропаганда, стараясь создать ему рекламу, годами спекулировала на его так называемых успехах в «битве за зерно» и в «битве за лиру» (т. е. в увеличении производства пшеницы и в закреплении устойчивости итальянской валюты). Ныне эта фикция провалилась с таким треском, что услужливым римским борзописцам едва ли удастся снова вдохнуть в нее искусственную жизнь. «Дуче», этот великий мастер поражений, показал, что он умеет терять битвы не только на полях сражений, но и на нивах Италии и в кабинетах ее казначейства.
Северная Италия - это сердце всей экономической и финансовой жизни страны - представляет сейчас весьма печальное зрелище. Но и южная часть страны, - в особенности Сицилия, - ставит перед фашистскими властями не менее тревожные проблемы. Редактор органа Чиано ливорнской газеты «Телеграфо» Джованни Ансальдо недавно открыто заявил в одном из своих радиовыступлений, что «войска противника в Северной Африке угрожают нашим берегам». Английские источники сообщают о посылке военных подкреплений (в том числе, конечно, германских специальных отрядов) в Сицилию, об инспекционных осмотрах ее укреплений и пр. Генеральный секретарь фашистской партии Видуссони в экстренном порядке совершил поездку по этому острову, останавливался в его важнейших центрах, подолгу беседовал с местными фашистскими чиновниками. Венгерский официоз «Пестер ллойд», всегда проявлявший особую нежность к режиму чернорубашечников, в письме из Рима дал весьма недвусмысленные комментарии к этой поездке.
«Надвигающаяся зима и приближение передовой линии огня к самой Италии, - писала газета, - требуют от фашистской партии более жесткой организации на внутреннем фронте. Поездка Видуссони по Сицилии с этой точки зрения весьма показательна. Он внушает местным руководителям, что зоркость и на внешнем фронте и на внутреннем сейчас более необходима, чем когда-либо».
Сицилия по многим причинам доставляет римским правителям много тяжелых забот. Муссолини еще в 1937 г. назвал Сицилию «опорной точкой итальянской империи». Официальные итальянские комментаторы в дальнейшем не раз возвращались к этой фразе. Они поясняли, что «дуче» отвел Сицилии, расположенной столь близко от Туниса, роль трамплина для прыжка во Французскую Северную Африку. Но ход военных событий внес существенную поправку в эти мечтания Муссолини. В настоящее время Сицилия может стать трамплином лишь для англо-американского десанта в Италии.
К тому же и внутриполитическая атмосфера на этом острове особо накалена. Голод и засилие германских гарнизонов, - эти два главных бича итальянского населения, - дают себя чувствовать в Сицилии острее, чем в какой-либо другой части страны. Лондонская «Таймс» еще летом сообщала, что убийства немцев на территории Сицилии стали повседневным явлением. Впрочем, и фашистская печать не в состоянии была отрицать факт «беспорядков» в Сицилии. Римские газеты пытались лишь отыграться на том, что они исходят будто бы от мафии - традиционной бандитской организации острова. Нужды нет, что та же пресса годами твердила о полной и бесследной ликвидации мафии, как об одном из «достижений» фашистского режима.
Видуссони имел таким образом все основания уделить Сицилии специальное внимание. Но «внутренний фронт», о котором писала «Пестер ллойд», охватывает не только этот остров. Он существует в той или иной мере в каждом городе, в каждой деревне Италии. Сейчас даже «Пополо д' Италиа» сочла нужным забить тревогу по поводу угрожающего положения на внутреннем фронте - не менее угрожающего, как подчеркивает газета, нежели ситуация, создавшаяся на военном фронте.
Более того, - далеко не все благополучно даже в рядах самой фашистской партии. Недаром миланская «Коррьере делла сера» недавно с негодованием отмечала, что некоторые чернорубашечники отказываются носить фашистские значки. Руководство сочло нужным подвергнуть партийный аппарат существенной ломке. Недавно было официально об’явлено об обновлении состава центральной директории.
Признания о неблагополучии в фашистских рядах промелькнули не так давно и на страницах «Пополо д'Италиа». «С некоторых пор, - писала газета, - мы замечаем тенденцию делать руководителей козлами отпущения за все, что не клеится, за всё, что не нравится, за всё, что не понято. Иногда сами фашисты обвиняют своих руководителей во всех смертных грехах… Партия кишит такими людьми».
Положение в Италии сильно тревожит и хозяев Муссолини в Берлине. Немцы опасаются, что Италия, а вместе с ней и средиземноморские позиции «оси» могут ускользнуть из их цепких рук. Эти опасения на разные лады отражаются и на страницах германской прессы. Орган Геринга «Национал-цейтунг» не без смущения пишет, что «германо-итальянскому братству по оружию приходится выдерживать тяжелые испытания». «Брюсселер цейтунг» указывает, что «у нас нет оснований приукрашивать положение и не считаться с серьезной угрозой, создавшейся в Италии».
Итальянский народ никогда не испытывал теплых чувств к своим «братьям по оружию». И чем больше гитлеровцы наседали на него, чем беспощаднее они взымали с него дань кровью и заставляли голодать, тем быстрее традиционная неприязнь, унаследованная еще со времен Гарибальди, перерастала в активную ненависть. Немцы держались в Италии, опираясь на Муссолини и его клику, а также на миф о своей «непобедимости» и на свои гарнизоны, размещенные во всех важнейших стратегических пунктах страны. Сейчас почва колеблется под ногами у Муссолини, а действия Красной Армии и операции союзников в Африке окончательно развеяли легенду о «непобедимости» германской армии.
Гитлеровцы еще располагают гарнизонами в Италии и, по английским сведениям, по мере сил укрепляют и укомплектовывают их. Однако дело явно идет к тому, что Италия становится самым слабым местом в гитлеровской системе господства в Западной Европе. // А.Яновский.
***************************************************************************************************************************************
Американская газета о лживой германской пропаганде
НЬЮ-ЙОРК, 14 января. (ТАСС). Газета «Нью-Йорк геральд трибюн» опубликовала статью Уильяма Ширера, который пишет о новом позорном провале гитлеровской пропаганды после начала наступления советских войск. «После того, как русские начали свое контрнаступление, - пишет Ширер, - гитлеровская внутренняя пропаганда и пропаганда для заграницы в замешательстве перескакивала с одной позиции на другую. Сначала она игнорировала заявления русских, затем делала попытки высмеивать их, а потом отрицать. С середины декабря германская пропаганда, которая безнадежно увязла в фантастических противоречиях, попыталась придерживаться иной тактики - хранить молчание относительно войны в Советском Союзе.
Ширер отмечает, что германское верховное командование подражает трюкам Геббельса. «Повидимому, - пишет Ширер, - германское верховное командование может сообщать о ходе военных действий только, когда положение благоприятно для него. В прошлом году оно еще решилось признать занятие Красной Армией некоторых городов. В эту зиму оно ничего не признает. Весьма знаменательно также, что германское командование недавно опубликовало лживые сообщения о военных операциях в пропагандистских целях. Так, например, 4 января в германском коммюнике сообщалось: «Бомбардировщики несколькими волнами совершили налет на Гулль в Англии». По заявлению американских корреспондентов, эти «волны» состояли из двух бомбардировщиков, один из которых был сбит. Должно быть, пишет газета, дела германских генералов уж очень плохи, если они изобретают такие же сказки, какие всегда являлись плодом воображения Геббельса».
★
Американское агентство о достижениях медицинской службы Красной Армии
НЬЮ-ЙОРК, 14 января. (ТАСС). Агентство Ассошиэйтед Пресс опубликовало пространную статью редактора своего научного отдела Блэйксли, который описывает ряд достижений медико-санитарной службы Красной Армии и успехи советских военных хирургов. Автор заявляет, что низкий процент смертности среди раненых в Красной Армии и высокий процент выздоравливающих, возвращающихся на действительную военную службу, является «чудом в области медицины». Автор указывает, что этому «чуду» Советский Союз положил начало еще 20 лет тому назад, когда советское правительство приступило к широкой подготовке медицинских кадров.
____________________________________________
И.Эренбург:
Петушиные перья* ("Красная звезда", СССР)*
Разгром итальянской армии на советско-германском фронте ("Красная звезда", СССР)
Газета «Красная Звезда» №12 (5383), 15 января 1943 года