Красная Армия: как «чистки» сказываются на гигантской военной машине

Feb 22, 2010 03:29


« The Times» (Великобритания).

# Все статьи за 23 февраля 1938 года.




От нашего корреспондента в Риге - 23 февраля отмечается в Советской России как «день рождения» Красной Армии. В нынешнем году, однако, это еще и «круглая дата» - двадцатилетний юбилей декретов, заложивших основу советских вооруженных сил и вновь учредивших в стране воинскую повинность. Подготовка к торжествам по всему СССР началась еще в конце 1937 года: праздничные мероприятия будут куда более масштабными, чем прежде.

По численности российские вооруженные силы занимают первое место в мире. Однако эта армия очень «молода». Помимо гражданской войны, с которой она начала свое существование, Красная Армия участвовала лишь в двух кампаниях - против Польши в 1920 году и против китайцев в Манчжурии в 1929-м. В основном, однако, ее традиции и преобладающие стратегические концепции основаны на опыте гражданской войны, нескольких карательных экспедиций, предпринятых в последующие годы, и подавления восстаний в самом СССР.

Тем не менее в последние годы Красная Армия вызывает в мире больше внимания и интереса, чем вооруженные силы любого другого государства; при этом приписываемые ей достоинства и недостатки определяются скорее политическими взглядами наблюдателей и критиков, чем любыми другими факторами. В результате некоторые преувеличивают ее мощь, а другие считают Красную Армию «эфемерным» образованием, этаким колоссом на глиняных ногах. И в какой-то степени правы и те, и другие.

Десять миллионов резервистов

Армия столь гигантской и богатой страны по определению должна представлять собой грозную военную машину. Ее численность в мирное время составляет около 1500000 человек; кроме того, у России имеется не менее 10.000.000 подготовленных резервистов, а ее людские ресурсы в целом практически неисчерпаемы. Именно благодаря этому правительство Российской империи смогло в годы Первой мировой войны поставить под ружье 16.000.000 человек; эта цифра должна охлаждать пыл даже самых ярых критиков Красной Армии и советского строя.

Последние шесть-семь лет в Красной Армии проходила коренная реформа, реорганизация и переоснащение. Сегодня в ней насчитывается около 100 пехотных дивизий (каждая состоит из трех пехотных и одного артиллерийского полков, танкового и саперного батальона), 30 кавалерийских дивизий (три кавалерийских, один артиллерийский и один танковый полк), трех танковых корпусов (по одному в Московском, Ленинградском военных округах и на Дальнем Востоке) и 10 моторизованных дивизий, оснащенных большим количеством танков (они располагаются на западных границах). Все эти соединения обильно снабжены зенитной и противотанковой артиллерией, оборудованием для газовых атак и средствами химзащиты, а также автотранспортом для артиллерии и пехоты. Добавьте к этому Красные ВВС, и вы получите представление о гигантских масштабах советской военной машины.

Если говорить о техническом оснащении, то Красная Армия располагает примерно 8000 танков и 6000 аэропланов. Как показывает опыт войны в Испании, многие типы этих машин по меньшей мере не уступают зарубежным образцам, а красных летчиков можно назвать одними из самых смелых в мире. В то же время и у критиков, выражающих сомнение в эффективности этой военной машины, если ее противником будет мощная современная армия перворазрядной державы, имеют для этого основания. И особенно много их появилось начиная с весны 1937 года.

Слабость тыла

Одним из главных слабых мест Советского Союза в случае войны станет тыл. Можно ли говорить об устойчивости и надежности тыла в стране, где за последние девять месяцев 31 народный комиссар (так в СССР называют министров в Центре и семи союзных республиках) и более 300 других высокопоставленных чиновников в партийных и государственных органах были арестованы как изменники и вредители, где та же судьба постигла 500 с лишним директоров крупнейших заводов и трестов, где примерно треть руководителей и управленцев на железнодорожном транспорте расстреляли как «врагов народа»?

Но даже если оставить за скобками тыл, каковы шансы на победу в большой войне у армии, потерявшей за те же девять месяцев своих лучших военачальников, несмотря на все заслуги в гражданской войне расстрелянных по надуманным обвинениям в государственной измене? Речь идет не только о группе полководцев во главе с маршалом Тухачевским, осужденных в мае прошлого года; очень многие другие высшие офицеры погибли от рук палача или сами свели счеты с жизнью. В дальнейшем еще сотни и тысячи старших командиров были арестованы или уволены с воинской службы. Своих должностей лишились командующие всеми военными округами, а также начальники московского, киевского гарнизонов и соединений, дислоцированных на Кавказе.

В результате этой жесточайшей «чистки» Красная Армия потеряла больше трети высших офицеров. Сейчас руководство страны, похоже, осознало, какой хаос посеяли в армии эти перетряски, и объявило для уцелевших нечто вроде амнистии; поговаривают даже, что многие из тех, кого изгнали из вооруженных сил в 1937 году, будут возвращены в строй.

Этот удар пришелся по самому слабому звену Красной Армии: при быстром росте общей численности ей всегда не хватало высокообразованных и хорошо подготовленных офицерских кадров. Отчасти это стало результатом нежелания принимать в вооруженные силы молодых людей «сомнительного» в политическом плане происхождения; предпочтение отдавалось неграмотным рабочим и крестьянам, которых после короткого - трех-четырехлетнего обучения - назначали на командные должности в воинских частях, оснащенных сложной современной техникой.

К началу 1937 года из этой «глины» начал вылепляться приемлемый офицерский корпус, но за последние несколько месяцев Красная Армия пережила разгром, какого не испытывала со дня основания. Сегодня, чтобы заполнить бреши, образовавшиеся после гибели старших офицеров, принесенных в жертву политическим задачам «чистки», командирами полков становятся вчерашние старшие лейтенанты и капитаны, не имеющие необходимого опыта.

Сегодня в Красной Армии несомненно имеется немало первоклассных унтер-офицеров и хороших офицеров ротного и батальонного звена, но на уровне полков и дивизий знающих и опытных командиров осталось очень мало. Однако за последние девять месяцев не просто были физически уничтожены многие командные кадры. Сведены к нулю и десять лет борьбы красных офицеров за свои «права» - за свободу от политического контроля при решении чисто военных задач. Сегодня, как и в годы гражданской войны, каждый приказ, каждое принимаемое офицером решение вновь должно получить письменную санкцию политического комиссара - без него любые их распоряжения не будут иметь силы.

Как в этих обстоятельствах офицер Красной Армии - находящийся под подозрением властей, деморализованный арестом вышестоящих начальников и товарищей, оказавшийся под надзором комиссаров, утративший авторитет в глазах собственных подчиненных - сможет в случае войны эффективно командовать, принимать смелые решения и вообще действовать энергично: ведь высшее руководство государства сделало все, чтобы лишить его инициативы и воли? Возникает и другой вопрос: сможет ли он быть уверен в надежности и беспрекословном повиновении своих солдат?

К началу 1937 года у советских вооруженных сил были все предпосылки для превращения за два-три года в одну из сильнейших армий мира, но сегодня этого уже не скажешь. Насколько глубоки раны, нанесенные Красной Армии, показали уже осенние маневры 1937 года. В отличие от таких же учений, проведенных годом раньше, эти маневры прошли «бесцветно» и не вызвали никакого интереса - сказалось отсутствие Тухачевского, умевшего заразить подчиненных своими оригинальными и творческими идеями.

Именно ослаблению Красной Армии, не укрывшемуся от глаз соседей России, мы во многом обязаны характером событий на международной арене, и особенно на Дальнем Востоке, во второй половине прошлого года. Подобно тому, как в 1931 году Япония воспользовалась моментом чрезвычайной слабости России (тогда она была парализована коллективизацией в деревне и вызванными ею потрясениями) для захвата Манчжурии, в 1937 году Токио расширил масштабы военной кампании в Китае, пока Красная Армия покорно подставляла голову под топор сталинского террора.

В наших корреспонденциях уже упоминались имена офицеров высшего ранга, ставших жертвами чистки. Последние изменения, некоторые из которых произошли уже в этом месяце, позволяют предположить, что она еще не завершилась. Из тех, кто сохранил свои посты, маршал Ворошилов - нарком обороны и главнокомандующий - во многом утратил доверие офицерского корпуса, не сумев защитить своих подчиненных. Влияние Ворошилова в партийных и государственных структурах тоже падает. Еще недавно все считали его «наследником» Сталина, а теперь он превратился лишь в «обычного» наркома, и в официальных сообщениях, где перечисляется руководство страны, фамилии Молотова, Кагановича, а часто и Ежова помещаются раньше его имени. Сталин «приставил» к Ворошилову не только Мехлиса - бывшего главного редактора « Правды», назначенного несколько недель назад главой Политуправления Красной Армии, но и второго политического «надзирателя» - Щаденко.

Таким образом, из четырех заместителей наркома обороны двое теперь - политкомиссары, без санкции которых Ворошилов не может и пальцем пошевелить. Его полномочия еще больше урезало недавнее решение о выделении из-под его эгиды флота и создании отдельного Наркомата военно-морских сил во главе с еще одним политкомиссаром - Смирновым. В последние месяцы вокруг Ворошилова постепенно сплетается политическая паутина. Не исключено, что он тоже будет снят со своего поста - или сохранит его, смирившись с ролью простой марионетки.

Несколько лучше выглядят шансы маршала Блюхера - командующего Особой дальневосточной армией. Угроза вторжения японцев в Сибирь пока защищает его лучше, чем партбилет и депутатское кресло в советском парламенте: даже подчиненные Блюхера чувствуют себя в большей безопасности, чем их коллеги в европейской части России - репрессии на Дальнем Востоке проводятся не столь жестко.

Однако офицеры (особенно те, кто не находится под его командованием) наверняка не забыли, что Блюхер входил в состав трибунала, приговорившего к смерти Тухачевского в июне прошлого года. Тем не менее его доброе имя пострадало меньше, чем репутация Ворошилова. К тому же он на восемь лет моложе наркома: Блюхеру нет еще и пятидесяти. [Блюхер умер после пыток в Лефортовской тюрьме в ноябре 1938 года - прим. перев.]

Из военачальников, служащих на западе страны, где дислоцируется основная часть Красной Армии, все большую популярность набирает командующий Киевским военным округом генерал Федько. Этому энергичному и инициативному офицеру - выходцу из крестьянской семьи - всего 40 лет; в старой армии он дослужился до прапорщика, затем участвовал в гражданской войне, и чудом избежал смерти, попав в плен к махновцам. [Командарм Иван Федько был расстрелян в феврале 1939 года - прим. перев.]

Людей столь же выдающихся способностей в высшем командовании Красной Армии наберется немного. Большинство ее старших командиров - бывшие унтер-офицеры Императорской армии, участвовавшие в Великой [первой мировой - прим. перев.] войне. Лишь недавно на высокие посты в ВВС и танковых войсках начали назначать молодых офицеров, не имеющих опыта мирового конфликта и гражданской войны. // Перевод: Максим Коробочкин ©

_____________________________________
Русские азиаты сталкиваются с цивилизацией ("Journal de Genève", Швейцария)
Сталин - человек 1939 года ("Time", США)
Ленин и его Москва ("The New York Times", США)
'Человек года-1938': Адольф Гитлер ("Time", США)
Красная диктатура ("Journal de Genève", Швейцария)
М.Горький: Об армии, рождённой Октябрём ("Правда", СССР)
Военная машина Москвы: все лучшее - армии ("Time", США)
Красная Армия - школа для народа ("The New York Times", США)
Гитлер: У нас не будет места для инородцев ("The Guardian", Великобритания)

Красная армия, «the times», Ворошилов, Вячеслав Молотов, 1938, 23 февраля

Previous post Next post
Up