Л.Огнев || «
Правда» №198, 9 августа 1943 года
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: От Советского Информбюро. Оперативная сводка за 8 августа (1 стр.). Указы Президиума Верховного Совета СССР (1 и 2 стр.). И.Кирюшкин. - Там, где строятся «КВ» и «Т-34» (2 стр.). Н.Воробьев. - На элеваторе (2 стр.). А.Колосов. - Подростки (2 стр.). Л.Толкунов. - В наступлении (3 стр.). Л.Огнев. - Они шли на Курск... (3 стр.). П.Кузнецов. - Ратный день Ибрагима Сулейманова (3 стр.). Налеты нашей авиации на Железнодорожные станции Карачев, Люботин, Мерефа, Основа и аэродромы противника (3 стр.). Я.Макаренко. - Возвращение Василия Рычкина (3 стр.). СТИХИ: Демьян Бедный. Фашистское «сверх-орудие» (3 стр.). В.Перцов. - Мариэтта Шагинян. К 40-летию литературной деятельности (4 стр.). В ВЦСПС и Наркомэлектростанций (4 стр.). Положение в Италии (4 стр.). Военные действия на острове Сицилия (4 стр.). Налеты английской авиации на Милан, Турин и Геную (4 стр.). Антигерманские демонстрации в Плоешти (4 стр.). Напряженное положение в Бельгии (4 стр.). Пулеметы на улицах Парижа (4 стр.). Новое нарушение шведской границы германским самолетом (4 стр.).
# Все статьи за
9 августа 1943 года.
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 8 августа. (Воен. корр. «Правды»). Когда разговариваешь в районе Орла с пленными немцами или знакомишься с их показаниями, то прежде всего обращает на себя внимание подавленное настроение. Лишь некоторые экземпляры гитлеровцев пытаются хорохориться, напыщенно петушатся и заученно плетут об успехах и непоколебимой силе германской армии.
Передо мной лежит толстая папка протоколов опроса попавших в плен гитлеровских вояк, каждая страница полна пессимистических высказываний. Здесь и жалобы на огромные потери, и усталость от затянувшейся войны, и разбитые надежды на военное счастье и жирный пирог победителя, и ужас перед советской артиллерией, авиацией, танками.
Даже в период немецкого наступления на Курск в германской армии не было заметно
особого воодушевления. Обер-фельдфебель штабной батареи 74-го артполка второй немецкой танковой армии Герхард вспоминает:
«Выслушав приказ Гитлера о наступлении, все разошлись молча, многие опустили головы, ибо умирать
никому неохота. Каждый знал, что наступление в России - это не бал-маскарад».
Суровая действительность превзошла самые мрачные предчувствия. Опущенные головы многих десятков тысяч солдат никогда уже не поднялись и навсегда остались на просторах Курской и Орловской земли.
«Наша рота до наступления имела 120 солдат, но уже в первый день боев потеряла 100 человек. На всю роту остался один офицер», - говорит перебежчик солдат 3-й роты 348-го полка 216-й пехотной дивизии С. Военнопленный солдат 5-й роты 18-го полка 6-й пехотной дивизии Эдвир Ренша указывает, что за два дня наступления его дивизия была настолько истощена, что в дальнейших операциях участвовать не смогла.
Красная Армия остановила гитлеровские войска, а затем нанесла им такой удар, от которого немцы до сих пор не могут опомниться. При одном напоминании об этом у пленных хмурятся лица и речь становится сбивчивой и многословной.
«Утром 15 июля русские перешли в наступление. Такого огня я за всю войну не видел, - рассказывает пленный обер-ефрейтор 186-го артполка Ганс Бриль - Нельзя было показаться из щели. Как только утих артогонь, мы хотели бежать, но русские были уже со всех сторон. Я полагаю, что в результате стремительного удара русских от нашей дивизии остался только штаб».
Удар следовал за ударом. На немецкие дивизии, сосредоточенные в районе Орла, обрушилась лавина войск и техники Красной Армии. С неподдельным ужасом рассказывают пленные о массированных налетах советской авиации, о страшных опустошениях, причиняемых артиллерией, о дерзких обходах и штыковых атаках наших пехотинцев. Германские роты, полки и дивизии таяли с каждым днем, несмотря на пополнение, потери продолжали расти. Унтер-офицер 184-го полка 86-й пехотной дивизии Отто Фюрбах свидетельствует, например: «Сейчас в ротах нашего полка осталось по 30 человек, хотя мы получали пополнение. Основные потери полк понес от артиллерийского огня. Во втором батальоне вышли из строя все командиры рот».
О колоссальном уроне, понесенном гитлеровскими войсками, заявляют и все другие пленные. В их показаниях мелькают все новые и новые номера частей и подразделений, либо начисто уничтоженных Красной Армией, либо приведенных в небоеспособное состояние.
Германское командование спешно перебросило в район Орла новые дивизии, снятые с других участков фронта, и резервы, подтянутые из глубины, но и их постигла та же судьба. Тогда в окопы бросили тыловые подразделения, танкистов, оставшихся без танков, артиллеристов. Перебежчик ефрейтор 620-го артдивизиона Отто А. сообщает:
«По дороге из Орла я видел беспрерывный поток поездов с ранеными. Ничего хорошего это мне не сулило. Как только я прибыл на батарею, меня и еще нескольких артиллеристов бросили на передовую в качестве стрелков. Тогда я решил покончить на этом свою военную карьеру».
Не помогли немцам ни подкрепления, ни
хваленые «Тигры», ни авиация. Точные выстрелы советских пушек разнесли на куски веру немецкого солдата в непобедимость танка.
«На «Тигры» наши солдаты
возлагали большие надежды, - показывает унтер-офицер 35-го полка 4-й танковой дивизии Курт Блюме. - Его широко рекламировали. Двадцать раз его фотографии приводились в газетах. На самом деле оказалось, что «Тигр» положения не спасает. У солдат исчезла и эта надежда».
То же положение оказалось и в авиации. Советские самолеты сразу
завоевали господство в воздухе и немилосердно утюжили боевые порядки гитлеровских войск.
Воинственный пыл гитлеровцев гас день ото дня. Оптимизм бесследно улетучился под тяжким молотом нашего наступления.
«Настроение солдат подавленное», - говорит один пленный. «Война надоела каждому», - вторит другой. «В моей роте уцелел один единственный старый фронтовик. - показывает третий, - и каждый новый солдат помнит об этом и дрожит за свою жизнь».
«Да, русская армия стала другой», - печально констатирует четвертый.
Тщетно пытаясь задержать натиск наших войск, гитлеровцы несли все новые потери и начали поспешно отступать, но и отступая, германская армия осталась верной себе - осталась разбойничьей бандой. Она сжигала деревни, взрывала дома в поселках, расстреливала заключенных, угоняла с собой население. //
Л.Огнев.
********************************************************************************************************************
Гвардейская стойкость
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 8 августа. (Спец. корр. ТАСС). Стойко защищали захваченный у немцев опорный пункт гвардейцы подразделения Кузнецова. Закрепившись на отвоёванном рубеже, они немедленно организовали круговую оборону. Артиллеристы окаймили участок огневой полосой.
На рассвете батальон вражеской пехоты под прикрытием танков пытался обойти опорный пункт слева и справа. Гвардейцы встретили врага дружным огнём. Много фашистов было уничтожено.
Немецкие танки прорывались к землянкам. Сержант Василий Горбачев подполз к «Тигру» и двумя гранатами поджёг его. Два немецких танка подбила группа бойцов под командованием старшего лейтенанта Петра Садурина. Не помогали гитлеровцам и «психические атаки». Ведя на ходу огонь, они шли волнами. Первые четыре цепи начисто были скошены автоматным и пулемётным огнём гвардейцев. 5-й и 6-й цепям удалось докатиться до землянок. Гвардейцы, зарывшись в землю, вызвали на себя огонь нашей артиллерии. Разрывы снарядов уничтожали немцев. Осыпанные землёй, герои-гвардейцы поднимались и добивали фашистов штыками.
По приказу командования все участники героической обороны награждены орденами и медалями СССР.
********************************************************************************************************************
Фашистское «сверх-орудие»
Из опилков калачи,
А начинка - враки.
Косят сено на печи
Молотками раки!
Шуточная песенка
Количество русских пленных, захваченных под Орлом, буквально неисчислимо. Берлинское радио.
☆ ☆ ☆
Фашисты в диком изумленьи:
- Что получилося с войной!! -
Солдаты в зимнем настроеньи,
Хоть на дворе и летний зной.
Ах, что все «тигры», «Фердинанды»!
Что все растрёпанные банды
Дивизий битых! Где их пыл?
Они не слушают команды
И поворачивают тыл!
В такой беде от Шпре до Тибра
Вдруг раздалося: - Фёйер! Пли!
Фашисты страшного калибра
Орудие изобрели.
Вот это дуло так уж дуло!
Заряд - в сто сорок три версты!
Когда орудие «пальнуло».
Хватились все за животы.
Всех, даже самых нелюдимых
Людей от смеху растрясло:
Взметнулось «цифр неисчислимых
Неисчислимое число!»
Расходу немцам - на полушку,
А, между тем, какая прыть:
Изобрели такую «пушку».
Что невозможно перекрыть.
Продукт особых «инженеров»!
Немецких армий стóит трёх:
Невероятнейших размеров
Невероятный - САМОБРЁХ!
Демьян БЕДНЫЙ.
________________________________________________
И.Эренбург:
Август || «Красная звезда» №186, 8 августа 1943 года
Е.Кригер:
Люди и «тигры»* || «Известия» №161, 10 июля 1943 года
Б.Галин:
На курской дуге || «Красная звезда» №165, 15 июля 1943 года
А.Платонов:
Земля и небо Курска* || «Красная звезда» №137, 12 июня 1943 года
П.Милованов, Б.Галин:
«Тигры» горят... || «Красная звезда» №160, 9 июля 1943 года
Газета «Правда» №198 (9334), 9 августа 1943 года