Пропагандистское соревнование

Oct 29, 2009 03:17


Уолтер Айзексон (Walter Isaacson), « Time», США.

Статья опубликована 9 марта 1981 года.

Москва наращивает усилия на этом направлении


Днем десятилетний Дипак Кумар из Нью-Дели учится в школе, а по вечерам, чтобы заработать несколько рупий, вычесывает клещей у собак, которых держит живущий по соседству художник-американец. На вопрос своего «работодателя» об успеваемости, Дипак не без гордости отвечает: «Хорошая. По русскому языку я - первый в классе. И еще вот, у меня читательский билет есть». Документ, который он показывает, дает Дипаку право пользоваться библиотекой при советском посольстве. Там есть и детские книжки, и материалы, рассказывающие о жизни в СССР. Такого же доступа к американской литературе у него нет. Чтобы дети могли брать книги в библиотеке американского культурного центра в Нью-Дели, читательские билеты должны оформляться на их родителей. А мать и отец Дипака работают допоздна: у них просто нет времени на посещение центра.

Каждый день Запад и Восток вступают в бой за умы и сердца простых людей всего мира, таких, как Дипак Кумар, его друзья и родители: в бой, где главное оружие - это слова. Сегодня, когда советские войска оккупируют Афганистан и сосредоточиваются на границе с Польшей, чтобы в любой момент нанести удар, Москве приходится прикладывать немало усилий, чтобы объяснить свои действия. И надо сказать, что с этой задачей она - за счет всемеро больших расходов на пропаганду, чем в США, и более искусных, чем когда-либо прежде, методов работы - успешно справляется.

По оценкам Центрального разведывательного управления, СССР ежегодно тратит на разные формы пропагандистской деятельности до 3,3 миллиардов долларов. Речь идет и о чисто пропагандистских структурах, например службе иновещания Московского Радио (700 миллионов долларов), или международной активности по линии КПСС (150 миллионов долларов), а также «косвенной пропаганде», осуществляемой, в частности, информационным агентством ТАСС с бюджетом в 550 миллионов долларов в год, доносящим до зарубежных стран точку зрения Москвы на события в мире. В то же время бюджет Управления международных коммуникаций США (УМК) (U.S. International Communication Agency), руководящего деятельностью «Голоса Америки», системой культурных обменов, продвижением американских фильмов, лекционными программами и иными элементами «публичной дипломатии», составляет всего 448 миллионов долларов. Даже если добавить к этому 87 миллионов долларов, выделяемых радиостанциям «Свобода» и «Свободная Европа», полученная сумма будет намного меньше расходов СССР на пропагандистскую деятельность.

В том, что касается радио, этот диспаритет в финансировании приводит к тому, что американские станции вещают 1818 часов в неделю на 45 языках (в основном на страны Восточной Европы и сам СССР), а советские - 2022 часов в неделю на 82 языках, и охватывают практически все 165 государств мира.

В ходе предвыборной кампании Рональд Рейган упоминал о необходимости наращивать усилия в сфере пропаганды, но нынешней зимой, когда в бюджете «режут» все, что можно, выделения дополнительных средств на эти цели ожидать трудно. Ожидается также, что на этой неделе президент назовет имя нового главы УМК. Фаворитом считается бизнесмен из Калифорнии Чарльз Уик (Charles Wick) - близкий друг президента и сопредседатель оргкомитета его инаугурации.

Советского коллегу Уика зовут Леонид Замятин - он был генеральным директором ТАСС, а ныне возглавляет Отдел международной информации ЦК КПСС, и работает под непосредственным руководством главного идеолога партии Михаила Суслова. ТАСС служит «становым хребтом» советской пропагандистской машины. Однако топорные методы работы агентства порой оборачиваются против него самого. Так, в 1963 г. Советы бесплатно поставили только что созданному кенийскому информационному агентству оборудование для получения материалов ТАСС по телетайпу. Вскоре, однако, кенийцы с помощью этого оборудования начали принимать и материалы британского агентства Reuters. Один кениец, работавший прежде журналистом, рассказывает: ему был предписано соблюдать «паритет» между двумя поставщиками информации, однако тассовские материалы запаздывали по сравнению с Reuters порой не на одни сутки, и когда они приходили, использовать их уже не имело смысла. ЦРУ утверждает, что русские часто стараются внедрить в иностранные вещательные корпорации лояльных по отношению к СССР людей, чтобы они чаще ссылались на сообщения ТАСС.

Это же агентство поставляет и большую часть материалов для Московского Радио - советского эквивалента «Голоса Америки». Последние два года радиостанция «оживляет» эфир, вкрапливая между пересказом длинных передовиц композиции советских джазовых оркестров и рок-групп. В целом, пропагандистские передачи Московского Радио носят более «доброжелательный» характер, чем статьи в печатных изданиях; в частности, радиостанция может привести мнения членов какой-нибудь советской делегации, вернувшейся из США, о том, что американцы, с которыми им довелось пообщаться, тоже выступают за мир во всем мире. Особенно искусно в последнее время организовано вещание на английском: московских дикторов практически не отличишь от их коллег с «Голоса Америки» или британской Всемирной службы BBC. Это, впрочем, порой не исключает необоснованных обвинений в адрес Запада. В частности, советские средства массовой информации активно распространяют версию о том, что за похищением и убийством итальянского премьер-министра Альдо Моро (Aldo Moro) в 1978 г. стояли США. Кроме того, прежде чем попасть в эфир, информационные материалы проходят через «фильтр» идеологического аппарата. Так, сообщение о смерти бывшего председателя Совета Министров Алексея Косыгина ТАСС и Московское Радио передали с задержкой на 36 часов. Даже граждане СССР узнали о его кончине сначала из западных «радиоголосов».

Советы также используют «подпольное» радиовещание - когда станции, якобы выходящие в эфир из самой страны-реципиента, на самом деле находятся в СССР или одной из ее союзниц по Восточному блоку. Так, передачи «Национального голоса Ирана», насыщенные подстрекательской антиамериканской пропагандой, транслируются с советской территории. Более того, другие коммунистические государства, связанные союзническими отношениями с Москвой, в совокупности «выдают на гора» дополнительные 5000 часов просоветских (и антиамериканских) передач, что в два с лишним раза превышает объем вещания Московского Радио. В частности Радио Гаваны с помощью передатчиков на территории СССР вещает на Африку и Европу. В некоторых районах США передачи этой станции можно поймать на частоте 600 килогерц.

За рубежом пропагандистской деятельности СССР оказывают содействие три типа организаций. Прежде всего, речь идет о дружественных Москве коммунистических партиях, например, иранской партии «Туде» или компартиях Западной Европы. Кроме того, в 126 государствах действуют «общества дружбы» с СССР, организующие культурные обмены, визиты делегаций и выставки; по данным на 1979 г. в Советском Союзе обучалось 55300 студентов из стран Третьего мира. Наконец, если брать косвенную деятельность, у СССР есть целый ряд международных организаций-союзников с отделениями во многих странах мира. Среди них в первую очередь следует назвать Всемирный совет мира со штаб-квартирой в Хельсинки, чья цель, как утверждает ЦРУ, состоит в поддержке внешней политики Москвы за счет организации массовых митингов и демонстраций в 130 странах, где имеются его филиалы. Подобные структуры не только следуют в русле идеологической линии ССР, но и дают возможность ТАСС и Московскому Радио ссылаться на «сочувствующих» в западных странах.

С другой стороны, «Голос Америки» стремится набирать авторитет прежде всего за счет распространения информации «в чистом виде», а не пропаганды. Радиостанция «Свободная Европа», вещающая на большинство стран Варшавского договора, и радиостанция «Свобода», чья целевая аудитория - население СССР, в организационном и финансовом плане отделены от «Голоса Америки». Их специализация - прямая, более «лобовая» пропаганда. Эти станции, созданные в начале пятидесятых, первоначально финансировались ЦРУ по тайным каналам. С 1971 г. они стали независимыми вещательными корпорациями, чья деятельность оплачивается Конгрессом и в определенной степени частными пожертвованиями. Штаб-квартиры радиостанций находятся в Мюнхене, а их сотрудники - в основном эмигранты их тех стран, на которые ведется трансляция. «Рейтинги» в сфере международного пропагандистского вещания не составляются, но в официальных кругах США утверждают, что передачи американских станций пользуются большей популярностью, чем программы Московского Радио. В частности, и.о. директора «Голоса Америки» Уильям Харатюнян (William Haratunian) заявляет: «Масштаб деятельности у Советов больше, но по объему аудитории «Голос» стоит на первом месте в мире». Уильям Бьюэлл (William Buell), первый заместитель председателя совета директоров «Свободной Европы, вторит ему, уверяя, что три американских радиостанции «побеждают в борьбе за слушателей».

После того, как недавно в Польше, пусть и в ограниченных масштабах, расширилась свобода слова, у нас появились свидетельства из первых уст, позволяющие судить об эффективности работы Радио «Свободная Европа». Как сообщается, профсоюзный активист Вальдемар Собора (Waldemar Sobora), рассказывал о забастовке в Гданьске: «О том, что происходит на побережье, я узнал из передач «Свободной Европы» и других западных радиостанций». В статье, не пропущенной цензурой, но затем появившейся в самиздате, писатель Стефан Киселевский (Stefan Kisielewski) подчеркивает: «Польские средства массовой информации принадлежат партийной элите, а не народу, которому приходится узнавать о собственных делах от Радио «Свободная Европа»».

Подобное влияние «западных голосов» часто вызывает нарекания Москвы. Две недели назад министр иностранных дел Андрей Громыко в послании госсекретарю США Александру Хейгу (Alexander Haig) возмущенно заметил: ««Голос Америки» и другие радиостанции, действующие под эгидой США, транслируют «провокационные и подстрекательские» передачи, что представляет собой «открытое вмешательство во внутренние дела Польши». Впрочем, Советы в этом смысле и сами не без греха. По словам Бьюэлла, Москва «глушит» передачи западных станций, выделяя на эти цели до 200 миллионов долларов в год - эта сумма в два с лишним раза превышает весь бюджет «Свободной Европы». (США не препятствуют вещанию Московского Радио). Наиболее эффективно «глушилки» работают на территории самого СССР и Чехословакии.

Неделю назад в мюнхенской штаб-квартире «Свободной Европы» произошел взрыв: он нанес ущерб в 2 миллиона долларов, но не привел к прекращению вещания. Основная версия, которую рассматривают западногерманские следователи, по словам одного из них, связана с «возможным терактом, организованным агентами иностранных держав».

Помимо США, подобные радиопередачи ведут и другие западные страны: в первую очередь следует отметить весьма авторитетную Всемирную службу BBC, чья аудитория в Советском Союзе и Восточной Европе составляет 10 миллионов слушателей. Эту радиостанцию, финансируемую британским правительством - ее бюджет составляет примерно 100 миллионов долларов в год - советские диссиденты ценят за точность информации и профессионализм. Большой популярностью ее программы пользуются и у британцев, живущих за рубежом, а также многих американцев. «Люди настраиваются на нашу волну, потому что мы по-прежнему имеем репутацию надежного источника», - отмечает один из руководителей BBC.

Насколько эффективна советская и американская пропаганда на главной арене их противоборства - в Третьем мире и неприсоединившихся государствах? Многие дипломаты из Госдепартамента считают, что деятельность УМК отличается непрофессионализмом и малой результативностью, а порой и просто контрпродуктивна. Наглядным, пусть и прискорбным примером в этом отношении можно считать Индию, сообщает глава корпункта Time в Нью-Дели Марша Годжер (Marcia Gauger). Вот что думает об американской пропаганде один индиец: «Впечатление такое - вот пришел великий белый отец, чтобы наставить на путь истинный своих неразумных детей». Советы же, напротив, действуют с размахом, разумно и эффективно. Домохозяйка Джайшри Раманатан рассказывает: «Когда к нам приезжал Брежнев, они разослали брошюру, где описывалось, какой он хороший человек, там была вся его биография - от родителей до внуков». Брошюра, где советский лидер представлен как паренек из бедной семьи, достигший высот, была напечатана на 14 языках различных народностей Индии, и распространялась по всей стране. Кроме того, Советам помогает индийская компартия, чья газета Patriot отражает их официальную линию; они также оказывают влияние на умы через ряд других газет, печатая там на правах рекламы пропагандистские статьи, например, связанные с визитами делегаций из Москвы.

В начале семидесятых США сократили не только помощь Индии, но и пропагандистскую деятельность в этой стране. СССР тем временем наращивал усилия на этом направлении. Советское радиовещание на Индию по количеству часов в неделю превышает американское на 50%, а тираж ежемесячного журнала «Страна Советов» (Soviet Land), публикуемого на 12 языках, почти в восемь раз больше, чем у американского Span, чей номер обходится подписчикам в три раза дороже. США издают на языках народов Индии примерно 200 книг и 6 научных работ; каталог аналогичных советских публикаций занимает 144 страницы и насчитывает до 2000 названий. Помимо пропагандистских изданий Советы предлагают читателям, например, учебники по медицине (почти 50 названий) по цене не более доллара 10 центов за экземпляр.

Москва только что вновь активизировала свою программу «Друзья СССР», в то время как общества индийско-американской дружбы влачат жалкое существование. Усилия Вашингтона сосредоточиваются на поддержании контактов с 6000 представителей городской и профессиональной элиты. По словам американских чиновников, это наиболее эффективный способ использования имеющихся ограниченных ресурсов, но критики утверждают, что США по сути пытаются убеждать тех, кто и так с ними согласен. Советские представители, напротив, отправляются в самые далекие уголки страны, участвуют в местных фестивалях, а ученые из СССР приезжают на семинары, организуемые индийскими коллегами.

В результате столь разного подхода, отмечают наблюдатели, Америка видится индийцам капиталистической, империалистической и надменной державой, а Советский Союз - страной, которую волнуют проблемы «простых людей». Один высокопоставленный индийский источник объясняет: «Советы устанавливают контакты не только с элитой в крупных городах - они создают общества советско-индийской дружбы и курсы по изучению социалистической теории даже в маленьких городках. Индийцы ценят то, что простые советские люди изучают их язык. Их культурные работники, приезжая к нам, остаются в стране на долгие годы». А вот что думает другой наблюдатель-индиец: «Самое лучшее, что удалось сделать американцам - это приезд группы старшеклассников, устроивших концерт самодеятельности. Это были открытые, умные ребята. Слоны их буквально очаровали. Один такой ансамбль, поющий народные песни, стоит больше, чем 500 статей, разъясняющих политику США, которые людям не слишком интересны».

Бывший посол США Роберт Гохин (Robert Goheen), родившийся в Индии, полагает, что, с учетом своего небольшого бюджета, УМК работает неплохо, но результаты масштабных усилий Москвы внушают ему тревогу. Он отмечает: «Советам удалось создать образ страны, не представляющей угрозы для Индии и поддерживающей ее. С учетом тридцатилетней истории отношений между двумя странами появление советских военных кораблей в Индийском океане воспринимается позитивно, а американских - пробуждает опасения перед конфронтацией сверхдержав». Можно лишь надеяться, что СССР своими действиями, например вторжением в Афганистан, разрушит этот благоприятный имидж, а США будут впредь избегать «поворотов на сто восемьдесят градусов», вызывающих раздражение у индийцев, вроде отказа администрации Картера поставить стране обещанное ядерное топливо. Как отмечает Гохин, «никакая публичная дипломатия на свете не способна пересилить эффект от непродуманных или угрожающих политических шагов».

В подготовке статьи участвовали Хейс Гори (Hays Gorey), Вашингтон и Брюс У. Нилан (Bruce W. Nelan), Москва. // Перевод: Максим Коробочкин.
_________________________________________________________________
Брежнев умер, но его политика будет жить ("The Guardian", Великобритания)
Великая словесная война ("Time", США)
Охотник Берия ("Time", США)
К чему стремится Молотов? ("Time", США)
Дипломатия как напор стихии ("Time", США)
Вопрос первостепенной важности ("Time", США)
ООН: Неандерталец с правом вето ("Time", США)

ЦРУ, пропаганда, 1981, Иновещание, Московское радио, 1942, «time»

Previous post Next post
Up