Москва 22 июня

Jun 23, 2019 23:53


Л.Кассиль || « Правда» №172, 23 июня 1941 года

Фашистская Германия совершила разбойничье нападение на Советский Союз. Наши доблестные армия и флот и смелые соколы советской авиации нанесут сокрушительный удар агрессору. Правительство призывает граждан и гражданок Советского Союза еще теснее сплотить свои ряды вокруг нашей славной большевистской партии, вокруг советского правительства, вокруг нашего великого вождя - товарища Сталина.

Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами.

# Все статьи за 23 июня 1941 года.




Человек малонаблюдательный, возможно, ничего бы и не заметил. Залитый после полудня июньским солнцем, город был по-воскресному не тороплив, как и утром. По бульварам катились легкие колясочки с гражданами 1940 и 1941 годов. На Пушкинской площади раскупали белые лилии, яркие тюльпаны и пионы. Несли свежую сирень. Все выглядело очень обычно. Ни сутолоки, ни спешки…

Только присмотревшись, внимательный глаз мог заприметить какую-то общую сосредоточенность, наложившую свой отпечаток на всю жизнь огромного цветущего города. Лица людей словно похорошели вдруг, тронутые простой и строгой решимостью. Да появилась еще сдержанность в жестах и словах, прямее стал взгляд, тверже походка, резче складка губ…

При всем своем неслыханном вероломстве враг, рассчитывавший захватить нас врасплох, просчитался с первой же минуты. Мы знали, что по ту сторону наших границ бушует пламя всеевропейского пожара. Все ближе и ближе к нам падали его головешки. Верные каждой букве, каждому слову наших договоров и пактов, мы сохраняли нейтралитет и спокойствие, занятые своим трудом. Но мы знали, что может притти час, когда все международные приличия будут отброшены, все законы человеческой совести окажутся забытыми и бесстыдно обнаживший себя враг попробует сунуть свое свиное рыло в наш советский огород. День этот пришел. Нас готовили к этому дню тома Ленина. Сталин предупреждал нас, призывая народ сохранять мобилизационную готовность, чтобы никакие уловки врагов не застали нас врасплох. Ради этого дня и того, что за ним последует, мы иногда не досыпали, подчас отказывали себе во многом, учились дорожить каждой минутой своего труда, каждой народной, государственной копейкой, которая теперь оказалась сбереженной в оборонном рубле.

Прекрасна, как всегда, но сурово, гневно сосредоточенна была в этот день, 22-го июня, Москва. И когда я смотрел на ее улицы, пролегшие между новыми, только что отстроенными, или еще не сбросившими лесов домами, когда, я видел, как полнится город этим надежным и грозным, могучим и умным спокойствием, я ясно представил себе, как прошел бы сейчас по этим улицам Маяковский. Он бы шагал, внимательно присматриваясь к лицам прохожих, широко оглядывая небо, где «соколы - сталь в моторном клёкоте - глядят, чтоб не лезли орлы». Его мобилизующие, наизусть заученные народом, строки тоже готовили нас к этому дню, уча любить все живое, разумное, нашей страной несомое в мир, призывая ненавидеть и сокрушать все, что паучьими лапами пещерных свастик ткало душную паутину Европе.

image Click to view



Я представил себе в этот день на улицах Москвы высокую, сутулую фигуру человека, который глуховатым своим голосом напомнил бы нам еще раз о большом чувстве любви к родине, об обязанности защищать ее мужественно от врагов. Забота об этом дне, о том, в какой готовности встретит его наша страна, не оставляла Алексея Максимовича до последней минуты его жизни. А всей этой жизнью, каждой своей строкой и он стремился подготовить нас к этому дню.

И вот этот день наступил - день великой ясности. Каждый знает, что ему делать, как поступить. Мы были в этот день и за городом, в окрестностях столицы, и в городе. Те, кого не звали в город внезапно возникшие дела и обязанности, остались на даче, на экскурсиях, на теплоходах канала Москва-Волга. Те, кому надо, прибыли своевременно на свои посты. Не было ни толчеи, ни перебоев в работе, в движении, в пульсе гигантского города.

К вечеру мы еще раз совершили путешествие по улицам Москвы. В кинотеатрах шли сеансы и у касс толпилась, разбирая билеты, публика. В Парке культуры и отдыха имени Горького аллеи были заполнены гуляющими. Особенно много народа было сегодня у парашютной вышки, откуда поминутно, распускаясь в воздухе, чтобы завять у земли, слетали большие шелковые вьюны парашютов. Днем кое-где у магазинов образовались очереди. Обыватель из боязливых, вспомнив забытую привычку запасаться, засуетился у дверей продмагов. Интересно было послушать, как проходившие мимо сердито или насмешливо увещевали особо запасливых граждан. Я слышал сам, как недалеко от Смоленской площади этакий аккуратный папаша в синей толстовке сердито распекал в очереди:

- Не совестно вам самим вашей дурости?! Через вас одна давка образуется и больше ничего. Уж в такой-то день надо бы поумнеть, если раньше не успели…

image Click to view



Мы побывали на окраинах и в центре, в магазинах, на заводах, в барах, на вокзалах. То же ощущение сосредоточенного и строгого спокойствия, очередей уже почти нигде не было. В трамваях люди были сегодня как-то особенно предупредительны: словно все стали друг другу дороже, об’единенные одним глубоким, во все сердца проникшим стремлением: отбить, уничтожить врага - эту черную моровую язву Европы. На заводах, где только что искренно и гневно звучали речи на митингах, теперь также выразительно было глубокое молчание людей, работавших с вдохновенным усердием у своих станков.

На стенах домов белели расклеенные листовки с текстом выступления по радио В.М.Молотова. Около них, негромко переговариваясь, стояли люди, такие же строгие, спокойные и уверенные, как весь город. Над ними радиорупор не очень громко, но внятно говорил о том, как должна себя вести теперь улица, каждый дом и весь город. С неба уходили оранжевые закатные облака. Кончался день 22-го июня в Москве. Голубоватый сумрак скапливался под ветвями елей у Кремлевской стены. И лицом друг к другу, неподвижные, словно сращенные с гранитом, стояли часовые в нише мавзолея. Они стояли молчаливые, сосредоточенные, непоколебимые, как стояли вчера, как будут стоять всегда. // Лев Кассиль.

*****************************************************************************************************************
СОВЕТСКИЙ НАРОД ИДЕТ НА ПОБЕДОНОСНУЮ ОТЕЧЕСТВЕННУЮ ВОЙНУ ЗА РОДИНУ, ЗА ЧЕСТЬ, ЗА СВОБОДУ
Разгромим фашистских налетчиков! Ответим на удар врага сокрушительным ударом!

* * *

Зачинщикам войны не уйти от расплаты
Митинг на московском металлургическом заводе «Серп и молот»

Больше двух тысяч человек собралось на площади завода «Серп и молот». Мартеновцы, прокатчики, старики, бившие немцев еще в гражданскую войну, и молодые рабочие, у которых боевая слава еще впереди, пришли на митинг.

На красном полотнище крупными буквами выведены гордые слова: «Весь наш народ будет воевать за родину, за честь, за свободу». Люди один за другим поднимаются на трибуну. Ненавистью к фашистской Германии, гневом против подлой шайки убийц, посмевших посягнуть на отечество трудящихся, наполнены речи выступающих.

- Мы скажем сегодня нашему правительству, - говорит помощник мастера прокатного цеха тов. Пономарев: - мы готовы! Нужно итти с винтовкой на фронт - хоть сейчас! Нужно работать сутки подряд - мы готовы! Такой силы никому не сломить. Много раз злые враги пытались поработить наше отечество и отступали с позором. И сейчас под руководством великого Сталина мы победим, победа будет за нами.

Горячие и взволнованные аплодисменты, крики «ура» прерывают речи, когда ораторы говорят о железной силе нашей армии, о партии, правительстве и человеке, с именем которого связаны надежды всего мира, - о товарище Сталине.

Каждому хочется в эти памятные часы высказать свои чувства.

- Мы будем работать еще в десять раз лучше, - говорит электромонтер тов. Сальман. - Наш металл будет таким, какой нужен, чтобы разбить все препятствия, уничтожить, стереть с лица земли подлую фашистскую мразь.

- Мы чувствуем себя мобилизованными, говорит знатный прокатчик тов. Туртанов. - Мы призваны, как и все бойцы Красной Армии. Теперь все подчинено одной великой цели - победить.

О дисциплине, необходимости полного спокойствия, о производительной, самоотверженной работе говорят выступающие.

Митинг единодушно принял резолюцию. «Взбесившиеся фашистские правители Германии, - говорится в ней, - нарушили договор, разбойничьи напали на наши границы и несут полную ответственность за разжигание войны.

Пусть знают зачинщики войны, что им не уйти от расплаты: они жестоко поплатятся за свои наглые действия.

Мы, рабочие, работницы, служащие, инженеры и техники завода, приложим все силы, чтобы сплоченной большевистской работой, вместе с нашей доблестной Красной Армией, Красным Флотом и авиацией разбить врага. Мы убеждены, что победа над врагом за нами обеспечена.

Пусть знают фашистские разбойники, что советский народ, как один, встанет на защиту своей любимой родины».



Священная ненависть к врагу
Митинг на Московском автомобильном заводе имени Сталина

Со спокойной уверенностью в своей силе выслушали работники автозавода весть о фашистском нападении на советскую землю. Все, кто был в цехах, встретили речь тов. Молотова так, как и подобает патриотам своего отечества. Сознание того, что советский народ защищает правое дело, охватило весь коллектив.

Короткие митинги состоялись в цехах. Были немногословными выступления на них. Священной ненавистью к врагу зажглись сердца всех.

- Наша армия, наш народ, - сказал работник механо-сборочного цеха тов. Евлампиев, - покончат не только с войной, но и с фашизмом, навсегда уничтожит это отребье рода человеческого. Каждый из нас готов отдать всю кровь до последней капли за дело Ленина-Сталина, за советское отечество. Мы будем работать не 8 часов, а столько, сколько потребуется!

Перед собранием - старый фрезеровщик тов. Григорьев. С большим жаром он призывает работников автозавода имени Сталина крепить трудовую дисциплину, производительность труда и дать как можно больше продукции для обороны страны.

- Нам навязали войну фашисты - говорит тов. Григорьев, - но они запамятовали о том, что весь советский народ грудью встанет на защиту отечества. Я не забыл, как надо заряжать пушку, как бить по врагу, и готов пойти на фронт. Мы победим!

В принятой резолюции работники цеха единодушно заявили:

«Фашисты напали на нас без пред’явления каких-либо претензий и без об’явления войны. Фашисты будут биты и разгромлены. Они найдут свою смерть во встречах с победоносной Красной Армией. Обязуемся свято хранить честь нашей родины и работать столько, сколько потребует от нас правительство. Дадим для Красной Армии все необходимое для победы».



РАЗГРОМИМ ВРАГА НАГОЛОВУ

ТБИЛИСИ, 22 июня. (Корр. «Правды»). С быстротой молнии разнеслась в Тбилиси весть о бандитском нападении немецких фашистов на священные границы Советского Союза.

Собираются многолюдные митинги. Выступают рабочие, служащие, интеллигенты, коммунисты, комсомольцы, беспартийные. В едином порыве ненависти к врагу горят сердца людей, крепко сжимаются кулаки.

Во дворе мастерских управления трамвайно-троллейбусного треста собрались пришедшие на вторую смену вагоновожатые, кондуктора, ремонтные рабочие. Один за другим на трибуну поднимаются трудящиеся. Их пламенные речи проникнуты советским патриотизмом, любовью к родине, желанием защищать ее и уверенностью в победе.

- Оголтелые немецкие фашисты, - говорит тов. Арошинидзе, - как бандиты, напали на наши границы, нарушив договор о ненападении. Пусть же пеняют на себя! Упоенные легкими победами над маленькими бессильными странами, они бросились в опасную для себя авантюру и сломают себе шею.

- Бесконечно прав товарищ Сталин, давно призывающий советский народ всегда быть в состоянии боевой готовности, - заявил электрик тов. Амфилиади.- Сегодня еще раз подтвердилась мудрость нашего вождя. Наша Красная Армия, весь наш 200-миллионный народ даст отпор зарвавшимся фашистским поджигателям войны и разгромит их наголову.

В принятой резолюции рабочие заявляют:

- Мы выражаем глубокую ненависть к фашистским поджигателям, бандитски нарушившим договор о ненападении. Мы глубоко уверены в том, что война будет победоносной для Советского Союза.

На защиту своей родины встанет весь советский народ и в этой отечественной войне разгромит врага.

Еще выше поднимем производительность, будем перевыполнять свой план, укреплять оборонную мощь страны. Как только позовет наше советское правительство, пойдем на врага с оружием в руках.

* * *

Большие митинги состоялись на ипподроме, на суконной фабрике, в Центральном парке культуры и отдыха имени Орджоникидзе и во многих других местах.

*****************************************************************************************************************
ПРИСЯГАЕМ ПОБЕДОЙ!

В нашу дверь постучался прикладом непрошенный гость.
Над отчизной дыханье грозы пронеслось.
Слушай, Родина! -
В грозное время войны
Присягают победой твои боевые сыны.
Каждым колосом наших колхозных полей,
Трубным гулом моторов и шелестом тополей,
Жизнью наших детей мы клянемся сегодня тебе
Смять фашистскую гадину в грозной, суровой борьбе.
Наше сердце - каленая сталь штыка,
Наше сердце - стремительный взлет клинка.
Крепко держит винтовку рука.
Слышишь, Родина, гулом наполнились степи и горы -
Это соколы наши для боя заводят моторы.
Слышишь, Родина, гром загудел по оврагам -
Это танки идут на врага сокрушительным шагом.
Слышишь, Родина, залпы вскипают грозны -
Это пушки запели победную песню войны.
Видишь, Родина, пыль над полями легла -
Это наша пехота в штыки на фашистов пошла.
Видишь, - пыль поднялась. На карьере звенят стремена -
Это конница наша несется, как шторм океанский грозна.
Слышишь голос сирен - это вышли в морские просторы
Крейсера и эсминцы, подводные лодки, линкоры.
Слышишь - сталь, созревая в мартенах, поет.
Слышишь - в недрах забойщик пласты заповедные бьет.
Слышишь - трактор по полю комбайны на юге ведет.
Это встал для победного боя советский народ.
Грозным взглядом окинул отчизны бескрайную ширь
Закаленный в сраженьях советский народ-богатырь.
Мы проучим налетчиков в жарком бою.
Мы раздавим коричневую змею.
В наше завтра мы прямо и смело глядим.
Сталин знамя победы
Вручает бойцам молодым.
Мы под знаменем этим
Пройдем сквозь разрывы и дым.
Под знаменами славы
За землю родную борясь,
Мы стальным ураганом
Развеем фашистскую мразь.
Бить фашистов,
Не зная пощады в борьбе, -
В первый день испытанья,
Отчизна, клянемся тебе.

Алексей СУРКОВ.

________________________________________________
Наше дело правое. Враг будет разбит ("Правда", СССР)
И.Орбели: Фашистская гиена роет себе могилу ("Правда", СССР)
Г.Александров: Фашизм - лютый враг человечества ("Правда", СССР)
Красная Армия - родное детище советского народа ("Правда", СССР)
Дадим сокрушительный отпор фашистским варварам! ("Правда", СССР)

Газета «Правда» №172 (8580), 23 июня 1941 года

июнь 1941, 1941, лето 1941, Алексей Сурков, газета «Правда»

Previous post Next post
Up