Л.Говоров. Бои за Ленинград

Jun 22, 2019 23:47

Л.Говоров || «Ленинградская правда» №147, 22 июня 1942 года

«Все наши силы - на поддержку нашей героической Красной Армии, нашего славного Красного Флота! Все силы народа - на разгром врага! Вперед, за нашу победу!» И.Сталин

# Все статьи за 22 июня 1942 года.




10 месяцев назад фашистские войска ценой огромных потерь оказались в непосредственной близости к Ленинграду. Наступая с трех сторон, немцы развернули под Ленинградом к 21 августа огромную ударную армию. 32 пехотные, 4 моторизованные, 4 танковые дивизии, кавалерийская бригада - 300 тысяч солдат и офицеров были брошены Гитлером на штурм Ленинграда. Эта армия располагала 6.000 орудий, 19.000 ручных, легких и станковых пулеметов, 4.500 минометов, 1.000 танков. Для поддержки ее с воздуха была выделена трехкорпусная воздушная армия генерал-полковника авиации Келлера, насчитывавшая 1.000 боевых самолетов.

Закипели жестокие, ни на час не прекращавшиеся, многодневные бои. С исключительным упорством, героизмом дрались части Красной Армии, Краснознаменного Балтийского флота, Народного ополчения. Дорого обходилась немцам каждая пядь советской земли. К 12 сентября - за две с лишним недели - немцы потеряли около 170 тысяч солдат и офицеров, 470 танков, 464 орудия. Фон Лееб, возглавлявший германские войска, двигавшиеся с юга и юго-востока, вводил в бой все новые и новые резервы, решив, что победителей не судят, что взятие Ленинграда оправдает любую цифру потерь. Перегруппировав войска, фашистское командование бросило их на штурм. О том, какие силы были здесь сосредоточены, можно судить хотя бы по тому, что только с запада, юга и юго-востока действовали 16 пехотных, 3 моторизованных и несколько танковых дивизий.

Конец сентября стал периодом жесточайших битв за Ленинград. Линия фронта протянулась почти вокруг всего города от Урицка до Шлиссельбурга. И на всем ее протяжении день и ночь, не стихая, шли бои. Девизом наших бойцов стало: «Ни шагу назад!».

С железной стойкостью отражали части Красной Армии все многократные атаки немцев. Врагу наносились огромные потери. На славу работала советская артиллерия. Ей в этих боях принадлежала самая активная роль.

Враг не прошел. Истекая кровью, он стал цепляться за достигнутые рубежи. С 25 сентября немецко-фашистские войска начали вести оборонительные работы. Фашисты выдохлись. План захвата Ленинграда штурмом сорвался. Еще не отказываясь от него окончательно, немецко-фашистское командование попыталось тогда добиться полного окружения и блокады Ленинграда. В октябре генерал Шмидт, командовавший 39 германским корпусом, бросился на Тихвин. Весь его корпус был моторизован и должен был, как железный таран, прорвать линию фронта и стремительно выйти на север. Немцам удалось занять Тихвин. Они угрожали Волхову. Но, как ни велика была ударная сила корпуса, части Красной Армии, дравшиеся за каждый рубеж, за каждый населенный пункт, обескровили его. В ноябре наши войска сами перешли в наступление. В начале декабря была разгромлена тихвинская группировка. Та же судьба постигла и шумско-волховскую немецкую группу.

Завершить полное окружение Ленинграда немцам не удалось.

Но они были уверены, что узкий коридор, соединявший Ленинград со страной, недостаточен, чтобы обеспечить снабжение армии и города. Они ждали, что на помощь руке с автоматом придет костлявая рука голода. Они укрепляются надолго и прочно вокруг Ленинграда. Опутывают позиции колючей проволокой, возводят ДОТ, минируют подступы. Они ждут, что подточенный голодом Ленинград не выдержит атак, падет.

Началась беспримерная в истории войн эпопея борьбы осажденного города с обложившим его почти со всех сторон врагом. Уже в ноябре положение дел на фронте резко изменилось. Наши части тревожили врага днем и ночью, изматывали его силы. Они сделали положение немцев похожим на пребывание в гигантской мясорубке. Так называемый спокойный день на фронте стоил немцам около 1.000 солдат и офицеров. Законом жизни каждого бойца, командира, политработника стало безжалостное уничтожение фашистов. Священная ненависть к заклятым врагам вызвала в войсках нашего фронта подлинно массовое благородное движение народных мстителей - истребителей немецких оккупантов. 10 Героев Советского Союза - десять истребителей - Вежливцев, Голиченков, Калинин, Козлов, Лоскутов, Пчелинцев, Синявин, Смолячков, Фомин и Яковлев уничтожили 2.000 гитлеровцев. На подступах к Ленинграду и на Ленинградском фронте фашисты потеряли сотни тысяч солдат и офицеров, тысячи орудий, минометов, пулеметов, сотни танков, бронемашин и самолетов.

10 месяцев немецко-фашистские войска тщетно напрягают свои усилия, чтобы овладеть Ленинградом. 10 месяцев успешно противостоят им войска Ленинградского фронта. За это время враг не продвинулся ни на шаг вперед, не стал ближе к цели. Наоборот. Части Красной Армии неизменно срывали его планы. Они отбросили его от Тихвина и Волхова. Они блокировали отдельные его гарнизоны. Они истребили огромное количество его живой силы и военной техники. Они перехватили инициативу из его рук.




Год войны, 10 месяцев топтания под Ленинградом сказались на политико-моральном состоянии немецкой армии. Они уже не те - немецкие солдаты. Упоенные легкими победами в Западной Европе, они шли к Ленинграду в надежде на быстрый исход операции, на скорое возвращение домой. Им представлялось, что все это будет, как на параде. Под ударами Красной Армии они растеряли свой грабительский задор. Они потеряли веру в победу. Слушая показания пленных, все отчетливей ощущаешь пессимистическую нотку.

- Кто попадает на восточный фронт - несчастный человек. А кто под Ленинград - тот обреченный, - вот как характеризует настроение весенних пополнений один из пленных.

Другой, взятый в плен совсем недавно, гитлеровец сказал еще более откровенно:

- Все равно нам умирать, с Ленинградом не справимся.

Было бы ошибкой переоценивать эти заявления. Немецкие солдаты чувствуют себя обреченными. Но страх часто оказывается стимулом к сопротивлению. Немцы защищаются с отчаянием приговоренных к смерти.

Несмотря на все неудачи, немцы не отказываются от планов захвата Ленинграда. Их прельщает не только огромное политическое и экономическое значение города, их обольщает мысль - взятием Ленинграда соединить финские армии с немецкими и добиться тем самым огромного стратегического успеха.

Но теперь немецко-фашистской армии приходится иметь дело с выросшей мощью Красной Армии. Этот год усилил ее многократно. Он дал недостававший боевой опыт командованию, он закалил наши части в боях. Он сделал наших бойцов злее к врагу, многократно усилил их боевую выучку. Это было блестяще подтверждено зимой, когда смело задуманные и блестяще проведенные операции привели к разгрому немецких группировок. Как тогда - по грудь в снегу, по бездорожью, по лесным чащобам, - так и сейчас, через болота и топи, неудержимо рвутся красные воины на ненавистного врага. // Генерал-лейтенант артиллерии Л.Говоров, командующий Ленинградским фронтом.

image Click to view



*****************************************************************************************************************
ГОРОД НАШ НЕПОБЕДИМ

В тот мирный день от дома к дому,
Из края в край, по всей стране,
В тот ясный день, подобно грому,
Вошло известье о войне.

Что грохотало в этом громе? -
Границу немцы перешли,
Бомбили Киев и Житомир...
Коснулся враг родной земли!»..

Летело Молотова слово, -
И сердце каждого бойца
Не знало выбора иного,
Как только - биться до конца.

В боях испытана Россия,
Всегда жесток войны закон,
Ее пытали в дни Батыя,
Ее терзал Наполеон.

Известны миру дыбы, казни,
Средневековые костры,
Но нет кровавей и ужасней,
Бесчеловечней нет поры.

В те дни вступил в пределы наши,
Пытая женщин и детей,
Права народные поправший,
Безумный сеятель смертей.

Весь навык техники военной
Сведя к искусству палача,
Он шел, машиною военной
Раздолья родины топча.

Тогда, в защиту Ленинграда,
За нашей Балтики края
На корабли, в полки, в отряды
Пошли отчизны сыновья.

И, словно светом озаряя
Побед грядущих торжество,
Вдыхая силу, ободряя,
Нам прозвучала речь того,

Кто наша вера, наша сила.
Кто нам родней родного стал, -
Он всех детей отчизны милой
Сестрой и братом называл.

Весь год сквозь огненные дали
Мы проходили вместе с ним, -
И знали мы, что с нами - Сталин,
И знали мы, что победим!

Враги запомнят в злобе ярой,
Как с нами биться нелегко,
Запомнят «Кирова» удары,
Полеты сокола Бринько.

Все их затеи пали прахом.
Сначала шли они в бои,
Ворваться думая сраэмаха,
Мой город, в улицы твои.

Сулили щедрую расплату,
Чтоб соблазнить своих вояк:
Квартиру каждому солдату
И офицеру - особняк.

Мы им ответили ударом,
Сказали: «Руки коротки!»
И раздавали им задаром
Могильные «особняки».

И враг залег под Ленинградом
У крепко запертых дверей
И слал по городу снаряды
Из дальнобойных батарей.

Как зверь озлобленный, бездушный,
Он бил без толку, без ума,
Он бомбы тяжкие обрушил
На наши мирные дома.

Он ждал, все ждал: вот-вот согнутся
Колени наши перед ним,
Но ленинградцы не сдаются,
И город наш непобедим.

Пусть мы порой недоедали,
Недосыпали иногда,
Но в этот свет победной дали
Мы сердцем верили всегда.

Разбита будет волчья свора,
Ей больше нет пути назад!
Не взять ни силой, ни измором
Тебя, мой гордый Ленинград!

Николай Браун.

______________________________________________
Н.Тихонов: Город в броне* ("Известия", СССР)
В.Саянов: Символ мужества ("Известия", СССР)
В.Семашко: В боях за Ленинград* ("Известия", СССР)
С.Езерский: Так мы живем* ("Ленинградская правда", СССР)
Вс.Вишневский: Люди города Ленина ("Литература и искусство", СССР)

Газета «Ленинградская правда» №147 (8253), 22 июня 1942 года

блокада Ленинграда, Н.Браун, «Ленинградская правда», июнь 1942, 1942, лето 1942

Previous post Next post
Up