Выше разведывательную культуру штабов!

Jun 12, 2019 07:28

« Красная звезда» №137, 12 июня 1943 года

СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: Сообщения Советского Информбюро (1 стр.). С огромным успехом продолжается подписка на военный заем (1 стр.). Подполковник Н.Денисов. - О некоторых особенностях воздушной тактики немцев (2 стр.). Майор А.Свиридов. - Борьба за огневую инициативу в обороне (2 стр.). Полковник С.Якимов. - Обучение курсантов танковых училищ (2 стр.). А.Сурков. - Окопная быль (3 стр.). Мощный удар нашей авиации по аэродромам противника (3 стр.). А.Платонов - Земля и небо Курска (3 стр.). С'езд польских патриотов закончил свою работу (3 стр.). К.Гофман. - Волшебные сказки Шпеера (4 стр.). Уильям Ширер о перспективах войны (4 стр.). Гарнизон острова Пантеллерия капитулировал (4 стр.).

# Все статьи за 12 июня 1943 года.




Зрелость всякого войскового штаба в значительной мере определяется его разведывательной культурой. Только тогда штаб сможет оказывать большое, положительное влияние на замысел боя и весь его процесс, только тогда он станет подлинным средоточием тактической мысли, когда по-настоящему развернет разведывательную деятельность, основанную на глубоком понимании природы современного боя.

От штаба требуется, прежде всего, целеустремленное руководство работой разведывательных органов, разнообразие способов и средств, применяемых для разведки, и умение анализировать, сопоставлять добытые ею данные. Имеется ли указание командира или нет - штаб, главным образом начальник его, должен принимать все меры, чтобы данные обстановки, касающиеся противника, были достаточно полными для принятия решения. Не дожидаясь указаний командира, штаб должен знать, по самой ситуации, сложившейся на данном участке, какие именно сведения и в какой срок необходимы, должен добиться, чтобы эти сведения обязательно были.

Штабы и органы разведки должны непрерывно получать от вышестоящего штаба четкие, ясные задачи. Свойственная некоторым штабам расплывчатость в этом деле проистекает от того, что порой сам начальник штаба и начальники разведывательных отделов и отделений не отдают себе ясного отчета, что именно нужно выявить о противнике на том или ином этапе боевой деятельности. Подобная нецелеустремленность пагубно сказывается не только на самой работе разведорганов, но и на анализе тех данных, которые удалось получить. Командир, который не знает, чего он хочет от разведки, не сумеет оценить многих факторов, обнаруживаемых ею. Дело штаба - умело определять задачи и для войск в целом, добиваясь, чтобы все командные инстанции продуманно изучали противника.

Целеустремленность в разведке выражается не только в четкой постановке задачи, но и в той пытливой, железной настойчивости, с которой используются все средства и приемы, чтобы получить именно такие сведения, какие позволят сделать основные выводы о противнике. Нет хуже, когда усилия разведывательных органов распыляются в бесплодных попытках об’ять необ’ятное. Зато разведка всегда даст должный результат, если упорно бить в одну точку, стремясь разными способами выявить то, что больше всего пытается скрыть сейчас противник.

Вот почему так важны планомерность, систематичность разведки. Нельзя допускать стихийного параллелизма разведывательных операций, когда, например, в одну и ту же ночь на небольшом участке работает одновременно несколько поисковых партий, мешая друг другу. Нельзя терпеть чрезмерного увлечения одним каким-либо видом разведки в ущерб остальным ее приемам. Бывает, например, что в одной дивизии все полки занимаются только ночными поисками, даже если не получают результатов. Между тем искусство штабного руководства заключается в том, чтобы избрать те способы и приемы разведки, которые в данных условиях могут оказаться наиболее эффективными. В одних случаях нужен поиск, в других - действия лазутчиков, захват пленного, в третьих, быть может, - разведка боем.

Задача заключается в том, чтобы широко разнообразить приемы разведки, добывая интересующие командира данные, непрерывно доразведывая определенный об’ект, уточняя получаемые сведения. Задача, далее, состоит в том, чтобы, собирая эти сведения, тщательно их изучать. Нужно умело оценивать, что в них нового, подтверждают ли они прежние выводы, достоверны ли они вообще.

Если разведка ведется планово, систематически и глубоко, по всем доступным каналам и при этом делаются четкие выводы, командиры, ее возглавляющие, приобретают уверенность в разведывательных материалах, в самых своих действиях. А это имеет особо важное значение. Иной руководитель разведки делает для себя принципом во всем и вся сомневаться. Он выскажет предположение, обосновав его, казалось бы, достоверными данными, и тут же опровергнет, сославшись на то, что на войне, дескать, ничего определенного вообще не существует. В итоге получается не разведка, а гаданье на кофейной гуще, которое свидетельствует о боязни ответственности, отсутствии целеустремленности и неумении доводить разведку до конца.

Никто не призывает к легковерности. Она - порок не менее злостный, чем гаданье на кофейной гуще. Правильно поступает тот, кто, сомневаясь в достоверности полученных сведений, немедленно организует проверку их, ставя дополнительные задачи разведорганам. Однако, уточнив данные, взвесив их и должным образом оценив, разведчик обязан сделать трезвые и твердые выводы, умея за них отвечать. Лишь в этом случае его выводы будут иметь вес, а следовательно, и влияние на идею и ход боя. Здесь нужны смелость прогноза и известный риск, основанный, конечно, на глубоком знании врага, его тактики, а также ряда конкретных данных о нем, эти знания дополняющих. Один начальник разведывательного отделения, всегда сомневавшийся в своих выводах, заслуженно не пользовался полным доверием командира соединения. Между тем, когда это соединение заняло район, в котором до того были немцы, обнаружилось, что дислокация вражеских частей была точно такой, какой она рисовалась начальнику разведотделения. Значит, он умел добыть правильные сведения, но слишком в них сомневался и поэтому не сумел отстоять.

Инициатива и самостоятельность, разумное дерзание нужны разведчикам, как воздух, особенно штабным разведчикам. Разведка хиреет в атмосфере неуверенности и пуще всего боится чрезмерной опеки. Порой начальник штаба не даст начальнику разведки и шагу сделать самостоятельно, а тот, в свою очередь, считает своим долгом лично вести партию разведчиков в ночной поиск. Были примеры, когда поисковые партии опекались сразу тремя штабными инстанциями. Каждый стремился всё заранее определить и предсказать. Естественно, что в такой атмосфере не могла развиваться инициатива.

Штаб должен быть примером широкой разведывательной инициативы. Его долг - воспитывать всех разведчиков соединения в духе самостоятельных действий, ибо это является основой той уверенности, которая позволяет разведчику быть твердым в своих выводах, убежденным в их правоте.

Разумеется, необходимо также, чтобы командиры серьезно взвешивали обоснованные данные разведки и своевременно принимали меры по этим данным. Один командир соединения заслушал доклад начальника разведывательного отделения штаба, из которого явствовало, что встретившийся новый рубеж неприятеля является лишь промежуточным, а не основным. Разведчик настаивал на том, что у противника сил здесь мало и нужно немедленно развивать успех. Командир не придал значения докладу и сделал трехдневную паузу. Как выяснилось позже, немцы ею немедленно воспользовались, подтянув сюда свежие резервы. Командир явно упустил благоприятную возможность.

Подобных случаев будет тем меньше, чем четче, культурней работает штаб в области разведки. Борясь с шаблоном, добиваясь широкого применения всех известных способов разведки, творя и изобретая, штабы должны неустанно совершенствовать эту важнейшую отрасль своей работы. Нужно непрерывно изучать боевой опыт. Штабные тренировки, занятия и учения по разведке должны стать частым явлением во всех армиях, дивизиях и частях.

Выше разведывательную культуру штабов!

********************************************************************************************************************
В районе Лисичанска

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 11 июня. (По телеграфу от наш. корр.). В районе Лисичанска часто происходят бои местного значения. На-днях немцы силами пехоты при поддержке четырех тяжелых танков попытались атаковать позиции, занимаемые N частью. Эта атака была отбита огнем наших подразделений. Передаем подробности боя.

Среди дня противник открыл сильный минометный и артиллерийский огонь по переднему краю нашей обороны. Наша артиллерия начала ответную стрельбу. К вечеру перестрелка достигла особого напряжения. В это время наша разведка сообщила, что в ближайшей роще накапливается пехота противника.

Ровно в 18 часов из рощи показалась первая цепь немецкой пехоты при поддержке двух тяжелых танков. Затем оттуда же вышла вторая вражеская цепь, а к первым двум присоединились два других танка. Немцы численностью до 200 человек стали приближаться к нашим позициям. Они шли вслед за танками, ведя огонь с хода.

Оценив обстановку, командир N части приказал артиллерийскому дивизиону под командованием капитана Голева открыть огонь. Интенсивным заградительным огнем вражеские танки были остановлены у опушки рощи, и пехота немцев стала окапываться, не решаясь продвигаться дальше.

Наши минометчики, взяв под сильный обстрел пехоту противника, окончательно оттеснили ее от танков. Немедленно открыли по ней огонь и пулеметчики под командой лейтенанта Рубцова. Наконец, из глубины обороны открыла огонь артиллерия. Ее снаряды накрыли участок рощи, занимаемый вражеской пехотой, и когда дым рассеялся, стало видно, как убегают за скат высоты уцелевшие гитлеровцы. Лишенные поддержки своей пехоты, немецкие танки также ушли с поля боя. Так в течение 15 минут была отбита вражеская атака.

Ночью шла почти непрерывная перестрелка. Чтобы во-время обнаружить подготовку противника к новой атаке, наши подразделения усилили свою разведку. Особенно активно действовали разведчики батальона, которым командует капитан Животов. От этого батальона был послан в разведку взвод. Перед ним была поставлена задача - внезапной ночной атакой выбить немцев из одной траншеи и закрепиться в ней. Под покровом темноты разведчики скрытно подобрались к немецкой траншее и стремительно ринулись в нее, пустив в ход гранаты.

Не имея возможности выявить силы атакующих, немцы предпочли выйти из боя. Разведчики, уничтожив до 15 гитлеровцев и захватив пулемет, заняли траншею и заминировали подступы к ней. На рассвете немцы предприняли частную контратаку, чтобы вернуть потерянную позицию. Организованным ружейным и пулеметным огнем эта контратака была отбита. Траншея осталась в наших руках.

********************************************************************************************************************
От Советского Информбюро*

# Сводка Совинформбюро за 11 июня 1943 года

У убитого немецкого обер-ефрейтора найдено письмо от владельца литейного и машиностроительного завода в Оснабрюке - Карла Веймана. B письме говорится: «...На Оснабрюк был совершён весьма сильный воздушный налёт. Фугасная бомба совершенно разрушила наш дом. Вскоре Оснабрюк пережил ещё один, но уже более интенсивный налёт. На этот раз завод лишился машинного отделения, модельной, литейного цеха, склада между конторой и мастерской и ещё двух складов. После этого Оснабрюк много раз подвергался воздушным налётам. Почти каждый раз фирма несла большой ущерб. Население очень сильно возбуждено этими бомбардировками».



Пленный солдат 3 немецкого полевого штрафного батальона Эрих Андрес рассказал: «В штрафном батальоне очень пестрый состав. Тут отбывают наказание солдаты, моряки, лётчики, а также офицеры различных родов войск. Например, во второй роте служит немецкий полковник Лунд. Солдаты доведены до крайней степени истощения. Самовольная отлучка из расположения части карается смертной казнью. За последние четыре месяца казнено 46 солдат. Осуждённых расстреливает специальная команда из шести человек, которую возглавляет унтер-офицер Вилли Гарц». // Совинформбюро.

____________________________________________________________
Е.Габрилович: Разведчики* ("Красная звезда", СССР)
Боевая выучка разведчика* ("Красная звезда", СССР)
Е.Габрилович: Охотники за «языками»* ("Красная звезда", СССР)
Я.Милецкий: Глаза и уши воинской части* ("Красная звезда", СССР)
Л.Давыдов: Методы немецкой войсковой разведки* ("Красная звезда", СССР)

Газета «Красная Звезда» №137 (5508), 12 июня 1943 года

1943, лето 1943, газета «Красная звезда», июнь 1943

Previous post Next post
Up