«
Правда» №129, 9 мая 1942 года
Коллектив трижды орденоносного Кировского завода предлагает организовать Всесоюзное социалистическое соревнование строителей танков.
Дадим родной Красной Армии новые сотни и тысячи танков! Добьемся окончательного разгрома немецко-фашистских оккупантов в 1942 году!
# Все статьи за
9 мая 1942 года.
Когда попытка вооруженного захвата Ленинграда потерпела неудачу, немецкое командование решило окружить город, сжать его в стальном кольце, отрезать от жизненных и военных центров страны. Гитлер рассчитывал овладеть неприступным городом тисками голода, заморозить его заводы и фабрики, обескровить фронт.
Выступая в начале ноября с очередной хвастливой речью, Гитлер заявил, что он-де будет спокойно выжидать, пока Ленинград, сдавленный голодом, покорно не упадет в протянутые руки немцев, как спелое яблоко. Но и на этот раз планы кровавого шута были сокрушены мужеством, выдержкой и силой советских людей.
Осажденному Ленинграду на помощь пришла родина. По водам Ладожского озера шли корабли и баржи с продуктами и боеприпасами, через линию фронта летели самолеты гражданского и военного воздушных флотов, нагруженные продовольствием и оружием. Город-воин продолжал жить, бороться, поддерживать неразрывную связь со всей великой страной.
В ноябре Ладожское озеро замерзло. Враг торжествовал, предвкушая голод миллионов людей, находящихся в окопах Ленинградского фронта, в домах осажденного города. Фашисты обстреливали Ленинград. Немецкие самолеты бомбардировали город, сбрасывали провокационные листовки, пытаясь посеять смятение в рядах ленинградцев, сломить их волю к борьбе. «По льду Ладожского озера, - злорадствовали гитлеровцы, - невозможно снабжать продовольствием миллионное население и армию».
Но то, что казалось невозможным для фашистов, было осуществлено советскими людьми. В конце ноября по ледовому покрову Ладожского озера была проложена знаменитая автомобильная магистраль. Это было грандиозное сооружение, не имевшее примера в истории гражданского и военного строительства.
Ледовая дорога стала жизненной артерией, связывающей город Ленина со страной. Пульс этой артерии не затихал ни на минуту, бился ровно и ритмично. Ни на минуту не прекращалось движение по ладожской трассе. В морозы и бураны, под артиллерийским обстрелом и бомбежкой с воздуха советские люди везли помощь осажденному городу.
Тысячи рейсов, тысячи тонн различных грузов - вот цифровые показатели каждого дня работы этой дороги. Машины доставляли в Ленинград муку, крупы, сахар, масло, мясо, овощи, рыбу, табак, бензин, уголь, боеприпасы, медикаменты, письма, газеты. За время действия дороги по ней были перевезены миллионы пудов груза.
История ладожской дороги - это поэма о мужестве, настойчивости и стойкости советских людей.
Дорога жила полнокровной фронтовой жизнью. Это и был фронт. И эти люди были одним из стойких отрядов защитников Ленинграда. Они знали, что на них возложена почетнейшая задача снабжения героического города, снабжения бойцов фронта, и работали с величайшей самоотверженностью. При 40-градусных морозах, в пургу и бураны, днем и ночью не прекращалось движение автомобильного транспорта. Славные шоферы-красноармейцы делали по 2-3 рейса в день. Водители Ичевский, Квасникова, Кормилицин, Началин, Варламов, Воротников и другие сутками не покидали своих кабин, выполняя задания командования. Они знали, что их грузы нужны Ленинграду, что город-герой ждет их.
В результате самоотверженной работы тысяч советских людей Ленинград не только обеспечен всем необходимым, но и созданы необходимые запасы.
Страна высоко оценила доблесть и мужество славных тружеников и бойцов ладожской дороги. Указом Президиума Верховного Совета СССР советские люди, образцово выполнившие задание Правительства по снабжению города Ленинграда и Ленинградского фронта, награждены орденами и медалями.
Но значение этой дороги не ограничилось только помощью Ленинграду. Дорога была двусторонней. С востока по ней везли продукты и боеприпасы. Обратно машины уходили с полным грузом. В эти тяжелые дни осажденный Ленинград посылал стране станки, оружие, металл. Город-воин не прекращал своей трудовой деятельности, сам помогал стране бороться с ненавистным врагом.
Когда-нибудь поэты и писатели сложат песни о ленинградской дороге жизни. Они вспомнят о том, как шли по льду эшелоны машин с грузами из Москвы, Свердловска, Горького, Сталинграда, как везли по ней подарки из Средней Азии, как тянулись по ней красные обозы партизан из оккупированных районов Ленинградской области. Страна с глубокой благодарностью узнает о подвиге каждого из тружеников и воинов, проложивших и оберегавших дорогу, об огромном внимании, которое уделили ледовой магистрали ленинградские партийные организации.
Бойцы, командиры и политработники ладожской магистрали проявили ясность цели, настойчивость в достижении этой цели, выдержку и мужество, смелость и стойкость - характерные качества советских людей. Этими великолепными чертами обладают и другие сыны родины, отмеченные сегодня указами Президиума Верховного Совета СССР, - работники Метростроя и строительства НКПС, образцово выполнившие задания Правительства.
Героическая оборона Ленинграда вызывает восхищение во всем мире. К городу-герою обращено внимание всей нашей великой страны. Вместе со славными защитниками города Ленина - весь советский народ, вместе с ними - вся наша Красная Армия, вместе с ними - великий Сталин!
_____________________________________
Джамбул:
Ленинградцы, дети мои!* ("Правда", СССР)
Н.Тихонов:
Ленинград в мае ("Красная звезда", СССР)*
Р.Кармен:
Ленинградские кинохроникеры* ("Правда", СССР)
И.Эренбург:
Варвар под Ленинградом* ("Красная звезда", СССР)
Вс.Вишневский:
Люди города Ленина ("Литература и искусство", СССР)
Газета «Правда» №129 (8900), 9 мая 1942 года